КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль закона стоимости и конкуренции в механизме функционирования рынка
Закон стоимости является объективным законом товарного производства. На его действии строится классическое направление в экономической теории. Сущность закона стоимости заключается в том, что общественный труд, затраченный на производство товаров, проявляется как стоимость, а обмен товаров происходит в соответствии с затраченным на его производство общественно необходимым трудом. Закон стоимости выполняет целый ряд функций, в том числе: — распределения ресурсов по сферам производства, — регулирования пропорции в обмене товаров, — стимулирования развития производства, — формирования цен. Закон стоимости является источником самоорганизации и саморегулирования рыночной экономики, ее движущей силой. Но поскольку данный закон как регулятор является стихийным, то рыночная экономика в чистом виде не застрахована от кризисов, безработицы (пример, современный кризис). Исходя только из действия закона стоимости невозможно определить перспективу экономического развития, добиться сбалансированного развития всех отраслей экономики, обеспечить социальную защиту и т. д. Поэтому стихийное регулирование на основе закона стоимости дополняется государственным регулированием. Государственное регулирование как бы снимает, сглаживает стихийность в действии закона стоимости. Государство берет на себя такие функции, которые не может выполнить закон стоимости, в том числе функции: — социальной защиты населения, — определения долговременной перспективы экономического развития, — стимулирования развития производства в нужном для общества направлении. Закон спроса и предложения, закон стоимости действуют только в конкурентной среде. Поэтому необходимым экономическим законом рыночной экономики является закон конкуренции.Конкуренция — это экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ и услуг. Под воздействием внутриотраслевой конкуренции формируются общественно необходимые затраты на производство товаров и услуг, вследствие межотраслевой конкуренции происходит перелив капитала из одной сферы и отрасли в другую. В результате равновыгодными становятся все сферы и отрасли экономики. Закон конкуренции выполняет стимулирующую, санирующую и дифференцирующую функции. Выделяют множество методов конкурентной борьбы: — лишение конкурента сырья, рынков сбыта кредитов, — скупка патентов, — сбивание цен, — захват рынков рабочей силы. Методы конкурентной борьбы могут делиться на ценовые и неценовые. К ценовым методам относятся методы ценовой дискриминации, в том числе установление разных цен в отдельных регионах, демпинговых, бросовых цен. Сегодня все больше используются неценовые методы, в том числе борьба за потребителя путем повышения качества товаров и услуг, расширения ассортимента, послепродажного обслуживания, то есть конкуренция перемещается в сферу НТП, наукоемкой продукции, экологически чистого производства. Помимо методов, выделяют формы конкурентной борьбы. В зависимости от того или иного критерия различают внутриотраслевую и межотраслевую, совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества рыночной конкуренции: — более эффективному использованию ресурсов; — быстрому реагированию на изменяющиеся условия производства и приспособлению к ним; — оптимальному использованию достижений НТП; — ориентации товаропроизводителей на удовлетворение потребностей общества, повышение качества товаров и услуг. Недостатки рыночной конкуренции: — она не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, запасов недр, морей, океанов); — не обеспечивает развития товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт и т. д.); — не создает условий для развития отраслей социальной сферы; — не гарантирует прав на труд, отдых, доход; — не содержит механизмов, сдерживающих расслоение в обществе на бедных и богатых. Рыночная конъюнктура, под которой понимается совокупность условий, сложившихся на рынке в конкретный момент. К факторам, влияющим на конъюнктуру рынка, относятся: — временные, в том числе сезонные, социальные, стихийные факторы; — постоянные, вызванные государственным регулированием экономических процессов; — циклические, связанные с фазами цикла, в том числе сокращением объемов производства во время кризиса и обновлением основных факторов и продукции при подъеме.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |