Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена, ее виды и функции

Исходя из того, что стоимость – овеществленный в товарах общественный труд, вложенный в их производство. Стоимость составляет сущностную основу цены.

 

Цена – _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цена определяется по формуле:

 

 

где: ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов.

 

Выделяют следующие виды цен [33] :

 

1. Оптовые цены – __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Розничные цены –_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Закупочные цены –________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Цена на строительнуюпродукцию – ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство отдельного объекта;

- прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции;

- договорная цена – устанавливается между заказчиком и подрядчиком.

 

5. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

При переходе к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении, различают:

 

1. Свободные цены – освобождены от вмешательства государственных органов, формируются под воздействием рыночных законов спроса и предложения.

2. Регулируемые цены – складываются под влиянием рыночных законов, но регулируются государственными органами (обычно это ограничение роста или снижение цены на определенные группы товаров).

 

3. Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице органов власти и управления.

!

Наиболее соответствующими рыночной экономике являются свободные (рыночные) цены, но полностью перейти к ним нельзя.

 

Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания.

 

Причем к функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Таких функций шесть [34]:

 

1. Учетная (учетно-измерительная).

а) цена показывает: во что обходится обществу удовлетворение потребностей в какой-либо продукции (сколько затрачено труда, сырья, материалов);

б) благодаря цене можно измерить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить. Зная цены и объем продаж можно рассчитать выручку и прибыль;

в) сопоставляя ценность разных товаров и сравнивая их цены, можно дифференцировать товары на дорогие и дешевые.

г) цены служат средством исчисления стоимостных показателей:

- количественных (ВВП, национальный доход, объем продукции фирмы, предприятий в отрасли и т.д.);

- качественных (рентабельность, производительность, фондоотдача).

В качестве этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

 

2. Регулирующая (сбалансирование спроса и предложения).

Эта функция выражается в том, что через цены осуществляется связь между производителем и потребителем, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения, что может быть достигнуто либо ростом, либо снижением цены.

 

Как вспомогательную функцию для регулирующей можно выделить:

 

3. Социальную функцию цены.

Она заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг. От величины цен зависит социальное положение населения (уровень жизни, прожиточный минимум т.д.).

Государство, решая социальные вопросы с помощью экономических инструментов (дотации, субсидии, льготы, низкие цены и налоги) распределяет различные дорогостоящие товары среди малообеспеченных групп населения.

 

4. Распределительная (перераспределительная).

Она заключается в том, что посредством цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями, секторами национальной экономик, различными формами собственности, регионами (районами) страны, социальными группами населения, производителями и потребителями.

В конечном итоге происходит регулирование доходов всех предприятий и населения.

 

5. Способствующая, рациональному размещению производства.

С помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри секторов, туда, где норма прибыли более высокая.

 

6. Стимулирующая.

Цена стимулирует производителя через величину заключаемой в ней прибыли.

С помощью этой функции цены можно воздействовать на: НТП, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется за счет повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

 

Цена является основным экономическим инструментом, отражающим процессы, происходящие в сфере производства, обращения, обмена, распределения, потребления и накопления. Она занимает центральное место в рыночных отношениях, гармонируя разные экономические интересы производителя (продавца) и потребителя (покупателя), приводя в соответствие спрос и предложение.

 

 

Вопросы для повторения:

1. Понятие товар, сущность его потребительской стоимости.

2. Меновая стоимость, понятие меновых пропорций.

3. В чем отличие стоимости товара от его меновой стоимости?

4. В чем отличие меновой стоимости товара от потребительской его стоимости?

5. Сущность индивидуальной стоимости товара, приведите пример.

6. Сущность общественной стоимости товара, приведите пример.

7. Почему производитель помимо индивидуальной стоимости должен учитывать и общественную стоимость товара?

8. Что такое бартер? Почему использовалась данная форма обмена?

9. Почему возникла необходимость в ликвидном товаре?

10. Почему золото и серебро использовались длительное время в качестве денег?

11. В связи, с чем возникли монеты?

12. Дайте определение денег, перечислите их функции?

13. Понятие цены, формула расчета цены.

14. Виды цен, их характеристика.

15. Функции цен, их характеристика.

 

Задание:

Повторите тему № 2: идеи школы Классической политэкономии, Неоклассической экономической школы; тему № 3: сущность рыночной экономической системы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Происхождение, сущность и функции денег | Величина спроса – это максимальное количество конкретного товара, которое согласен купить отдельный покупатель в единицу времени при определенных условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.