Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, структура и функции финансов




Тема 9. ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА. НАЛОГИ И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ИНФЛЯЦИЯ

 

 

 

Понятие «финансы» относится к числу наиболее широко распространенных и обобщенных экономических категорий, отражающих социально-экономические процессы в экономике. Как и ряд других экономических категорий, данное понятие трудно определить с помощью одного признака.

Финансы часто отождествляются с денежными ресурсами, формируемыми у субъектов экономики за счет различных видов денежных доходов, отчислений, поступлений, идущих на цели расширенного производства.

Финансы также увязываются с обеспечением денежными средствами субъектов экономики. Этот признак финансов наиболее полно характеризует понятие «финансирование».

Финансы представляют собой распределительные отношения. Через систему финансовых отношений происходит образование и распределение ВВП, НД, доведение их до потребителя.

Обобщая вышеперечисленные признаки финансов, можно дать следующее определение их сущности. Финансы — это система денежных отношений, которая опосредует создание, распределение и перераспределение ВВП и НД. Роль финансов в экономике, сфера их действия, закономерности развития определяются экономической системой, ее моделью.

Финансы выполняют несколько функций:

— распределения ВВП и НД. Через финансы ВВП и НД распределяются между сферами, отраслями, территориями, членами общества. Через эту функцию формируются денежные доходы субъектов экономики, денежные поступления в различные сферы и отрасли экономики, бюджет, внебюджетные фонды;

— формирования пропорций в экономике, их оптимальной структуры;

— проведения инвестиционной и структурной политики;

— осуществления учета и контроля со стороны общества (государства) социально-экономических процессов в экономике;

— стимулирования развития экономики.

В основе построения финансовой системы обычно лежат следующие критерии:

— функциональное назначение каждого звена финансовой системы, то есть каждое звено, например бюджет, страховые фонды и т. д., решает свои задачи;

— территориально-отраслевая структура финансов;

— единство финансовой системы, которая реализуется через финансовую политику государства.

Исходя из этих критериев в финансовой системе можно выделить следующие элементы:

финансы предприятий, учреждений, организаций, которые представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов на цели воспроизводства, выполнением обязательств перед кредитно-финансовой системой, бюджетом и т. д. Данный уровень выступает основой финансовой системы;

финансы различных страховых фондов, компаний. Это фонды социального страхования, личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и т. д. Здесь аккумулируется часть денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц, на случай непредвиденных событий или для выплаты пенсий, медицинского обслуживания в будущем и т. д.;

финансы территорий — это денежные отношения, связанные с формированием бюджетов территорий и внебюджетных фондов. Их цель — обеспечение финансирования развития социальной сферы, инвестиционной деятельности, осуществление различного рода компенсаций, дотаций;

государственные финансы — денежные отношения, свя­занные с распределением и перераспределением национального дохода, национального богатства на цели расширенного воспроизводства, социально-культурные потребности членов общества. Стержнем государственных финансов выступает бюджет. Часть денежных ресурсов аккумулируется во внебюджетных фондах;

финансы домохозяйств (личные финансы).

Основными финансовыми учреждениями являются:

министерство финансов и его органы;

финансовые органы территорий;

финансовые компании и различные финансовые фонды, осуществляющие страхование юридических и физических лиц, а также целевое финансирование;

финансовые службы предприятий, организаций;

налоговая служба.

Между данными финансовыми учреждениями существует разветвленная сеть финансово-денежных отношений. Каналами этих отношений являются:

налоги,

кредиты,

различного рода неналоговые платежи (оплата товаров, услуг, возврат ссуд, вклады, взносы),

субвенции и субсидии из бюджетов различных уровней,

трансферты — прямое финансирование из бюджетов
и т. д.

 

§ 2. Бюджетная система:
содержание, структура, функции

 

Основу финансовой системы составляет государственный бюджет. В буквальном смысле слова бюджет означает «денеж­ная сумка», «кошелек для хранения денег».

Бюджет, с одной стороны, — это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает государство, территориальные органы, а с другой — это отношения между доходами и расходами данных субъектов экономики, баланс их денежных средств.

Государственный бюджет обычно включает:

федеральный (центральный) бюджет;

бюджет регионов (субфедеральный уровень);

местные бюджеты (муниципальный уровень).

Бюджетные ресурсы всех трех уровней образуют консолидированный бюджет страны (сводный). Бюджетные уровни тесно связаны между собой. Установленныйгосударствомпорядок взаимодействия между бюджетными уровнями формирует бюджетную систему страны.

В унитарных государствах взаимосвязь между бюджетами жестко централизованная. Это означает, что бюджетные уровни имеют общую систему доходов, составляются по единым правилам, а территориальные бюджеты зависимы от центрального бюджета.

В федеративных странах бюджетные уровни автономны. Бюджетная автономия проявляется :

— в четком разграничении полномочий между основными уровнями власти по бюджетным расходам;

— наделении каждого уровня власти для реализации своих полномочий достаточными фискальными ресурсами;

— сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью бюджетных трансфертов для достижения стандарта государственных услуг.

Бюджетная система обычно выполняет три функции:

1) макроэкономической стабилизации, в том числе реализации политики доходов (через налоги), занятости, повышения уровня жизни, инвестиционной политики и т. д.;

2) перераспределения национального дохода и содержания непроизводственной сферы, органов управления и т. д.;

3) производства товаров и услуг общественного характера (дотации этим производствам или бюджетное содержание).

Структура бюджета включает доходную и расходную части. Доходная часть в основном образуется за счет налогов (до 90 %). Кроме того, доходы формируются:

— на основе доходов от государственной собственности,

— займов в фондах социального страхования, пенсионном фонде и других фондах,

— займов у ЦБ,

— выпуска ценных бумаг.

Последние три источника образуют внутренний долг государства. Займы могут быть и внешними, но они уже образуют внешний долг государства.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения между плательщиками (физическими и юридическими лицами) и государством. Проявляются данные отношения через систему налогов, сборов и т. д.

Расходная часть бюджета идет на содержание социальной сферы, государственного аппарата, армии и другие государственные нужды. Из бюджета осуществляются инвестиции в производственную и социальную сферу, трансфертные платежи, различного рода субсидии. Как и доходы, расходы классифицируются по статьям — расходы на государственное управление, социальную сферу, поддержание отраслей материального производства и т. д.

В целом бюджетные расходы это тоже экономические отношения, возникающие в процессе распределения бюджетных средств на социально-экономические нужды.

При превышении расходов над доходами образуется бюджетный дефицит. При бюджетном дефиците возникает ситуация, когда государство не имеет средств для выполнения своих функций в экономике. Покрывается бюджетный дефицит, как правило, за счет займов или сокращения расходов бюджета через механизм секвестирования (уменьшения финансирования по основным незащищенным статьям). Бюджетный дефицит — явле­ние неоднозначное. Некоторые экономические школы (кейн­сианская) считают, что небольшой долг (дефицит) даже полезен, так как увеличивается совокупный спрос.

Экономическая теория дефицит бюджета делит на циклический и структурный. Циклический дефицит вызван спадом производства, структурный — структурной политикой государства, то есть инвестированием отдельных отраслей. В такой ситуации причина дефицита связана с государственной политикой подъема производства.

Большое значение, конечно, имеют размеры дефицита и государственного долга в целом по сравнению с объемом ВВП страны. Государственный долг в больших объемах может привести к нежелательным последствиям, в том числе:

— сокращению потребления вследствие необходимости об­служивания долга,

— вытеснению частного капитала из экономики,

— росту налогов,

— перераспределению доходов в пользу держателей ценных бумаг.

Существует такое понятие, как «управление государственным долгом». Это действия государства по погашению долга, конкретному изучению конъюнктуры на рынке ссудного капитала, определению процента по государственному кредиту, доходности ценных бумаг, условий погашения долгов и т. д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.