Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние налогообложения на цены




Десятипроцентное обложение налогом литра бензина повысит его цену, и как следствие – уменьшится объем спроса.

S1

P1 S

P

P2 D

0 Q2 Q1 Q

Рис.8

На рис. 8 показано влияние налога на рынок бензина. Налог для производителя – это увеличение его издержек, следовательно, цена литра бензина для покупателей поднимется на сумму, равную сумме налогообложения.

Налог воздействует на предложение товара, как увеличение издержек производства, одновременно увеличение издержек производства, одновременно уменьшая прибыльность продажи продукта. Как результат введения налога кривая предложения смещается влево с S до S1. На рисунке видно, что появляется новая цена: Р перемещается в Р1 с одновременным сокращением объема продаж, Q1 перемещается к Q2. На практике вся сумма налога не включается в цену, так как это может привести к резкому сокращению объема производства, что больно отразится на производителях, продавцах и покупателях. Налог делится между продавцом и покупателем.

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Эластичность - это способность одной переменной измениться под влиянием изменения другой переменной.

Рассмотрим взаимоотношения спроса и цены.

Эластичность спроса относительно цены показывает, на сколько процентов изменяется спрос на определенный товар при изменении его цены на 1 %.

.ЕД=(∆Q/Q) / (∆Р/Р)= (Q1 -Q0) / Q0 / (Р1-Р0) / Р0, где ЕД- коэффициент эластичности; Q0 – спрос на товар до изменения цены; Q1- спрос после изменения цены.

Коэффициент эластичности спроса относительно цены всегда будет отрицательным, так как спрос и цена меняются в противоположных направлениях.

Ценовая эластичность позволяет прогнозировать возможные расходы потребителями своего дохода, что влияет на ценовую тактику производителей.

Если небольшое изменение в цене приводит к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты называется эластичным (Е>1).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие товары называют неэластичным (Е<1).

Исходя из формулы Е=% ∆Q /% ∆Р спрос будет эластичным, если данное процентное изменение цены приведет к большому процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Пример. Снижение цены на 3 % вызывает увеличение спроса на 6 %- спрос эластичный, или снижение цены на 6% приводит к росту спроса на 2 % - спрос неэластичный. Коэффициент эластичности в данном случае равен 13(26).

Ситуация, когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, называется спросом с единичной эластичностью.

Пример. Снижение цены на 6 % приводит к росту спроса на 6 %. Коэффициент эластичности в этом случае равен 1 (Е=1).

В экономике крайне редко бывают случаи, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Такой спрос называется совершенно неэластичным.

совершенно неэластичный

P спрос D 1

 

D 2


совершенно эластичный спрос

0 Q

 

На рис.9 кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно неэластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной линии.

Как правило, спрос неэластичен на товары и услуги, которые являются жизненно необходимыми или не имеют заменителей, или доля расхода потребителей на эти товары крайне незначительна.

На товары, которые имеют заменители или являются предметом роскоши, спрос эластичный.

В экономике часто проявляется эффект Гиффена, т.е. ситуация, когда повышение цен на все товары вызывает увеличение спроса на определенный товар. Этот товар называется «низшим» (низшей категории), спрос на него находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя. Как правило, на этот товар приходится значительная часть бюджета семьи. Перекрестная эластичность (ПЭС) показывает изменение спроса на данный товар при изменении цен на другие товары. Для анализа данного вида эластичности все товары делятся на три группы: товары – заменители, комплементарные (дополняющие) и независимые товары. Перекрестная эластичность измеряется по формуле:

ЕС=∆QX/QX/∆Pу/Pу, где Qx – спрос на один товар; РУ – цена другого товара.

Величина ПЭС может быть положительной, нательной и нулевой.

Если два товара взаимозаменяемы и служат одинаковым целям, их ПЭС будет положительным. Если резко увеличилась цена на пепси – Колу, то резко возрастает спрос на кока – Колу.

Комплементарные товары - кофе и кофеварка. Эти товары взаимно усиливают удовлетворение от их потребления. Они имеют отрицательную ПЭС. Если два товара независимы друг от друга, то их ПЭС равна 0. Увеличение цен на капусту не скажется на спросе на автомобили.

Эластичность спроса по доходу (ЭСД) измеряет процентные изменения в объеме покупок в ответ на каждое 1%-ное изменение в доходе. Исчисляется по формуле:

Еi=∆ВQ/Q ∆I/I,

Где Еi – эластичность спроса по доходу (ЭСД); l – доходы потребителя; Q - количество купленного товара.

Значение Еi может быть положительным, отрицательным числом или нулем.

Положительная ЭСД подразумевает, что увеличение в доходе (при прочих равных условиях) сопровождается увеличением объема покупок. Нормальные товары всегда имеют положительную ЭСД. Товары где ЭСД больше единицы и увеличивается при росте дохода, называют предметом роскоши.

Увеличение в доходе влечет увеличение в потреблении товаров (все выражается в процентах).

Обратите внимание на кривые Энгеля. (рис.10), иллюстрирующие влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов.

Q

3

2

       
   
 
 


0 I

Рис.10 Q- количество потребляемого товара

I- доходы потребителя

1-продовольственные товары

2-промышленные товары

3-высококачественные товары и услуги

Первый закон Энгеля утверждает: чем выше уровень жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего качества.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.