Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, условия и виды конкуренции

Экономическая сущность конкуренции

ТЕМА 3. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

В каждой стране рыночная экономика приобретает отличающие ее особенности. Одно из важнейших различий состоит в развитости конкуренции. Практика доказала, что эффективность национальной экономики тем выше, чем сильнее в ней развита конкуренция.

Честная и открытая конкуренция выгодна всем — потребителям, производителям и обществу в целом.

Потребителю конкуренция обеспечивает следующие выгоды:

— только благодаря конкуренции потребитель может выбирать: что, у кого и по какой цене покупать;

— возможность выбора означает, что потребитель становится относительно свободным от корыстолюбивого производителя;

— благодаря свободному выбору потребитель вынуждает производителя заботиться о повышении качества товара и снижении его цены.

Производителю конкуренция обеспечивает следующие выгоды:

— возможность выбора вида бизнеса и свободного перемещения капитала в избранную сферу экономики;

— максимизацию прибыли за счет опережения конкурентов в эффективности использования факторов производства, в улучшении качества товара и в снижении цены на него;

— поскольку каждый производитель сам является покупателем производственных ресурсов, то конкуренция между его потенциальными поставщиками позволяет ему осуществлять наиболее экономичные издержки производства.

Обществу в целом конкуренция обеспечивает следующие выгоды:

— увеличение доли взаимозаменяемых товаров, что способствует росту эластичности спроса и предложения;

— снижение цен, разнообразие и повышение качества товарной продукции и услуг фирм-конкурентов, стремление производителей к уменьшению производственных расходов обеспечивают повышение уровня жизни и экономическую эффективность производства;

— ускоренное преодоление периодически возникающих дефицитов за счет беспрепятственного перелива капиталов, ресурсов и труда в отрасли, продукция которых пользуется повышенным спросом.

После такой характеристики конкуренции, где она предстала всеобщей благодетельницей, хочется немедленно узнать — а как же организовать столь «плодоносящую» конкуренцию?


В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности - это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция.

Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции

Можно сказать: нет конкуренции — нет рынка, нет его управляемости. Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т.е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции.

Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников.

Действует и стимул к экономии на материальных оборотных средствах. Оказывается экономически необходимым искать и использовать более дешевые сырье и материалы, применять материале- и энергосберегающие технологии.

Не менее важным и действенным средством внутриотраслевой конкуренции является качество продукции и другие аспекты неценовой конкуренции. Если завоеван авторитет качества продукции какой-либо фирмы, то ей обеспечен сбыт продукции, даже если она продается дороже.

Межотраслевая конкуренция - это другой вид соперничества между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности по главному критерию - норме прибыли, которая позволяет сопоставлять результаты с затратами.

Один вид конкуренции может отличаться от другого по средствам его ведения. Различают конкуренцию ценовую и неценовую

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В частности, в зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль, или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента.

Цена «снятия сливок» используется тогда, когда на рынке появляется какая-то «ниша», т. Е. Возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых продуктов. Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке. Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущая фирма. Так называемая психологическая цена устанавливается на уровне несколько меньшем, чем некая круглая высокая цена (не 100, а 99 долл.)

Неценовая конкуренция использует средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок, упаковка, послепродажное обслуживание, система доставки и т.п.

Добросовестная конкуренция соблюдает правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.

Недобросовестная конкуренция ведется методами технического шпионажа, переманиванием специалистов, подкупом работников конкурента, путем ложной рекламы, использования чужого товарного знака и т.п.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует от необходимости защиты конкурентной среды. Основная цель состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие виды и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рыночное равновесие. Равновесная цена | Рынок совершенной конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.