Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справедливость в налоговой политике




Экономическая теория налогообложения. Функции налогов.

Структура расходов бюджета.

1. Государственное управление.

2. Международная деятельность;

3. Национальная оборона.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

5. Федеральная судебная система.

6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому про­грессу.

7. Промышленность, энергетика, строительство.

8. Сельское хозяйство и рыболовство.

9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

10.Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

11.Развитие рыночной инфраструктуры.

12.Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

13.Образование.

14.Культура и искусство.

15.Средства массовой информации.

16.Здравоохранение и физическая культура.

17.Социальная политика.

18.Обслуживание государственного долга.

19.Пополнение государственных запасов и резервов.

20.Мобилизационная подготовка экономики.

21.Прочие расходы.

22.Расходы целевых бюджетных фондов.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирую­щее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отрасле­вую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспо­собность на мировых рынках.

Виды налогов и их классификация. Ставки налогов. Кривая Лаффера.

Налог - это обязательный платеж, который поступает к государству в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы. Они являются главным инструментом пе­рераспределения доходов и финансовых ресурсов. Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономи­ческого, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является госу­дарство, а другой - субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования эконо­мических процессов на макроуровне.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сбо­ров, пошлин) образует налоговую систему. Часть налогов во всех странах соби­рает центральное правительство, а другую часть - местные органы власти.

Налоги классифицируются:

- по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

- по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

- по субъектам налогообложения (налоги с юридических лиц, на­логи с физических лиц); по объектам налогообложения (налоги на товары и ус­луги, налоги на доходы, прибыль, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

- по целевому назначению налога (общие, специальные).

Прямые налоги берутся с каждого гражданина и с каждой действующей в стране фирмы, а косвенные - только с тех, кто совершает определенного рода действия, например, покупку соли, обмен валюты или регистрацию предпри­ятия. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог и ряд других.

Косвенные налоги изымаются посредством государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госу­дарственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные на­логи, таможенные пошлины, налоги на продажу, налог с оборота, налог на до­бавленную стоимость и пр.

Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные - в большей степени регулируют процессы распределе­ния и потребления.

Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность. Налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен.

Налоги выполняют две функции: фискальную, т.е. функцию образования бюджетного дохода) и контрольную. Государство, устанавливая отдельные элементы налога (ставку налога, объект налога и т.д.) создает условия для исчисления оклада и взаимосвязанных с ним показателей - прибыли и себестои­мости. Тем самым предполагается возможность контроля за всей хозяйствен­ной деятельностью.

Важнейшими элементами налога являются следующие.

1) Субъект налога - физическое или юридическое лицо, на которое государством возложена обязанность внесения налога в бюджетный фонд;

2) Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода;

3) Объект налога - имущество или доход, которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущест­во, движимое имущество, предметы потребления, доходы;

4) Источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится налог. Например, источник налога на прибыль - прибыль, подоходно­го налога - заработная плата. Источник может совпадать с объектом налога
(пример: подоходный налог - объект налога - заработная плата, она же источ­ник налога);

5) Единица (масштаб) обложения - часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Такой единицей может служить по подоходному налогу - один рубль дохода, по земельному налогу - единица измерения пло­щади-0,01 м2;

6) Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Став­ка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах;

7) Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налогообложение может быть пропорциональным, прогрессивным или регрессивным. Это значит, что ставка налога по мере роста дохода не меняется, или падает. Первые два случая рассмотрим на примере подоходного налога. При пропорциональном налогообложении ставка налога для всех уровней дохода одинакова. Это означает, что при ставке налога, равной 12%, работник, получающий в год 10000 руб., платит 1200 руб. налога, а служащий банка, ко­торый получает 100000 руб. - 12000 руб. налога.

При прогрессивном налогообложении ставка налога тем больше, чем вы­ше уровень дохода. Допустим, ставки налога определены следующим образом: с дохода ниже 20 тыс. руб. в год - 12%, а с дохода превышающего 20000 руб. в год - 20%. Тогда работник заплатит те же 1200 руб., а вот работник банка -20000 х 0,12 + (100000 - 20000) х 0,20 = 2400 + 16000=18400 руб.

Идея прогрессивного налогообложения основана на том, что предельная полезность и, следовательно, ценность денег для богатого человека меньше, чем для бедного, и поэтому справедливо будет взять с него больший процент налога.

Регрессивное налогообложение, т.е., чем больше доход человека, тем меньший процент своего дохода он уплачивает. Это относится не к прямым, а к косвенным налогам, которые платятся не в процентах к доходу, а в виде одина­ковой для каждого покупателя денежной суммы.

Какие ставки налога, какой характер налогообложения следует предпо­честь, вопрос сложный. С одной стороны любому правительству хочется полу­чить больше налогов - это даст возможность больше тратить деньги на оборо­ну, здравоохранение, культуру, образование. Престиж и мощь государства бу­дут расти. Однако и здесь надо знать меру. Если налог сделать слишком высо­ким и к тому же «сильно прогрессивным», например, брать с очень высоких доходов 90% налога, люди будут стараться работать и зарабатывать поменьше или просто прятать от налогов часть своих доходов.

Зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок проиллюстрировал современный американский экономист Артур Лаффер, начертив кривую зависимости налоговых поступлений - общей величины собранного налога - от размера налоговой ставки. Налоговые посту­пления равны средней налоговой ставке, умноженной на налоговую базу, т.е. величину личных доходов или прибылей, с которых берутся налоги. Вначале рост налоговой ставки ведет к увеличению собранных налогов. Но постепенно растущие ставки налогообложения начинают лишать частных лиц (если речь идет о подоходном налоге) и фирм (если мы берем налог с прибыли) стимулов к зарабатыванию доходов.

Допустим, что все налоги, уплачиваемые предприятием сведены к одно­му всеобщему налогу со ставкой X. Постараемся найти оптимальное значение ставки X, при котором Y - поступления в государственный бюджет - будут максимальными. Для того, чтобы найти искомое значение Х0, надо установить зависимость доходов Y от налоговой ставки X при условии, что другие факто­ры не изменяются, либо не оказывают влияния на государственные доходы.

При ставке X = 0 доход Y = 0, т.к. государство не будет получать налогов, а следовательно и доходов. Очевидно, что при налоговой ставке Y = 100% предприятия, у которых государство полностью изымает их доход в бюджет, прекратят производство и не будут приносить дохода. Так что нулевой в этом случае станет база взимания налога. При низких налоговых ставках предпри­ятия будут приносить высокий налогооблагаемый доход и с увеличением нало­говой ставки X будут расти и налоги, и государственный доход. Но по мере роста ставки налога стремление предприятия поддерживать высокий объем производства начнет уменьшаться, а с ним и налоговые доходы государства.

Теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не уда­ется, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35 - 40% его величины, нецелесообразны с позиций поддержания интереса предприятий к наращиванию производства. По­зиции разных стран в отношении доли, которую должны составлять налоги в валовом национальном продукте различны. США, Япония ориентируются на налоговые поступления, составляющие 30 - 35% ВНП, в Великобритании -40%, Германии в определенный период времени превышал 50%.

На практике оптимальные налоговые ставки, согласно кривой Лаффера, оказываются не реальными, потому что постоянно приходится выбирать: либо решение фискальных задач и максимизация доходов бюджета в данный период, либо некоторое снижение налоговых поступлений в целях стимулирования экономического роста с последующим расширением налоговой базы.

Какими должны быть налоги - это один из самых важных политических вопросов в любом государстве. Поэтому вся система налогообложения в стра­не: виды налогов, их распределение между центральными и местными, порядок их взимания, налоговые ставки и льготы - определяются в законах, которые принимает выбранный парламент (в России - Федеральное собрание).

Результат практического использования налогов заключается в том, что они играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими ли­цами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП. Существенна и регулирующая роль налогов. Например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способ­ствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансфор­мации сбережений в инвестиции. При повышении налоговых ставок, а следова­тельно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении ча­стного сектора, снижаются темпы экономического роста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.