Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безработица, ее виды и последствия




Сущность категории занятость

Тема 29: Занятость и безработица

Занятость как экономическая кате­гория может быть рассмотрена с двух основных позиций.

Занятость как экономическое понятие - ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Занятость как экономическая проблема - это соотношение между чис­лом трудоспособного населения и числом людей, имеющих работу. Это соот­ношение, характеризует степень использования трудовых ресурсов и общую ситуацию на рынке труда.

 

Всё население страны можно разделить на две основные категории:

1. экономически неактивное население - жители, не входящие в состав
рабочей силы (студенты, пенсионеры, домохозяйки, заключенные, психически больные и т.п.);

2. экономически активное население - потенциальная рабочая сила:

a) занятые, т.е. имеющие работу;

б) безработные.

Безработица - ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы веси анализ проблемы безработицы, необходимо, прежде всего, четко определить, кого считать безработным.

Критерии признания человека безработным:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для оценки безработицы используется ряд показателей:

1) численность граждан, обратившихся за помощью в органы трудоустройства:

2) уровень безработицы, который рассчитывается по формуле:

 

Qбезработных

Ур. безраб. = ---------------. 100%

Q раб. силы

3) продолжительность безработицы.

Виды безработицы:

1. Фрикционная безработица – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Структурная безработица –___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Естественная безработица – __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Скрытая безработица: _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Застойная безработица –______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Циклическая безработица –_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Современная экономическая теория признаёт, что рыночная экономика не в состоянии ликвидировать безработицу. Естест­венный уровень безработицы придаёт экономике гибкость и позволяет иметь резерв свободных рабочих рук, могущих включиться в производство в любое время, например в случае открытия нового предприятия, появления новой от­расли и т.п.

!
Однако естественный уровень безработицы не должен превышать 7%. Американский экономист Артур Оукен подсчитал, что если фактический уро­вень безработицы превышает её естественный уровень на 1%, то отста­вание объёма ВНП составляет 2,5%. Эта зависимость между уровнем безра­ботицы и ВНП получила название закон Оукена.

Например: естественная безработица в стране - 5%. В связи с экономическим кризисом и последовавшим за ним спадом производства уровень безработицы достиг 15%, то есть оказался на 10% выше естественной нормы. В этом случае отставание объема ВНП составило 25% = 10% х 2,5, где 2,5 - коэффициент Оукена.

Социально-экономические последствия безработицы:

 

1. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 


Вопросы для закрепления:

1. Понятие занятость, занятость как экономическая проблема.

2. Кто относится к экономически активному населению?

3. Кто относится к экономически неактивному населению?

4. Кого относят к трудоспособному населению?

5. По каким критериям можно считать человека безработным?

6. Формула расчета уровня безработицы.

7. Виды безработицы.

8. О чем гласит закона Оукена?

9. После6дствия безработицы.

10. Всегда ли безработица это зло?

 

Задание:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

По вертикали ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По горизонтали – _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Линия ОА _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Если _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

 

 
 


где G показатель, изменяющий степень неравенства в доходах или коэффициент Джинни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни населения.

Но проводить социальную политику необходимо, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором (ускорителем) экономического роста.

 
 


Вопросы для закрепления:

1. Дате определения социальной политики государства.

2. Какие предприятия и организации относится к социальной сфере?

13. Основные направления социальной политики.

14. Показатели, определяющие доходы населения.

15. Индекс потребительских цен, определение, формула расчета.

16. Реальный доход, определение, формула расчета.

17. Перечислите статьи доходов (из чего они формируются).

18. Понятие уровень жизни.

19. Что отражает прожиточный минимум?

20. Понятие минимальная потребительская корзина.

21. Минимальный уровень заработной платы.

22. Кривая Лоренца, изобразите графически, дайте пояснения.

23. Что можно рассчитывается при помощи коэффициента Джинни.

 

Задание:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.