КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции по высшей математике
План. Системы в конце 80-х годов. Современная Россия Лекция № 16. Попытки всестороннего реформирования Экономическое регулирование охраны труда Методические основы определения затрат на льготы и компенсации Методические основы определения затрат на охрану труда Экономическое регулирование охраны труда План лекции Тема №16. Экономические аспекты охраны труда по дисциплине «Охрана труда в отрасли» для студентов специальности 7.090301 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»,
Днепропетровск Рекомендуемая литература
1. Александров С.М., Булгаков Ю.Ф., Яйло В.В. Охорона праці у вугільній промисловості: Учбовий посібник для студентів гірничих спеціальностей вищих учбових закладів /Під заг. ред. Ю.Ф. Булгакова. – Донецьк: РІА ДонНТУ, 2004. – С. 498-525.
1. «Перестройка» Горбачева (1985-1991). 2. Попытка государственного переворота 1991 г. Распад СССР. 3. Россия 90-х годов: поиски путей выхода из кризиса на основе западной модели. Вопрос 1. «Перестройка» Горбачева (1985-1991). В начале 80-х годов неэффективность системы, ее неспособность обеспечить решение назревших и перезревших проблем были очевидны для многих. Важное значение для начала обновления общества имел и тот факт, что в ЦК КПСС к середине 80-х появились партийные руководители, остро чувствовавшие необходимость перемен и обладавшие политической волей для их осуществления. Однако и у них в то время еще не было четкого представления о масштабах кризиса, постигшего страну, а значит и о глубине необходимых преобразований. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких-либо серьезных изменений в системе. Поэтому когда весной 1985 г. генсеком ЦК КПСС стал Михаил Горбачев была предпринята попытка модернизации страны на базе марксистской социалистической идеи. Но реформа уже не могла быть, как при Хрущеве, делом маленькой группы «реформаторов», пытавшихся путем частных изменений улучшить функционирование системы. Теперь задачи были значительно шире. Речь шла о том, чтобы коренным образом изменить условия производства и методы управления экономикой, отношение к СССР на международной арене, избавиться от наследия сталинизма и оков «командно-административной» системы, насажденной еще в 30-е годы. Сравнивать ли период перестройки с хрущевской оттепелью или же с НЭПом – во всех случаях реформы проводились сверху. А реформа Горбачева началась под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Гласность можно было бы определить следующим образом: сделать достоянием людей то, что до сих пор скрывалось или о чем говорилось только в своем кругу. Признать, наконец, после десятилетий самодовольства и лжи, наличие не только частных «проблем», но и общего кризиса системы. В том числе экономического кризиса, кризиса партии, неспособной предложить настоящую политическую реформу, наконец, кризиса идеологии. Гласность была не только лозунгом, но и обещанием облегчить доступ к информации. Поэтому в годы перестройки трудно, с перекосами, но общество обретало полифоническую духовную культуру («плюрализм мнений»). Традиционные религиозные ценности стали стремительно утверждаться в общественном сознании. Социалистическая идея, напротив, теряла священный оттенок, подвергаясь критике, а порой – и осмеянию. Открыто появлялись «полочные» фильмы и произведения, распространение которых в недавнем прошлом было просто невозможно. Возобновилась посмертная реабилитация сотен тысяч жертв сталинского беззакония. Но ни один бы человек в мире, обладая властью генсека, ничего бы менять не стал, если бы ему это позволила экономика. В 1985 г., и Горбачев это прекрасно знал, СССР был на грани банкротства. Неповоротливая, крайне военизированная экономика безнадежно проигрывала длившуюся десятилетия «холодную войну». Спасти СССР мог только большой скачок, великая модернизация, которую замыслил Горбачев. За счет нового газопровода и высоких цен на нефть он рассчитывал получить доходы, которые собирался вложить в быструю техническую модернизацию советской экономики. Ему было нужно всего 40-50 млрд. долларов. Их-то и отобрал у СССР план НСДД, придуманный Кейси. Поэтому вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг «ускорения» (впрочем, быстро забытый), на первый взгляд, выглядевший весьма традиционно – как призыв к ускорению темпов развития экономики. Однако в экономическом плане итоги перестройки стали катастрофическими («катастройка»). Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться. Уровень жизни советских людей стремительно упал, что вызывало недоверие населения к рассуждениям об экономической реформе. Начиная с 1988-1989 гг. стало заметно сокращаться сельхозпроизводство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении, вводились талоны на продукты. Полки магазинов стремительно пустели, а через 40 с лишним лет после войны в СССР появились карточки. Имелись трудности в промышленном производстве, услились инфляция и падение курса рубля. Ни одна из начатых в экономике реформ (хозрасчет в госсекторе, развитие ИТД, кооперативы) практически не дала положительных результатов. С одной стороны, потому что они не были достаточно радикальными, с другой стороны, и в этом парадокс, они были слишком радикальны, вызывая одновременно сопротивление и населения, и бюрократического аппарата. Кроме того, наряду с новыми, широко использовались и старые, казалось бы, уже отжившие, командно-административные подходы к решению проблем: введение госприемки в расчете на повышение качества продукции, создание Госагропрома для улучшения положения с продовольствием и т. д. Классическим образцом старых подходов была развернутая антиалкогольная кампания. Негативное воздействие оказало неблагоприятное стечение таких обстоятельств как тяжелейшая по своим последствиям авария на Чернобыльской АЭС (1986), землетрясение в Армении (1988), ряд других техногенных катастроф, снижение на мировом рынке цен на нефть – основной продукт советского экспорта. С осени 1965 г. по весну 1986 г. цены на нефть упали с 35 до 10 долларов за баррель. Огромные потери в экономике принесло с собой усиление напряженности в межнациональных отношениях в ряде регионов страны. Венчала все реформы «перестройка», то есть политическая реформа, определявшаяся как настоящая реконструкция всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы. В процессе ее полным ходом развивалась попытка передачи реальной власти от партии к Советамнародных депутатов. Были внесены изменения в избирательную систему, создающие условия для избрания депутатов на демократической, альтернативной основе. Реальностью стала многопартийная система (ЛДПР). Однако поспешное отстранение КПСС от руководства без предварительной подготовки привело к потере управляемости страной. Тогда в целях усиления исполнительной власти был учрежден в 1990 г. пост президента СССР, который Горбачев занял без всеобщих выборов. Затем президенты появились и в большинстве союзных и автономных республик. Связанная с межнациональными отношениями напряженность возникла почти во всех национальных республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка до возвращения на историческую родину депортированных при Сталине народов (крымские татары, немцы Поволжья). Национальные проблемы привели к обострению конфликтов между русскоязычными и представителями «коренных» национальностей (прежде всего в Прибалтике и Казахстане) или между соседними народами (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и таджики, армяне и азербайджанцы и т. д.), появились так называемые «горячие точки» (Нагорный Карабах и др.).
Вопрос 2. Попытка государственного переворота 1991 г. Распад СССР. Внутри страны начатое движение становилось все более и более трудно удерживать в первоначально намеченных границах, в рамках «социалистического выбора». По мере того как процессы «обновления», а на самом деле разрушения ускорялись и приобретали размах и глубину, «архитектор перестройки» превращался в подмастерье, бессильного эффективно управлять ходом событий. Горбачев постоянно был вынужден более или менее ловко лавировать между приверженцами реформ («демократами») и сторонниками возврата к старому («партократами»). Понемногу – но особенно заметно с 1990 г. – отказываясь от сколько-нибудь целостной программы реформ, Горбачев был вынужден, несмотря на международное признание его исторической роли вдохновителя перестройки, уступать власть Б. Н. Ельцину, ставшему в июне 1991 г. первым всенародно избранным президентом России (56% голосов). Помимо экономических и политических трудностей в это время вставала и проблема нового устройства Союза СССР, преодоления сепаратистских тенденций. На референдуме 17 марта 1991 г. о сохранении СССР 75% проголосовавших высказались «за». На 20 августа 1991 г. было намечено подписание нового Союзного договора. Но накануне этого события в отсутствие Горбачева ранним утром 19 августа телевидение и радио объявили о создании ГКЧП, в который вошло почти все руководство СССР. Комитет заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В Москву были введены войска и боевая техника. Сопротивление мерам ГКЧП в условиях, когда было объявлено о болезни президента СССР, возглавил Ельцин и руководство России – «оборона Белого дома». Путч потерпел крах, натолкнувшись на массовое сопротивление «демократов» в столицах. После событий августа 1991 г., охарактеризованных как попытка государственного переворота, подписание союзного договора было сорвано. Победа российского руководства способствовала резкому ускорению политических процессов и привела к изменению расстановки сил в стране. Компартия, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в перевороте, была запрещена. Президент СССР Горбачев по сути стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после попытки переворота взяли курс на независимость. В повестку дня встал вопрос о дальнейшем существовании СССР. Пытаясь избавиться от дискредитированного союзного центра, в начале декабря 1991 г. под Минском (Беловежская Пуща) встретились лидеры России (Ельцин), Украины (Кравчук) и Белоруссии (Шушкевич). Они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Впоследствии оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). 25 декабря 1991 г. президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. За 6 лет перестройки грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены потрясли самую большую страну мира, не только перетряхнув всю советскую систему, но и коренным образом изменив европейский и даже мировой порядок, который установился после второй мировой войны и был деформирован непримиримым антагонизмом капиталистического Запада и социалистического Востока. Позднесоветскому обществу, чтобы избежать краха, надо было ограничить аппетиты господствующих групп и сделать ряд важных шагов в интересах общества в целом. Однако верхушка, подсевшая на «нефтяную иглу», продолжала хапать и жрать, подобно акуле из фильма Би-би-си: её брюхо уже распорото, а она продолжает жрать рыб поменьше. Вопрос 3. Россия 90-х годов: поиски путей выхода из кризиса на основе западной модели. Развитие ельцинской России (1991-1999) можно разбить на три этапа. Первый этап (1991-1993): так называемые экономические реформы и политическое противостояние президента и Верховного Совета. В это время начался новыйпериод в истории России уже не в качестве ядра СССР, а как отдельного суверенного государства Российской Федерации (РФ). Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» автономий внутри самой России. Осенью 1991 г. все республики РФ провозгласили себя суверенными государствами. Российские области и края, недовольные экономическими привилегиями автономий, начали борьбу за равноправие субъектов Федерации. К лету 1992 г. десятки республик и областей задерживали, а некоторые вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет (Татария, Башкирия). Чечня подняла настоящий антиконституционный мятеж. Позднее с Казанью и другими субъектами федеральный центр подписал договоры о разграничении полномочий, а о северокавказской республике Правительство России предпочло, как бы забыть на достаточно длительное время, которого вполне хватило для укрепления сепаратизма в этом регионе. Но в тот период главными были экономические проблемы. Осенью 1991 г. Ельцин назначил на ключевые посты в Правительстве для проведения в жизнь радикальных экономических преобразований группу «молодых реформаторов» во главе с Е. Т. Гайдаром. Новые министры (А. Шохин, А. Чубайс, А. Нечаев и др.) были экономистами монетаристского толка, сторонниками так называемой «шоковой терапии», поскольку пустые прилавки магазинов требовали быстрых и решительных мер. Сам президент внушал народу мысль, что рыночные реформы пройдут без ухудшения жизни населения (обещание «лечь на рельсы»). В начале 1992 г. правительство Гайдара освободило цены на большинство товаров от государственного контроля (либерализация цен). До минимума сводились расходы бюджета на социальные нужды, образование, науку и культуру, а также армию. Началась ваучерная приватизация. Горе-реформаторы предполагали примерно 5-кратное повышение цен, но на деле они выросли в течение первого года более чем в 100 раз. Моментально обесценились вклады населения в Сбербанке. Сразу большинство граждан страны оказались за чертой бедности, следовательно, задача создания среднего класса как опоры реформ оказалась под вопросом. Предприятия-монополисты при отсутствии конкуренции продолжали взвинчивать цены, началась гиперинфляция. Постепенно падение производства переходило в качественно новую стадию технологического регресса. Что касается акционирования госпредприятий и приватизации, то эффективность новых АО, ООО и других оказалась невысокой. Для определенных категорий предприимчивых людей, частных банков, мафиозных групп приватизационный чек стал средством извлечения значительной прибыли. Происходит гигантский рост предпринимательства в сфере обращения (посредничество) и афер типа различных финансовых пирамид («МММ», банк «Чара», «Властелина» и др.), фальшивых авизо чеченского происхождения. Снижается объем инвестиций в промышленность, начинается деградация социальной сферы, падают объемы жилищного строительства. На этом фоне идет уход от грабительских налогов, переход целых отраслей в теневой, полукриминальный сектор, стремительное «бегство» капиталов за границу. Миллионы безработных подаются в «челноки» в лучшем случае или пополняют ряды преступников. Товарное наполнение российского рынка произошло в основном за счет импортной готовой продукции, зачастую низкого качества и опасной для здоровья. Взамен из России шло сырье. В 1992 г. Россия вступила в МВФ, однако обещанные займы в тот наиболее сложный период не были предоставлены, только гуманитарная помощь из залежалых товаров и просроченных продуктов. Запад защищал свой рынок от новой, «демократической» России антидемпинговыми мерами, препятствовал предоставлению ей статуса «страны с рыночной экономикой», мешал заключению и выполнению нами ряда выгодных контрактов с Индией, Ираном и другими странами. С весны 1992 г. соотношение политических сил в стране начало быстро меняться. Экономические трудности вызывали все большее недовольство населения. Парламент России – Верховный Совет (в лице его председателя Р. И. Хасбулатова и вице-президента А. В. Руцкого) стал центром оппозиционных, антиельцинских сил в стране. Он все активнее вмешивался в дела исполнительной власти. Президент был вынужден маневрировать. Обвинив прокоммунистический Верховный Совет в саботаже реформ, он вместе с тем пошел на уступки, «сдав» депутатам Гайдара. Главой правительства в декабре 1992 г. стал В. С. Черномырдин (крепкий хозяйственник от «Газпрома»), который, хотя и не ставил под сомнение необходимость коренных реформ в экономике, тем не менее, высказался за их корректировку. Постепенно новому правительству на некоторое время удалось снизить темпы инфляции и несколько стабилизировать курс рубля. Дело в том, что во имя формального, чисто показного сокращения бюджетного дефицита Министерство финансов все время задерживало выплаты в больших размерах аграрному сектору, оборонному комплексу и бюджетникам. До октября 1993 г. экономическое развитие страны находилось в своеобразном плену у политического противостояния исполнительной власти с Верховным Советом. В погоне за популярностью и чтобы хоть как-то замедлить обнищание масс парламент принял немало законов о льготах, совершенно не обеспеченных финансами. В свою очередь правительство и президент принимали решения о новых расходах, не предусмотренных заранее в бюджете государства. Но главным было требование ВС о досрочной отставке ЕБН. С весны 1993 г. противостояние законодательной и исполнительной властей стало приобретать все более взрывоопасный характер. Возможность сотрудничества и достижения компромисса через референдум или Конституционный суд к осени 1993 г. практически исключалась. Произошли известные события сентября-октября того же года: штурм оппозицией мэрии и Останкино, расстрел здания Верховного Совета («Белый дом») по приказу Ельцина. Страна едва не сорвалась в пучину гражданской войны. Президентская сторона всю ответственность за трагедию возложила на ВС, который, дескать, в сложных условиях радикальной трансформации старой экономической и политической системы стал последним оплотом консервативных сил. Оппозиция же действия защитников Белого дома приравняла к подвигу, призванному спасти Россию от произвола «преступного» ельцинского режима. Итоги первого этапа ельцинских реформ были катастрофическими: в экономике – «шок без терапии», в политике – расстрел парламента и введение ЧП. Стратегический замысел радикальных демократов, пришедших к власти вместе с Ельциным, обнаружил свой утопизм и потерпел поражение во всех сферах. Особую тревогу в обществе вызвало стремительное перерождение власти. Новая политэлита (зачастую из бывших коммунистов), боровшаяся с советским режимом под лозунгами уничтожения привилегий, за социальную справедливость, прийдя к власти, стала распоряжаться госсобственностью как своей личной. Правящие «демократы» превзошли предшественников-коммунистов в отношении коррупции, воровства, лживости и прочих пороков, уступив им в профессионализме управления. В стране нарастали социальные контрасты, невиданного ранее размаха достигли организованная и обычная преступность, алкоголизм, наркомания, СПИД и другие болезни, проституция, число бездомных и беспризорных. Стремительно падала рождаемость и росла смертность. В сознании людей укоренялись отчаяние и неверие в возможность выхода из кризиса. Второй этап (1993-1996): период стабилизации политического и экономического положения. Разгромив оппозицию, в условиях по сути чрезвычайного положения правящий режим провел 12 декабря 1993 г. выборы в Госдуму. Одновременно с ними состоялся референдум по проекту новой Конституции, которая несла на себе черты переходного времени. Наиболее очевидная из них – наделение президента чрезвычайно широкими полномочиями, то есть Россия стала президентской республикой. Главной неожиданностью на выборах стал успех ЛДПР во главе с В. В. Жириновским: общество высказалось за «третью силу». Референдум и выборы декабря 1993 г. серьезно изменили расстановку политических сил в стране. К концу года была завершена ликвидация системы Советов народных депутатов. В экономике первым признаком изменения курса правительства стал выход из него в январе 1994 г. Е. Гайдара и Б. Федорова, наиболее радикальных реформаторов. Отличительной чертой политики исполнительной власти в этом году стало стремление к осторожному компромиссу с Думой. Президент отмечал в своем послании Федеральному Собранию о положении в стране, что в сфере экономики одинаково неприемлемы как возврат к временам советской плановой системы, так и продолжение неуправляемой «шоковой терапии». Правительство выбирает на 1994 г. стратегию активной стабилизации: выборочная поддержка перспективных отраслей народного хозяйства, умеренно-жесткая финансовая политика, снижение темпов инфляции. Однако в декабре 1994 г. президент вновь раскачивает лодку – в надежде на «маленькую победоносную войну» начался ввод войск на территорию Чечни для «восстановления конституционного порядка». Правивший в республике бандитский режим во главе с бывшим советским генералом Д. Дудаевым еще в 1992 г. взял курс на отделение Чечни от России, хотя и был ставленником в августе 1991 г. ельцинского окружения. Поэтому меры против сепаратистов явно запоздали. Тяжелые потери федеральных войск, гибель мирных жителей породили в российском обществе всплеск разочарования политикой президента. Выборы вГосдуму 17 декабря 1995 г. продемонстрировали явное «полевение» избирателей, рост их оппозиционности. Прежде всего, усилили свои позиции коммунисты (КПРФ). В российской экономике ситуация оставалась предельно сложной. Россия по-прежнему являлась непривлекательной для иностранных инвестиций страной. Напротив, имели место вывоз капитала из страны и долларизация ее экономики. В августе 1995 г. ее финансовая система испытала первый крупный банковский кризис. Деньги обращались в сфере финансовых спекуляций (ГКО), а не поступали в реальное производство, так же как и иностранные займы МВФ и ВБРР. Посредством залоговых аукционов 1995 г. Чубайсом были созданы так называемые олигархи, получившие лакомые куски госсобственности за символическую плату. Таким образом, формирование крупного российского капитала шло искусственным и далеко не безупречным способом. Именно в это время частная собственность оформилась в мощные и влиятельные политические силы. Чубайс был убежден, что без этого союза власти и олигархов в 1996 г. страна выбрала бы Зюганова. В феврале 1996 г. Ельцин объявил о своем решении вновь выставить свою кандидатуру на второй президентский срок (выборы 16 июня), несмотря на свой чрезвычайно низкий рейтинг. Его основным соперником стал лидер коммунистов, депутат Госдумы Г. А. Зюганов, который практически уверовал в свою победу. Предвыборный штаб Ельцина стремился доказать избирателям, что победа кандидата-коммуниста приведет к реставрации советских порядков, новому переделу собственности, разжиганию социальных конфликтов, восстановлению идеологического контроля власти над обществом, возрождению недоверия и враждебности со стороны развитых стран Запада к России. Хотя было ясно, что восстановление Советской власти в прежнем виде уже невозможно, да и КПРФ была скорее социал-демократией. КПРФ и ее союзники строили свою избирательную кампанию на резкой критике, прежде всего, социальной политики правительства: задержки зарплат в бюджетной сфере и базовых отраслях промышленности, невыплаты пенсий и пособий. И, тем не менее, президентские выборы июня-июля 1996 г. (в два тура) принесли победу Ельцину (если не врет ЦИК РФ). Сказались использование президентским предвыборным штабом во главе с Чубайсом новейших западных избирательных технологий («черный пиар», слоган «Голосуй, а то проиграешь!»), огромных финансовых средств от олигархов и естественных монополий, а также Запада (коробка из-под ксерокса с «черным налом»), мощного пропагандистского аппарата, прежде всего, электронных СМИ, освещавших предвыборные поездки больного Ельцина по стране и скрывших информацию о состоянии его здоровья. Кроме того, начали возвращать долги бюджетникам, давали множество популистских обещаний (например, контрактную армию к 2000 г.), о которых забыли на следующий день после выборов. То есть народ просто обманули. В определенной степени Ельцину помогло и то, что после I тура голосования его открыто поддержал третий по популярности кандидат в президенты – генерал А. И. Лебедь. Получив «в награду» пост секретаря Совета безопасности РФ, генерал способствовал сдаче всех позиций российской армии в Чечне и выводу войск оттуда. В январе 1997 г. Кремль признал законными состоявшиеся там выборы президента Ичкерии, на которых победил один из лидеров бандформирований, имевший репутацию «умеренного», бывший полковник СА А. Масхадов. Итак, главные итоги второго этапа: в экономике – частичная стабилизация, в политике – судьбоносная победа ЕБН на перевыборах-96 и провал в Чечне. Третий этап (1996-1999): второй срок президентства Ельцина и поиск преемника в условиях экономического и политического кризиса. Вскоре после выборов президент Ельцин на длительное время отошел от активной государственной деятельности из-за сложной операции на сердце (шунтирование сосудов). В начале 1997 г. левая оппозиция начала шумную кампанию в Госдуме по отрешению ЕБН от президентских обязанностей ввиду «неспособности по состоянию здоровья» их исполнять. То есть почти сразу впереди замаячили новые внеочередные выборы президента. Проблема обеспечения преемственности власти, то есть передача ее вновь ставленнику олигархии, встала очень остро. Однако время показало, что союз власти и олигархов оказался непрочным. Вначале Ельцин долго играл на противоречиях прочубайсовской и проберезовской группировок олигархов. Прочубайсовская группировка в правительстве Черномырдина (сам премьер в то время считался человеком БАБа) – это сам Чубайс, Б. Е. Немцов, то есть «молодые реформаторы» и стоящие за ними экономические структуры. Они выступали сторонниками «демократического» рынка свободной конкуренции. ЧВС и группировка Березовского олицетворяли модель государственного капитализма. Поэтому к ним примкнуло большинство наших олигархов – на выборах-96 они боролись за выживание (рыночники против коммунистов), на следующих собирались бороться за наиболее комфортные условия существования (одни рыночники против других). Однако после начала азиатского кризиса 1997 г. последовали известные кадровые решения президента от 23 марта 1998 г.: отставкаЧВС и пробивание кандидатуры «киндер-сюрприза» С. В. Кириенко. Таким образом, уволив Черномырдина и сформировав правительство «политических легковесов», президент сам нарушил систему властного равновесия. Однако ситуация, когда положение дел в стране зависело от здоровья президента, уже не устраивала олигархов. Они не были согласны терпеть Ельцина еще один срок. То же самое можно было сказать и о лидерах «большой семерки» (отказ Б. Клинтона и Г. Коля помочь России деньгами). А в конце 1998-1999 гг. РФ должна была резко увеличить выплаты Западу по долгам и процентам. В 90-е мы брали миллиарды долларов ежегодно. Ну и где эти деньги? В лучшем случае ушли на погашение долгов бюджета и проведение предвыборных кампаний, в худшем – разворованы. В итоге к лету 1998 г. казна была пуста, и пополнения в ней не предвиделось. В этих условиях Кириенкой и принимались решения от 17 августа 1998 г. (девальвация рубля, расширение рамок валютного коридора и временный дефолт, то есть отказ платить по внешним долгам, страна объявила себя банкротом). Для проведения в жизнь программы антикризисных мер были необходимы как минимум две вещи: воля высшего руководства страны и время. Но эти меры сошли на нет усилиями самого Ельцина: через неделю после 17-го Кириенко был уволен в отставку, на экономический кризис наложился политический, рубль обвалился, начался рост цен и пустые прилавки магазинов. Все недавнее продуктовое и товарное изобилие, которое ельцинские реформаторы называли своим главным достижением, оказалось просто пшиком. «Второе пришествие Черномырдина» не состоялось – Дума не утвердила его кандидатуру. И тут назначение премьером Е. М. Примакова стало настоящей находкой для больного президент. Именно Примаков являлся той стеной, которая отгораживала Ельцина от распустившейся в отсутствии хозяина оппозиции. Впрочем, Ельцин не был бы Ельциным, если бы не принялся срочно подыскивать новую опору для своей власти. Слишком много генералов и силовиков сгруппировалось в конце 1998 г. вокруг президента (Бордюжа, Степашин, Путин). В то же время правительству левого центра (Примаков-Маслюков-Кулик - Геращенко) удалось добиться успеха, используя объективные обстоятельства. Девальвация рубля помогла экспортным отраслям промышленности, а сокращение импорта способствовало подъему отечественных предприятий. Страна вышла из тяжелого кризиса, экономика заработала, начали возвращать долги населению и Западу. Но, несмотря на это, в мае 1999 г. Ельцин отправил в отставку правительство Примакова, которое пользовалось доверием народа. После этого власть убрала из Генпрокуратуры Скуратова, закрыла опасные для Кремля уголовные дела. Вновь из тени вышел Березовский, боявшийся при Примакове даже появиться в Москве. Быстро был убран «мягкий» Степашин, промежуточная фигура, и в августе 1999 г. началась целенаправленная раскрутка силовика В. В. Путина на президентство.
ИДБ-4-й семестр
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |