Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производитель пытается предусмотреть реакцию потребителя. Для этого и вводятся элементы планирования




Рынок воздействует на производство путем реакции потребителя на уже произведенную продукцию.

Планирование на предприятии

Планирование является одной из важных форм хозяйствования. Каждое пред-приятие вынуждено подчинять свои действия ценовому механизму, закону спроса и предложения.

Деятельность предприятий регулируется через принятие плановых решений с этой позиции планирование следует рассматривать как механизм, который заменяет цены и рынок во внутренней деятельности предприятия. Планирование является составной частью менеджмента, представляет собой умение предвидеть цели предприятия, результат его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

Планирование → принятие решения → реализация → контроль

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: по степени охвата; по содержанию планирования:

- стратегическое – в связи с поиском новых возможностей и продуктов;

- тактическое – создание предпосылок для известных возможностей;

- оперативное – реализация возможностей;

по предмету планирования:

- целевое; планирование средств; программное; планирование действий;

по сфере функционирования:

- по сбыту; по персоналу;

по срокам с точки зрения организационных структур.

Планирование представляется в виде последовательности взаимосвязанных шагов по преодолеванию соответствующих проблем и состоит из поиска, анализа, измерения, прогнозирования, оценки, обсуждения, сравнивания и выбора.

В своей основе план и рынок предусматривают решение одной и той же проблемы: формирование структуры и пропорций производства в соответствии с потребностями в том или ином продукте.

Планирование включает 4 фазы: анализ; постановка целей; прогноз; выработка программы.

Успех планирования зависит от понимания того, что было в прошлом и есть в настоящем. Поэтому одна из граней планирования – это анализ предыдущих и те-кущих событий, которые являются либо частью деятельности предприятия, либо влияют на нее.

В процессе анализа нужно задавать вопросы: где мы сейчас? И как мы сюда попали? И пытаться найти ответ на эти вопросы. Данные для анализа собирают работники соответствующих служб организации, аудиторы и т.д.

Интерпретация полученных данных является работой управленца (менеджера) в лице руководителя. Такая информация по производственной деятельности может включать в себя детали хода производства (данные по количеству и сумме запасов, сырья, материалов, топлива, сведения об объемах производства, видах продукции, запасах годовой продукции), оценку доходов, расходов, прибыли и т.д.

На основе анализа делается вывод о благополучии предприятия.

Следующий вопрос: Куда мы придем, если продолжим наш нынешний курс?

Для этого делают прогноз, он посвящен определению спроса, объемов продаж, наличию сырья, оценке всего рынка и конкурентов. Чем точнее сделан прогноз, тем увереннее управленец в выбранном пути.

Целью предприятия является ответ на вопрос: Куда мы должны прийти? Поэтому ответственным этапом является постановка целей:

- удовлетворительная прибыль, которая выражается в % на вложенный капитал собственника;

- увеличение продаж, выраженное в темпах прироста, в % или сумме по сравнению с итогами работы компании за предшествующий период;

- рост или удержание доли рынка, выраженный в виде % продаж в общем их объеме по группе или на данной территории.

После постановки цели, вырабатывается программа ее достижения. В программе предусматривается увязка целей развития с ресурсами, обеспечение определенных пропорций между показателями.

План является стратегией фирмы, а конкретные меры по его осуществлению (заключение договоров с поставщиками, транспортными предприятиями, строительство новых объектов, подготовка кадров и т.д.) выступают ее тактикой.

Планирование дает очень много выгод, таких как:

- поощряет руководителей и специалистов (менеджеров) постоянно мыслить перспективно;

- в процессе выработки и выполнения планов осуществляется четкая координация предпринимаемых предприятием усилий;

- заставляет организацию четко определять свои задачи и устанавливать показатели деятельности для дальнейшего контроля;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- подготавливает организации к внезапным переменам и наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей должностных лиц.

Перспективное планирование – это управленческий процесс создания поддержки стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

План – это система и при его разработке необходимо предусматривать:

♦ определение целей и задач – руководители предприятия и специалисты должны уяснить, каких целей они хотят добиваться в будущем и где, когда, как и для кого, предприятие собирается производить и реализовывать свою продукцию (услуги).

♦ ресурсы. Прежде всего, надо определить потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах и оптимизировать их структуру для достижения поставленных целей. Оценка выбора вида и эффективности деятельности целесообразно осуществлять по отношению прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств.

♦ установление пропорций. При разработке плана требуется обеспечить сбалансированность показателей, определенное соответствие между ними. Определение оптимальной доли собственных оборотных средств в их совокупной величине, уровня развития, материально-технической базы, обеспеченности транспортными услугами.

♦ организация выполнения плана. Речь идет об определении экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на наиболее полное удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли, или о путях и средствах достижения поставленных целей.

♦ контроль за выполнением плана. В процессе контроля необходимо подвести итоги развития, дать им оценку и принять решение о корректирующих действиях.

Стратегия предприятия

Представляет собой совокупность его главных целей и обоснование способов достижения этих целей. Осуществление стратегических направлений деятельности предусматривается всей системой планов.

Стратегия – это стержень, который пронизывает, связывает все виды планов.

Виды планов

♦ долгосрочные планы-прогнозы разрабатываются на 10-25 лет, нацелены на решение многих стратегических направлений деятельности предприятия.

♦ среднесрочные планы-прогнозы конкретизируют долгосрочные планы. Разрабатываются на 3-5 лет.

♦ текущие (краткосрочные) планы, в которых указываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год. Этот план охватывает производство, сбыт, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые ресурсы.

Многие планы представлены в форме бюджетов, когда для решения конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов.

Совокупность бюджетов представлена в годовом финансовом плане, в котором планируется движение денежных средств, прибыль и убытки, оценивается состояние баланса предприятия. По мере выполнения годового плана его результаты анализируются и учитываются при корректировке или пересмотре стратегического плана.

♦ оперативные планы – детальная разработка плана по решению конкретных вопросов деятельности предприятия в текущих: декаде, месяце, квартале и т.д.

♦ инвестиционные проекты – планы вложений предприятия, предусматривающие создание новых производственных мощностей и строительство различных объектов. Эти планы разрабатываются на длительный период.

♦ бизнес – план – это программа осуществления бизнес - операций, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Этот план развития предприятия разрабатывается при освоении новых сфер деятельности предприятия, создании новых видов бизнеса. Важную роль этот план выполняет при решении вопросов выхода из кризиса неплатежей. Может использоваться как инструмент процесса приватизации гос. и муниципальных предприятий. В нем обосновываются предложения по приватизации и определен круг задач по оздоровлению приватизируемых предприятий.

Бизнес-план составляется также, как часть проектов эмиссии ценных бумаг, которые публикуются при акционировании предприятия.

При создании и планировании развития промышленных объектов наряду с бизнес-планом по аналогичной схеме разрабатывается специфический плановый документ – технико-экономического обоснования (ТЭО). Здесь делается упор на производственно-технические процессы, а коммерческие рыночные проблемы – не раскрыты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.