Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия полит действий

Г.

Г.

Резюме

СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО Мировое образовательное пространство объединяет национальные образователь­ные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоя­нию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном про­странстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образо­вательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Летучие ножницы

 

В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют опреде­ленные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность об­разования всему населению страны и преемственность его ступеней и уров­ней, предоставление автономности и самостоятельно­сти учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим(возможность и равные шансы для каждого человекаполучить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

3) значительное влияние социально-экономических фак­торов на получение образования (культурно-образовательная монополия от­дельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шо­винизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способ­ностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава сту­денчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой центра­лизацией и полной автономией;

8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образователь­ных программ;

10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одарен­ным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их спо­собностей в процессе и средствами образования;

11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в раз­витии, детей-инвалидов.

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространствен­ная (территориальная) и организационная структуры.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают круп­ные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью пред­полагают участие различных образовательных систем.

К крупным международным проектам относятся:

ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% сту­дентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);

ЛИНГВА — это программа повышения эффективности изучения иностран­ных языков, начиная с младших классов;

ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;

ЭСПРИТ — проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;

• ЕИПДАС — это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;

• ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;

ИРИС — это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.

Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах.

В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А. П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

Значение европейских интеграционных процессов не исчерпывается территорией одной Западной Европы. Опыт и импульсы интернационализации позитивно сказываются на ходе взаимодействия национальных образовательных систем в других частях мира.

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.

В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) -генератор интеграционных процессов.

В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования.

В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников cредней школы поступают в университеты. Свыше 30 % тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии — 18%, Италии – 26%, Великобритании—7%). Ныне каждый третий иностранный студент в мире — выходец из стран АТР. К завершению XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира — 68 %, для сравнения — 25 % в США. Республика Корея занимает первое место в мире в расчете на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук.

Государственные расходы на образование в развитых странах составляют око­ло 950 млрд долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем—1620 долларов.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интегра­ционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.

Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы. Географически это воплотилось в участии этого региона в интеграционных процессах Западного полушария на общеамериканском, региональном и суперре­гиональном уровнях и включении стран Латинской Америки в реализацию ряда международных проектов со странами Европы.

Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство осла­бления экономической и политической зависимости от США, а также как возмож­ность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европей­ские культурные традиции и остаточные элементы автохтонных индейских куль­тур. По сравнению с другими развивающимися странами, для данного региона ха­рактерен более высокий уровень элементов инфраструктуры образования. Напри­мер, выпуск книг в расчете на 1 млн жителей в 2-4 раза выше среднего показателя для развивающихся стран. Число преподавателей всех ступеней образования в 1,5 раза выше среднемирового уровня и практически равняется показателю для группы развитых стран. Наблюдается постепенное сокращение неграмотности, распространение начального образования, развитие системы высшего образова­ния. Однако развитие образования имеет, по преимуществу, экстенсивный, свое­го рода «массификационный» характер.

Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассей­на». В ее рамках к 2000 году, предполагается полностью ликвидировать неграмот­ность, всем детям школьного возраста дать восьми- или десятилетнее образова­ние, стать конкурентоспособными на мировом рынке. На субрегиональном уров­не интеграционные процессы охватывают группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность: «Андская группа», «группа Контадора», «группа Рио», «группа трех» — Мексика, Ко­лумбия, Венесуэла. Процессы данного уровня содержательно направлены на ко­ординацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского обра­зования, качество подготовки специалистов, предотвращение «утечки умов». Проект «Общего рынка знаний» латиноамериканских государств реализуется на региональном уровне. Для его координации создан соответствующий орган — Со­вещание министров образования, заседания которого проходят в разных странах.

Общеамериканский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой прототипы американских или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргентина уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.

В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального – 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии — 2,l года затем в Буркина-Фасо — 2,4 года, в Гвинее — 2,7 года, в Джибути — 3,4года. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся—учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире. Например, в Бурунди этот показатель равен 49, в Кении — 39, в Намибии — 38; при среднемировом показателе — 16, а в развитых странах мира — 23.

В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования. Реальную возможность поддержки связей стран данного региона с мировым научным и образовательным сообществом видят в направлении студентов на учебу за границу. В таких странах, как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда, число студентов в расчете на 100 000 жителей колеблется от 16 до 60 человек. Для сравнения: в Республике Корея — около 4000, Ливане — более 3000, Аргентине — 3300, Венесуэле — около 3000, США –– около 6000. Между югом и севером Африки наблюдается гигантский разрыв в качественном уровне образования. В странах Африки (к югу от Сахары) государственные расходы на образование в среднем составляют около 9 млрд долларов США в год; а на образование одного учащегося — около 70 долларов.

К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех субре­гионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образо­вания. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государ­ственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд долларов в год (по данным начала 1990-х годов), а на образование одного учащегося — около 300 долларов.

В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической неста­бильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюда­ется спад в развитии образования. Последнее финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалис­тов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществи­ли «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, со­держания образования, образовательных технологий.

Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточ­ной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры обра­зования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уров­ня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других разви­тых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство.

В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образо­вания (по данным начала 1990-х годов) были выделены группы стран по следую­щим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения стра­ны и численность студентов в расчете на 100000 жителей (см. табл. 1). На основа­нии полученных данных можно сделать вывод, что в практически неограниченный доступ к высшему образованию населения характерен только для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.

К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет — лишь 75 %. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля все­го международного студенческого обмена приходится на Европу.

Для педагогических систем развитых стран характерна тенденция синтеза на­уки, образования и производства через создание крупнейших технополисов.

 

Технополисы впечатляют своими масштабами, научным, образовательным и техни­ческим потенциалом. В формировании таких технопарков ведущая роль принад­лежит высшим учебным заведениям. Например, в Японии 2/3 всех научных кадров страны (около 80 исследовательских и учебных заведений), где обучаются сотни тысяч студентов из 50 стран мира, сосредоточено в таком центре, объединяющем в себе как фирмы, так и высшие учебные заведения и НИИ, в которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования. На базе ряда университетов на юге Франции сосредоточен крупный научный потенциал — «Дорога высокой техно­логии».

Формированию единого мирового образовательного пространства способству­ет развитие дистанционных форм обучения. Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Они позво­ляют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реали­зуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский уни­верситет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийско­го региона, служит примером использования дистанционных методов. В США (по данным середины 1990-х годов) в программе дистанционного обучения уча­ствуют более 1 млн студентов. В мире функционируют глобальные системы дис­танционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционого обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. К концу XX века она насчитывает свыше 900 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Профессорско-преподавательский состав российской высшей школы составляет 240 тыс. человек, из которых около 20 тыс. докторов и около 120 тыс. кандидатов наук. Число российских преподавателей составляет 25 % от численности преподавателей вузов всего мира. Студенческий контингент российских вузов сохраняется в течение последних лет неизменным (2,7 млн человек). По своему объему это сопоставимо с численностью студентов вузов Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Польши вместе взятых. По числу студентов в расчете на 10 тыс. населения Россия стоит в одном ряду с Францией, Японией, Германией, Италией. Однако она почти втрое отстает от США и вчетверо от Канады. При этом только Европейская часть России концентрирует 1/4 часть общего числа вузов России и такую же долю студенческого контингента.

По данным 1995 года, число государственных общеобразовательных yчреждений в России составило 70 200, более 500 негосударственных школ и около 200 частных высших учебных заведений. В среднем по стране на одного учителя государственной общеобразовательной школы приходится 14 учащихся, частной школы — 4 человека, на одного преподавателя государственного вуза — 11человек. В России насчитывается 252 детских дома, около 2000 школ-интернатов, 5530 внешкольных учреждений.

Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX века.

Первая тенденция — это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значитательное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Наряду с вышеозначенными моментами в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход.

ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального ха­рактера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере обра­зования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:

• создание условий для расширения сотрудничества народов в области обра­зования, науки и культуры;

• обеспечение всеобщего уважениязаконности и прав человека;

• вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовыхоснов для международной интеграции в сфере образования;

• исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

• пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

• сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каж­дый год.

Отчеты ЮНЕСКО публикуются как специальные издания. Например, «Кон­венция о борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 год), «Конвен­ция о правах ребенка» (1989 год), «Конвенция о техническом и профессиональном образовании» (1989 год), «Конвенция о признании учебных курсов, дипломов, сви­детельств, ученых степеней для районов Средиземноморья, арабских государств, Африки, Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона» (1970 год), «Ре­комендации о положении учителей» (1966 год), «Рекомендации о развитии обра­зования взрослых» (1976 год). ЮНЕСКО подтверждает международную значи­мость образования в качестве важнейшей составляющей экономического, соци­ального и культурного развития современного общества. Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач: воспитание людей в духе мира, демократии и гу­манизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других на­родов, сохранения окружающей среды.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в струк­туре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж — институт, университет и академия — аспиранту­ра — докторантура.

 

 

Пространственная структура мирового образования воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов.

Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем.

В результате мировых интеграционных процессов к концу XX века сформировались отдельные типы регионов. Последние организовались по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и регионов. К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки, Африки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы.

Функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства выполняет ЮНЕСКО.

В мире известны разные модели образования. Поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность определенной модели образования подтверждает практика.

 

 

До театральный фольклор.

 

Скамарохи – первые проф-е артисты на Руси.

 

Балаганы – вид театра народного характера но в виде театрализованного представления. В балаганах в первые на Руси проявился цирк как отдельное явление.

 

Русский фольклорный театр многообразен к этому виду народного творчества можно отнести - скамарошество, кукальный театр, балаганы, раек, вертеп, и народную драму.

Истоки русского фольклорного театра уходят в глубокую дравность – в языческие, а познее в хрестианские праздники и обряды. В обрядах и ретуалах ряженье, пение, игра на муз инстр, пляски объяденялись в определенной последовательности в единое действо, в котором разделение на иполнителя(актера) и зрителя было достаточно условным. Главной чертой фольклорного театра явл импровизационность и коллективность восприятия. Существовали Две основные формы фольклорного театр:

1. Театр живого актера.

2. Кукольный театр.

К одной из разновидностей фольклорного театра можно отнести каледование – Святочный обряд – посещение домов ряжеными, которые поздравляя хозяев исполняли колядные песни которые носили ритуальный охранный х-р. Калидование еще называли обходом. Ряженые одевали маски, в народе они назывались – рожа или личина.

Первыми актерами на рус являются – Скаморохи. Этимология слова досих пор не выявлена. Скаморохов еще называли потешниками. Первые упомянания о скаморохах встреч в 1068г. в повести временных лет. Скамарохов условно можно разделить на оседлых – которые жили в крупных городах, селениях и – бродячих.

Основные произведения исполняемые ими называются – скаморошины и иногда – былины, И небывальщены – сказки в стихах. Наиболее известные, дошедшие до нас скаморошины – Мужик и Поп, Хитрый старик, Мужик и Барин. Небывальщены исполнялись самим скаморохом либо он был кукольником.

Скаморохи первые ввели «медвежью комедию» первоначально медведем переодевался помощник скамороха, позднее это были дрессированные медведи. Скаморохи выражали мысли и чувства народа, высмеивали попов, бояр, всегда вставали на защиту убогих, прославляли богатство и силу богатырей русских. Расцвет творчества скаморохов приходится на 14-16 вв. главным противником скаморохов была церковь и 1648г скаморохов запретили. Они были изгнаны из больших городов, перестали заходить в монастырские деревни, многие осели в усадьбах бояр, а традиции скамкрохов стали развиваться и жить отдельно. Появляются – кукольный театр, медведчики, циркачи и т.д.

Кукольный театр. Главный персонаж кукольных театров – Петрушка. С точки зрения кукольного театра, это перчаточная кукла. Комедия Петрушки показывалась из за ширмы, чаще одним, но изредка двумя актерами.

Герой – Петрушка – это удалой смельчак, задира, не красивый, с отличным чувством юмора и неиссякаемым оптимизмом. В своих представлениях петрушка всегда на стороне народа, он обманывает богачей, зачастую спорит и даже дерется с представителями церкви. Комедия Петрушки это всегда праздник. Зачастую в представлении его бил, и изгоняли и т.п. но в финале он всегда выигрывал. Все конфликтные ситуации он провоцировал сам. Для народа он был символом свободы. Комедия Петрушки была популярна в России до конца 19 начала 20 века.

 

Вертеп – по старославянски – пещера – это специальный переносной деревянный ящик в котором перемещались изготовленные из дерева или других материалов куклы. Иногда встречалось такое понятие как живой вертеп – это когда сюжеты вертепного театра разыгрываются живыми актерами. Вертеп был распространен и как ярмарочное искусство. В этом случае вертепщик носил перед собой ящик, висящий на нем с помощью лямок.

 

Раек – одно из самых распространенных ярмарочных зрелищ просуществовал до конца 19 - начала 20 века. Основой райкавыступали картинки которые перематывались с одного мотка на другой внутри ящика. Со стороны зрителя в ящике были сделаны два отверстия с увеличительными стеклами. Каешник приводит в движение кати с картинками с помощю ручки и соправождает их смену шуточными присказками. Для того чтобы посмотреть картинки нужно было заплатить. самое главное в раешном представлении было три вида воздействия на публику – изображение, слово и актерская игра самого раешника. Раёк носил просветительный х-р и не только веселил зрителей но и расширял их кругозор.

 

Балаган – наибольшей популярности достиг в 18 веке – временное сооружение для показа представлений. Его строили на площади из досок и полотна, украшали яркими вывесками, позднее гирляндами. Внутри располагалась сцена которая была огорожена занавесом, зрит залом с раздельными местами галеркой и стояч местами. Труппа бологанов состояла из разножанровых актеров. Представление чаще всего включало в себя, выступлении музыкантов- певцов, исполнение фокусов. Особенностью балаганов были «диковинные люди» - чел с горбом, женщина с бородой, карлики, и т.п.

Интересным персонажем в балаганах являются балаганные деды – первые конферансье. Балаган – 100% коммерческое предприятие чему способствовала толчея на ярмарках. Балаган давал до 7 – 8 представлений в день. В среднем представление длилось около часа.

 

Вывод:

В Современном культурном пространстве виды и жанры театрального фольклора представлении достаточно широко – от кукольных представлений в детском саду, до профессионального кукольного театра, от скамарощьей интермедии на театрализованном представлении в школе, до театра одного актера в крупном телевизионном проекте. Задача работников культуры это сохранение и дальнейшая трансляция традиций русского фольклорного театра.

 

 

Методика организаций фестивалей, конкурсов народного творчества.

 

Фестиваль – это массовое празднество, показ лучших достижений искусства – творчества. Их можно разделить по жанрам – театральный, музыкальный, танцевальный, кино и т.п.. Также, фестивали бывают мульти жанровые в этом случае их объединяет одна тема. Фестивали бывают более или менее массовыми, самые демократичные из них это уличные фестивали. Цель фестиваля – не выявить лучшего а продемонстрировать наилучшие досижения. Плюсы фестивалей – неформальное общение как участников так и зрителей.

1..

2. Возможность увидеть собственные профессиональные перспективы.

 

Конкурс – это род отрытого соревнования для выявления лучших участников или лучших работ. В отличие от фестиваля в конкурсе строго прописаны номинации и критерии оценки. Зачастую организуются конкурсы – фестивали.

 

Смотр – чаще всего используется как подготовительный этап фестиваля или конкурса, может быть очный или заочный.

Очный – когда коллектив или участник представляют собственную работу.

Заочный – когда жюри самостоятельно выбирает участников.

 

В новгородской области проводятся большое количество фестивалей разного уровня, ориентированные на разнообразную аудиторию и имеющею различный уровень степени воздействия (фестиваль-конкурс – Золотая пуговица, конкурс эстрадной песни – Волховские зори, международный фестиваль народной музыки – САДКО и ТРАДИЦИЯ, обл фестиваль детского народного творчества – Надежда, обл фестиваль хореографического искусства, фестиваль театраного искусства – Театральная весна, обл молодежный фестиваль красоты – Грани, всероссийский фестиваль – Салют победы).

Основная функция по организации и проведению фестивалей ложится на областные или местные дома народного творчества и учреждения культуры.

Для того, чтобы организовать и провести фестиваль (конкурс) необходимо:

1. Сформулировать идею фестиваля.

2. Разработать положение фестиваля.

3. Выбрать орг комитет и жюри.

4. Провести пиар и рекламную компанию предстоящего мероприятия.

5. Провести мероприятие.

Положение фестиваля:

1. Общие положения – указывается место проведения, время проведения, учредители, масштаб (городской, областной, всемирный…), жюри.

2. Цели и задачи – их формулировка. Цель должна быть глобальная, но достижимая. Задача должна быть 100% достигаема.

3. Порядок проведения и основные условия конкурса (возраст, пол, номинация, и т.п.). Основные номинации + критерии оценки по ним. Призы и награды (основные и второстепенные).

4. Финансовые условия – прописывается кто за что платит. Наличие или отсутствие вступительного взноса на коллектив, участника, и т.п..

5. Заявки по участию:

1. Шаблон – форма.

2. Сроки подачи документов.

3. Форма подачи заявок.

4. Контактная информация.

 

Практический вывод.

Важным моментом является грамотная рекламная компания предстоящего мероприятия ориентированная на реальную и потенциальную аудиторию.

 

 

 

Фольклорный ансамбль. Методика создания и работы с фолк коллективом.

 

Фольклорный ансамбль – форма современной творческой самореализации людей, в которой воспроизводятся традиционно народное искусство в сценических условиях.

Фольклорный ансамбль можно разделить:

· по жанрам народного творчества,

· по возрасту (детский взрослый смешанный),

· по статусу (самодеятельный, народный и …)

· по демографическому признаку (прим – хор ветеранов, колл-вы при заводе, мужской хор и т.д.)

· чисто фольклорные – работающие в чисто народной традиции и стилезаторские (прим. ремикс и т.д.)

 

Типы фольклорных ансамблей:

1. Этнографический ансамбль – в репертуаре которого сохранена определенная локально-региональная традиция. Участники равноправны в творческом отношении, руководитель выполняет направляющие и организаторские функции.

 

2. Экспериментальные ансамбли. Для них характерно возрождение и освоение жанров традиционного фольклора не связанных с определенной местностью. Деятельность таких колл в большей степени ориентирована на сценическое воплощение фольклорных произведений.

 

3. Стилизаторские ансамбли – их репертуар основан на обработках произведений фольклора самодеятельными или профессиональными авторами. Для них характерно переосмысление художественных традиций. Эти ансамбли ориентируются на создание условно традиционных, обобщенных общенациональных форм.

 

 

Функции фольк колл:

1. Сохранение изучение и распространение фольклора.

2. Просветительская (популяризация).

3. Рекреативная.

4. Коммуникативная (общение).

5. Коммерческая.

 

Условия создания фольклорного коллектива:

1. Наличие фольклорного источника(самое главное).

2. Интерес, и со стороны руководителя, и администрации, и участников, и зрителей.

3. Наличие возможностей, то есть достаточной материально – технической базы.

 

Вывод:

Сегодня необходимо поддерживать уже существующие ФОЛЬК КОЛЛ И В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧР культуры оказывать помощь в создание новых фольклорных ансамблей, особенно вовлекая в их деятельность детскую и молодежную аудиторию.

 

Народное декоративное прикладное творчество.

 

В древней Руси жизнь людей была напрямую связана с окружающей их природной средой. Главной целью чел было достижение гармонии с природой. Русский человек всегда стремился к красоте. Как к внутренней так и внешней. Обычные бытовые предметы зачастую становились шедеврами искусства. Простоту и красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнаментов, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Ведущая творческая идея народного творчества это единство природного и человеческого мира. Народные мастера использовали в своем творчестве то что давала им природа - дерево, глину, шерсть, кость и т.д.

В основе декоративно прикладного творчества лежит сочетание утилитарных и эстетических функций изделия. С одной стороны, важно четко понимать практическую направленность того или иного изделия, с другой стороны изделие выполняло и ряд эстетических задач.

Как и другие виды материальной и духовной культуры народное ДПТ имеет ярко выраженный национальный характер. В нем проявляется самобытность народа его эстетические взгляды и художественные устремления.

 

Условно ДПТ можно разделить по 3 признакам:

1. По материалу (метал, дерево, глина и т.д.).

2. По назначению (мебель, дом утварь, одежда, украшения и т.п.).

3. По технике исполнения (роспись, резьба, теснение и т.д.).

 

Одним из наиболее популярных и широко распространенных материалов на Руси является дерево. Дерево – один из древнейших символов на Руси, (в слав миф древо жизни). В ДПТ дерево использовалось очень широко. По способу обработки можно разделить все декоративно прикладные изделия можно разделить на:

· Резьбу по дереву

· Роспись по дереву

· Плетение из дерева

· Плетение из бересты.

 

Богородская резьба – село Богородское (недалеко от Сергиева посада) именно там зарод этот промысел. Изделия изготавливаются из мягких пород дерева. Главный персонаж Богородской игрушки – Мишка (медведь), зачастую может присутствовать мужик, очень редко баба. Чаще всего это игрушки с движением. Эскизы не делаются, техника – маховая.

 

Абрамцево-Кудренская резьба (Хотьковская – основной промысел в городе Хотьково). Резьба отличается от других видов незначительной глубиной прорезки. Таким образом рельефный орнамент и его фон остаются практически на одном уровне. Перед выполнением резьбы наносится рисунок – эскиз.

Основные орнаменты – растительные (въющиеся побеги, растения и цветы). Когда изделие готово для отделки применялось морение. Изделия, для того чтобы придать им разные оттенки шлифовали. Изделия выполняли из липы, березы, ольхи, чаше всего это были блюда шкатулки прялки носившие в основном декоративные функции.

 

Роспись по дереву.

Хохломская роспись – зародилась в конце 17 в. получив название от села –Хохлома. В этом селе проводились большие ярмарки «визитной карт» которых была расписная посуда. Хохломская роспись горячая готовое изделие закаливается в печи при температуре 100 – 110 градусов. Белье – (неокрашенная деревянная заготовка) покрывают грунтом,. Шпаклюют смазывают олифой 3-4 слоя, на последний слой наносится алюминиевый порошок. По верх серебряной основы наносится орнамент масляной краской, затем прокаливают в печи, и все что было серебряным станов золотым. Два вида – травный и под фон. Наиболее древним является травный. Палитра хохломской росписи строго ограничена (красный, черный, желт и реже зеленый). Однако при умелом варьировании бедность палитры позволяет достигать необычайной праздничности в готовом изделии.

 

Городецкая роспись.

В нижегородской обл. в д. Курцево существовал промысел изготовления прялок которые украшали резьбой или росписью. Набольший творческий подъем произошел во время творчества Николая Огуречникова, он впервые нарисовал Городецкого Коня. Прообразом всадника был Александр Победоносец. Городецкая роспись отличается яркостью и богатством палитры. За частую изображены бытовые сцены – чаепитие посиделки свидания. Городецкая роспись – готовая без обжига. Первоначально расписывались прялки, позднее утварь,посуда и т.п.

 

Полохов – Майданское искусство.

Основные орнаменты – яркие цветы, ягоды, реже сюжетные сцены. Изделия – домашняя утварь, посуда, кубышки, пасх яйца. Характерные особенности – яркий фон – желтый и реже красный, черный.

 

Художественные изделия из бересты.

Традиционным видом русского ДПТ является плетение из бересты. При обработке береста сохраняет свои природные свойства – мягкость, гибкость прочность бархат, благодаря которым береста применяется для изгот множества бытовых изделий от обуви до посуды. Все изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, характера и размера используемой бересты.

1. Берестяные изделия изготовленные из цельного куска бересты.

2. Плетеные изделия.

Существовало несколько способов украшения берестяных изделий:

1. Резьба.

2. Теснение.

3. Роспись.

 

Вывод.

Многообразие ДПТ позволяет широко его использовать в деятельности современных УК, организовывая различные формы работы от детских кружков студий, до мастер-классов и творческих лабораторий для взрослой аудитории, от выставки в детском саду до фестиваля. Простота и ясность образов ДПТ позволяет активно его использовать в работе с детьми до школьного возраста. ДПТ активно используется сегодня в качестве арттерапии (в коррекционной педагогике).

 

1. Основные понятия НХТ

2. Виды и жанры НХТ

3. Профессиональное и народное искусство, сходства и различия.

4. Мифологическая основа НХТ

5. Современная мифология.

6. Распечатка тем.

7. Фольклор как явление

8. Детский фольклер.

9. Русская народная поэзия и проза.

10. Музыкально песенный фольклер. (народно песенное)

11. Танцевальный фольклор

12. До театральный фольклор.

13. Декоративно прикладное творчество – народные ремесла.

14. Методика организации и проведения конкурсов и смотров.

15. Фольклор – ансамбль.

 

Граница коридора возможностей (неки ограничения полит действий) неверная оценка условий убедительна для полит стратегий. Сравнительный анализ полит стратегий должен начаться с сравнит внализа условий в которых эти стратегии реализовывался.

Главный вопрос полит исследований: как управлять полит процессом?

1) метод рационального планирования.

2) Метод пошаговой стратегии

Приступая к управлению полит процессами мы всегда выбираем один из методов.

1) смотр на ситуацию, описываем проблему, которую хотим решить и выработать план решения проблем. В большинстве случаев план не реализацию. Почему?

Когда мы занимаемся полит планированием мы претендуем на то, что сможем моделировать поведение людей. Чтобы процесс моделирования был успешным надо чтобы моделирующая система была сложнее моделируемой)

Возможности нашего моделирования ограничено возможностями нашего мозга. Любое моделирование связано с чудовищным упрощением + человек может повести себя непредсказуемо+ планирование предполагает прогнозирование.

Есть вопросы на которые нельзя дать ответы.

Наука - это работа с фактами, прогнозирование - предсказание будущего, а в будущем факта нет!

Через математические методы прогнозирования.

Внутри всех математических методов лежит экстраполяция.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретические основы защиты окружающей среды от энергетических воздействий | Негізгі. Лекция № 26 Листоправильные машины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.199 сек.