Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства РБ




Проблема села и сельскохозяйственного производства — одна из главных в социально-экономическом развитии общества и укреплении безопасности страны.

В советский период в Беларуси особое внимание уделялось сельскохозяйственному производству. Выделялись значитель­ные материальные и технические ресурсы. Были достигнуты достаточно высокие показатели не только в рамках СССР, но и в европейском масштабе. Так, в 1990-1991 годах республика в расчете на душу населения производила мяса и молока больше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна — на треть больше, чем в среднем страны Европейского союза. Беларуси принадлежало мировое первенство в производстве картофеля и льноволокна.

В 1985 —1990 годах республика поставляла в союзный фонд до 1 млн. тонн картофеля, 300 тыс. тонн мясных и более 2 млн. тонн молочных продуктов. Заработная плата на селе была не более чем на 7 процентов ниже средней по народному хозяй­ству. Один работник, занятый в сельском хозяйстве, обеспечи­вал продуктами питания свыше 20 человек.

Однако в ходе либеральных реформ первой половины 90-х годов XX века многое из достигнутого было разрушено. Нега­тивные последствия осуществляемой в тот период политики привели к резкому снижению объемов производства сельскохо­зяйственной продукции и дестабилизации хозяйственной дея­тельности на селе.

Реформирование АПК и переход на многоукладную систему его ведения привело к сокращению производства основных видов продовольствия в 1,5-2 раза.

Главными причинами такого катастрофического результата явилось: ускоренное разрушение общественного производства при крайне слабой государственной поддержке общественных, фермерских и крестьянских хозяйств, ослабление государственной системы управления, ликвидация централизованного материально – технического снабжения, резкое сокращение использования научных достижений и почти полное прекращение вложения инвестиционных вложений в агропромышленное производство их государственного бюджета.

Производство сельскохозяйственной продукции в РБ за 1990-2002 годы в сопоставляемых ценах снизилось на 45 %. Производство молока в сельскохозяйственных предприятиях снизилось в 2002 году по сравнению с 1990 годом на 47 % мяса на 56 %, яиц – 26 %, шерсти в 36 раз, зерна на 27 %. По Витебской области производство основных продуктов снизилось: зерно в 2 раза, картофеля в 6 раз, молока в 2 раза, мяса в 3 раза.

Производство на душу населения снизилось с 1990 – 2002 гг. сократилось: зерна на 12 %, мяса на 37 %, молока на 34 %, производство картофеля на 11 %, производство овощей увеличилось на 108 %.

Беларусь находится на пороге зависимости от импортных поставок. Оптимальное производство сельскохозяйственной продукции, которое обеспечивает продовольственную безопасность страны (т.е. обеспечивает потребность внутри страны и необходимый размер экспортных поставок) составляет по: зерну – 9,5 млн. тонн, картофелю – 10,5, овощам – 1,35, молоку – 7,0, сахарной свекле – 2,2, мясу (в живом весе) – 1,5 млн. т. Фактическое производство сельскохозяйственной продукции в 2002 г. к уровню производительной безопасности составило по: зерну – 53 % (5,9 млн. т), картофелю – 71 % (7,4 млн. т), овощам – 112 % (в том числе население 80 %; 1,37 млн. т), молоку – 69 %(4,8 млн. т), сахарной свекле – 51 % (1,1 млн. т), мясу (в живом весе) – 59 % (0,83 млн. т).

Произошло резкое снижение уровня потребления продуктов питания в расчете на душу населения. В 2002 году потребление мяса сократилось по сравнению с 1990 г. на 14 кг и составило только 59 кг; молока сократилось на 122 кг и составило 306 кг; яиц – на 95 шт и составило 230 шт.; сахара – на 7,6 кг и составило 41,4 кг; овощей повысилось на 25 кг и составило 103 кг.

Износ техники составил 70 – 80 %. Увеличилась нагрузка на 1 трактор на 26 % или на 13 га и составила 62 га, на зерноуборочный комбайн на 48 га и составила 134 га. Это сказывается на несвоевременности посева и уборки сельскохозяйственных культур, в результате чего происходит больше их потери.

Сократились инвестиции в сельское хозяйство. Если в 1990 году они составляли 28,8 % от всего народного хозяйства, то в 2000 году – 6,8 %.

Следует отметить, что начиная с 2000 г происходят определенные позитивные сдвиги в росте производства продукции отдельных отраслей. Хозяйства стали лучше снабжаться техникой. Во всех категориях хозяйств за 2001 год возросла реализация молока, скота и птицы на 7 и 5 %, а в сельскохозяйственных предприятиях на 11 и 7% соответственно, повысились показатели продуктивности. Аграрный сектор РБ в 2001 году получил зерна на 6 % больше, чем в 2000 г. За 2002 год увеличилось производство молока на 1 %, мяса на 2 %, зерна на 16 %.

Но это оказало влияние меры принимаемые правительством для оздоровления экономики сельского хозяйства.

В мае 2001 года разработана и одобрена правительством «Программа совершенствования АПК РБ на 2001-2005 гг.», которая станет ориентиром в развитии сельского хозяйства на пять лет.

Ею предусмотрено:

1. вывод из интенсивного оборота малопродуктивных земель;

2. размещение всех видов сельскохозяйственной продукции по наиболее экономически выгодным регионам;

3. определение сырьевых зон для перерабатывающих предприятий (с тем, что бы полностью задействовать мощности молокозаводов, мясокомбинатов; в настоящее время – 20-30 % загружены);

4. интеграция в единые организационные структуры предприятий по производству, переработке и реализации конечной продукции. В этой технологической цепочке окажутся зоны по производству сельхоз. сырья, крупные животноводческие комплексы, перерабатывающие предприятия, торговая сеть, банковская структура, что позволяет снизить себестоимость продукции;

5. создание многоукладной экономики, базируется преимущественно на арендной форме земельных отношений с использованием средств производства на коллективной и частной основах при равноправных условиях хозяйств;

6. предложены 10 моделей реформирования хозяйств – от присоединения к крепким сельскохозяйственным предприятиям до полной приватизации хозяйства.

В последние годы хотя и наметились положительные тенденции в агропромышленном комплексе, однако они не обеспе­чивают эффективного развития села. Сложившиеся структура аграрного производства и механизмы хозяйствования далеко не всегда способствуют рентабельному ведению отрасли даже при нормативном уровне затрат. В связи с этим требуется принятие государством комплекса дополнительных и более действенных мер.

Инвестирование социальной сферы села в условиях ограниченных финансовых возможностей государства осуществлялось по остаточному принципу. В результате различие в уровнях социальных стандартов города и деревни постоянно возрастало, что породило ряд проблем.

В настоящее время в сельской местности хуже, чем в городе, жилищные условия, менее развит комплекс социально-бытовых услуг, ниже уровень заработной платы, менее благоприятны условия для развития образования и проведения досуга, особенно молодежи. Ухудшается демографическая ситуация.

Создавшееся положение не соответствует государственной политике, приоритетом которой является забота о человеке. Поэтому изменение расстановки акцентов в социальном развитии страны — насущная необходимость.

Сельские регионы занимают около 90 процентов территории Беларуси. В них проживает около 30 процентов населения, которое обеспечивает продовольственную безопасность государства. Кроме того, село — хранитель национальных традиций, белорусского языка, фольклора, народного творчества. Сберечь и развить этот источник — важнейшая государственная задача.

Сегодня стало очевидным, что без кардинальных перемен невозможно вывести сельскохозяйственное производство на самоокупаемость, обеспечить привлекательность сельского труда и образа жизни.

Более того, социально-политическое и экономическое положение республики позволяет приступить к системному реше­нию этой задачи. Создана надежная основа для развития народнохозяйственного комплекса, эффективно работает промышленность, в том числе обслуживающая аграрное производство. Отлажена финансовая система государства, сформирована нормативно-правовая база функционирования субъектов хозяйствования в рыночной среде. Имеются существенные достижения в аграрной науке как по организационному совершенствованию отрасли, так и по технико-технологическому ее переоснащению.

Результаты выполнения Программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы являются фундаментом для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства. Сложились реальные возможности для разработки программного документа, позволяющего комплексно решать многоплановые проблемы социально­го обустройства села, улучшения духовного и материального благополучия сельского населения, вывода аграрной отрасли на более высокий уровень развития.

Таким образом, разработка Государственной программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы (далее — Программа) обусловлена:

1) социально-политической важностью и общегосударственным значением проблемы, так как для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного комплекса требуется государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, формирования конкурентоспособного агропромышленного производства, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблем, необходимостью привлечения к их решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском и региональном уровнях, поскольку организационная разобщенность предприятий аграрного сектора экономики и объектов социальной сферы является тормозом в решении проблем села. Только комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, правовых/научных и других мероприятий, увязанный с ресурсами, исполнителями и сроками осуществления, обеспечит эффективное решение задач экономического и социального развития села;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки социально-экономического развития села, ибо ежегодно принимаемые меры по совершенствованию системы этой поддержки, как правило, направлены на решение множества обособленных проблем. Каждое ведомство или орган местной власти, ответственные за отдельные вопросы государственного регулирования, пытаются их решить на своем уровне целесообразности. В результате значительные государственные ресурсы расходуются неэффективно. Закрепление в программном документе механизма использования средств государственной поддержки, а также других видов инвестиций для решения
стратегических направлений развития села и аграрного производства является актуальнейшей задачей совершенствования народнохозяйственного комплекса страны.

На основе Программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы предстоит создать устойчивую аграрную экономику, гарантирующую продовольственную безопасность Беларуси, обеспечение более высокого уровня жизни сельского населения, соответствующего новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.

Основными целями Программы являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиции.

Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.