Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обмен и торговля

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ МОНОПОЛИЯМИ

ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Картель – соглашение про всем вопросам производства и сбыта (например, ОПЕК)

Консорциум (синдикат) – участники сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают экономическую свободу (например, Линекс, «де Бирс»)

Трест – потеря экономической и юридической самостоятельности (распространен в строительстве)

Холдинг – совокупность материнской и дочерних компаний (Сименс, РАО ЕЭС)

Концерн – сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность (Фольксваген, Мицубиси, Дженирал Электрик)

Монополистическая конкуренция – несколько фирм предлагают разнородную, но заменяемую продукцию. Каждая фирма старается производить уникальный товар. Существует ограниченный контроль за ценами. Развита неценовая конкуренция.

Олигополия – несколько крупных фирм (до пяти) контролируют основную часть рынка. Вступление новых фирм в рынок затруднительно. Существует взаимозависимость фирм в принятии решений о ценах и рынках сбыта.

Торговля – деятельность по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи; обмен посредством денег.

Бартер – непосредственный обмен. Бартер распространен в условиях высокой инфляции и дефицита экономики.

Коммерция – торговая деятельность направленная на получение доходов от перепродаж товаров и услуг.

ДЕНЬГИ – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене, определяющий индикатор экономической жизни страны – количественная оценка экономики.

Стоимость денег – это их покупательная способность.

Функции денег:

Мера стоимости – деньги служат измерителем ценности (стоимости) товаров и услуг: стоимость товара (услуги), выраженная в денежных единицах – цена товара;

Средство обращения – деньги выступают посредником в реальном товарном обмене;

Средство платежа – если продажа товара и его оплата разрываются во времени: кредит, вексель (письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее возвращении должником), заработная плата, налоги;

Средство накопления – деньги выступают в роли своеобразного накопителя, аккумулятора богатства; изымаются из хозяйственного оборота и используются владельцем в собственных интересах. Деньги – средство сохранения стоимости. Они обладают наибольшей ликвидностью (т.е., способностью активов быть быстро проданными по цене близкой к рыночной), но они подвержены инфляции.

Мировые деньги – до 70-х годов 20 века мировыми деньгами выступало золото, сейчас – доллар и евро. Курс национальной валюты устанавливается по покупательной способности денег на строго определенный круг товаров и услуг, называемых потребительской корзиной. Она же используется для определения прожиточного минимума.

Денежная масса – совокупность наличных и безналичных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг. Денежная масса: наличные средства (купюры, монеты) и безналичные средства (кредиты, векселя, электронные деньги).

 

ФИНАНСЫ – с овокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА – совокупность действующих в стране финансовых отношений.

Функции по аккумуляции и распределению денежных ресурсов на разных уровнях кредитно-денежной системы выполняют банки.

Банк – кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, т.е. банк – это субъект рынка, которому государство предоставляет монопольное право на осуществление комплекса мероприятий по привлечению и размещению денежных средств других участников рынка.

Центральный Банк Российской Федерации, хоть и не является государственным, но проводит государственную политику в области надзора за деятельностью коммерческих банков, проведения расчетов, проведения единой денежно-кредитной политики, поддержания стоимости национальной валюты. При этом Банк России исходит из государственных интересов.

Основные функции Центрального Банка РФ:

· эмиссия и контроль денежного обращения,

· расчетный и резервный центр банков,

· управление государственным догом и исполнение государственного бюджета;

· выполнение роли «кредитора банков», «банка банков»,

· установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального Банка по кредитам;

· определение приоритетных целей денежно – кредитной и валютной политики и их реализация,

· проведение научных исследований,

· определение правовых основ и принципов функционирования кредитно- финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

· формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.

Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие (универсальные) банки. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

Коммерческий банк – основа кредитной системы страны; учреждение, которое аккумулирует денежные ресурсы, а затем предоставляет из заемщикам под процент с целью получения дохода – банковской прибыли.

Функции коммерческих банков:

· аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

· обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

· кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота:

· учет векселей и операций с ними;

· хранение финансовых и материальных ценностей;

· доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

Основа деятельности коммерческого банка – формирование его собственных средств, как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций.

В зависимости от специализации в деятельности выделяют следующие виды коммерческих банков:

депозитные банки – банки, получающие банковскую прибыль на разнице между процентной ставкой по ссудам и процентной надбавкой по вкладам населения (депозитам). Это наиболее распространенный тип банка.

инвестиционные банки – банки, работающие в области кредитования промышленных компаний, которые осуществляют капитальные вложения в создание новых или модернизацию старых производств на основе привлечения заемного капитала;

ипотечные банки – банки, работающие на кредитном рынке с использованием ипотеки – разновидности залога недвижимого имущества (главным образом, земли и строений) с целью получения ссуды.

сберегательные банки – привлечение и хранение свободных денег у населения.

инновационные банки – обеспечение внедрений НТП.

ТИПЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ:

Пассивные -мобилизация ресурсов (прием вкладов)

Активные – предоставление кредитов, инвестиции.

Банковские услуги – трастовые (доверительные) операции, наличные и безналичные платежи, выкуп и хранение ценных бумаг и т.д.

ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ:

Номинал – величина реального капитала, вложенного в бизнес.

Акция – ценная бумага, закрепляющая право владельца на получение части прибыли акционерного общества.

Облигация – ценная бумага на предъявителя, предоставляющая ее владельцу право получения дохода в виде фиксированной процентной ставки. Выпустивший облигацию принимает на себя обязательство выкупить ее в определенный срок.

Кредит – ссуда в денежной или товарной форме под %.

 

Кроме банков существуют другие финансовые учреждения: инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи).

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК – рынок, на котором закон спроса и предложения определяет цену финансовым активам.

Спрос на финансовом рынке – спрос на деньги.

Предложение – деньги и ценные бумаги.

Цена на финансовом рынке – ставка процента.

 

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивания платежного баланса.

 

Инфляция (от латин. «inflation» – вздутие) – дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в обесценивании денег в результате превышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, над суммой товарных цен, и появление массы денежных знаков, не обеспеченных товарами.

Формы инфляции:

Инфляция спроса – ситуация избыточной платежеспособности, т.е. спрос превышает предложение.

Причины инфляции спроса:

· Расширение государственных заказов

· Избыточная эмиссия

· Увеличение спроса в условиях полной загруженности оборудования

· Опережающий рост зарплаты относительно производительности труда.

Другими словами, экономика тратит больше, чем производит.

Инфляция предложения (инфляция издержек) – предложение превышает спрос.

Причины:

· Рост цен на сырье

· Рост налогов

· Рост зарплаты

· Катастрофы

· Социальные потрясения.

Инфляция предложения часто вызвана принятием несбалансированных экономических решений.

Инфляция – здоровая реакция экономики на финансовые сбои.

Виды инфляции:

1. По темпу роста цен:

ползучая – инфляция, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год;

галопирующая – скачкообразный рост цен;

гиперинфляция – рост цен на товары и услуги более 200 % в год, грозит развалом денежно-кредитной системой.

2. По характеру протекания:

скрытая - дефицит товаров и услуг, рост вынужденных сбережений.

открытая – продолжительный рост цен.

3. По различным товарным группам:

сбалансированная – цены меняются в равных пропорциях на все виды товаров.

несблалансированая

4. По предсказуемости:

ожидаемая – заложена в бюджет.

Неожидаемая

В России при переходе к рыночной экономике ин­фляция приобрела огромные размеры. Так, по оценкам Международного валютного фонда, в 1992 г. темп инфля­ции составил 1353%, в 1993 г. 800%, в 1994 г. — 204%. Лишь к 1997 г. ее темпы явно начали снижать­ся, и, в первые годы нового тысячелетия (2001 - 2003), темпы роста цен составили соответственно 8,7, 8,9 и 12% в год.

Последствия инфляции:

- диспропорции в экономике;

- трудности долгосрочного планирования;

- перераспределение доходов в обществе;

- нарушение в механизме действия денежной, финансовой, кредитной системы;

- падение реальных доходов населения;

- увеличение социального напряжения.

Антиинфляционная политика:

Приспособление к инфляции:

индексация доходов;

контроль за уровнем цен.

Ликвидация инфляции:

экономический спад;

рост безработицы.

 

Характеристика современной инфляции:

Носит всеобъемлющий, хронический характер.

Естественная инфляция (2 – 4%) стимулирует инвестиции.

 

Не всякое повышение цен служит проявлением инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий до­бычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения обществен­ных потребностей, сезонных изменений спроса на това­ры. Но это, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

Денежная реформа – полное или частичное изменение денежной системы страны.

Методы:

Дефляция – ограничение денежной массы, что увеличивает их покупательную способность.

Деноминация – укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции.

Девальвация – снижение обменного курса по отношению к иностранной валюте.

Ревальвация – повышение валютного курса.

Нуллификация – старые деньги объявляются недействительными, или обмениваются на новые по очень низкому курсу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства деловой коммуникации | Рынок труда и безработица
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.