Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика отрасли




Глава 1. Формирование системы
«Фирма – Рынок – Отрасль»

1.1. Основные понятия курса
экономика отраслевых рынков

Основная причина, по которой организация отраслевых рынков относится к отдельной области знания, связана с тем, что существующие модели развития на микро- и макроуровне не дают полного представления о современных принципах формировании стратегий фирмы.

В современной российской экономике предприятие занимает особое место в системе организации экономики.

Предметом изучения различных рыночных структур является поведение фирм в условиях монополии, олигополии или конкуренции и анализ результатов хозяйственной деятельности фирм как
с точки зрения отдельного рынка, так и с точки зрения общего
рыночного равновесия.

Базовыми понятиями в экономике отраслевых рынков являются: фирма, рынок, отрасль, отраслевой рынок, рыночная власть, конкурентоспособность и стратегическое поведение.

Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями[1].

В рамках данного курса воспользуемся следующими понятиями, характеризующими природу рынка:

рынок – это совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок;

рынок – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью потребительских потребностей.

В свою очередь, отрасль – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью производственного процесса. При этом отрасли подразделяют на комплексные (например, комплекс машиностроения, металлургическая отрасль, топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс) и отрасли по видам производства (например, предприятия литейного производства).

Соответственно, отраслевой рынок – это рынок взаимозаменяемой продукции, который, как правило, рассматривается в пределах государственного социально-экономического комплекса.

Классический подход к определению эффективного поведения на отраслевом рынке оперирует понятием рыночной власти, представляя его основой стратегического поведения.

Рыночная власть – это способность фирмы устанавливать такую цену, которая превышает предельные издержки или издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Надо отметить тот факт, что использование понятия «рыночная власть» несколько сужает рамки исследования методов и подходов
к оценке результативности поведения фирм. В современных условиях развития отраслевых рынков особый интерес представляет формирование конкурентной среды в различных рыночных структурах, включая и монопольные рынки.

Конкурентоспособность – это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений, позволяющее выступать в условиях экономического соперничества за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов или факторов производства (трудовых ресурсов, земли, оборотного и основного капитала, искусства предпринимательской деятельности и информации). Соотношение уровня значимости целей фирмы для управляющих с наличием факторов её внутренней и внешней среды является отправной точкой в формировании стратегии развития и поведения.

Стратегическое поведение – это поведение фирмы, при котором она учитывает возможные ответные действия конкурентов.

Формирование стратегических взаимосвязей между фирмами осуществляется на нескольких уровнях.

1. Поведение на рынке под влиянием целей собственников
и управляющих.

2. Методы выделения отраслевых рынков и определение их рыночных границ.

3. Способы оценки состояния конкурентной среды отраслевого рынка и степени концентрации рыночных субъектов.

4. Рыночные барьеры, препятствующие развитию рыночной конкуренции.

5. Существующие теории и микроэкономические модели стратегического поведения фирм на отраслевом рынке.

6. Основные направления стратегического взаимодействия конкурентов:

– конкуренция по качеству продукции;

– конкуренция по близости к потребителям мест продаж продукции;

– конкуренция в рекламной деятельности;

– состязание в инновационных исследованиях и разработках;

– умышленное манипулирование информацией о состоянии рынка.

7. Условия заключения рыночного соглашения (картельного сговора).

8. Монополистическая рыночная структура и угрозы, связанные с её деятельностью, для развития национальной экономики.

9. Существующие типы государственной отраслевой политики, препятствующие монополизации рынка или же концентрации рыночной власти в руках нескольких крупных участников рынка.

1.2. Теоретическая основа
экономики отраслевых рынков

Исходя из представленного выше боле широкого подхода к определению сущности рынка, его структура может быть представлена следующим образом:

 

 

 


Рис. 7. Структурные элементы рынка с точки зрения широкого подхода

Субъекты и объекты рынка, как системы отношений, были подробно рассмотрены в предшествующих курсе микроэкономики, поэтому далее считаем целесообразным более детально остановится на характеристике поведения фирмы на рынке:

 


Рис. 1.1. Парадигма «структура – поведение – результат»

В отличие от микроэкономики, экономика отраслевых рынков делает акцент на более полном отражении реальной действительности при использовании моделей. Поэтому в рамках этой науки осуществляется эмпирическая проверка гипотез и моделей микроэко­номики.

В теории отраслевых рынков можно выделить три основных направления исследований:

– применение теоретико-игровых моделей в анализе олиго­полистических рынков, которые значительно расширяют возмож­ности микроэкономических исследований стратегического пове­дения;

– использование теории трансакционных издержек при сравнительном анализе рынков, который на основе моделей микроэкономики позволяет объяснить различия в поведении фирм, в структуре
и результативности функционирования отраслей;

– разработка теории состязательных или квазиконкурентных рынков, которая развивает понятие потенциальной конкуренции, когда конкурентоспособность фирм на рынке возрастает при угрозе появления новых конкурентов.

Конкурентный рынок – рыночная модель, рассматриваемая
и с позиции состязательных рынков. Выделяются два типа состязательных рынков:

– рынки, где цены превышают предельные и средние издержки, что позволяет войти на рынок новым фирмам;

– рынки, где цены упали ниже средних издержек и многие фирмы могут уйти с рынка.

Рынок не будет состязательным, если на нём функционирует малое количество фирм, а вход и выход с рынка затруднены.

Большое значение с точки зрения практической применимости моделей и методов на российских рынках имеют рынки несовершенной конкуренции. Это рынок, на котором продавцы и поку­патели могут существенно влиять на цены, а следовательно, устанавливать их на таком уровне, который позволяет получить мак­си­мальную выгоду.

Особенностью рынка несовершенной конкуренции является наличие рыночных барьеров.

В соответствии с основополагающей идеей формирования и регулирования поведения фирм, направленного на будущий результат, особого внимания заслуживает теория Г. Хамела о создании «революционных» компаний[2]. С окончанием ХХ в. завершилась «эра прогресса» (с ее линейным эволюционным развитием и приростными улучшениями) и началась эпоха революционных потрясений, при которых конкуренция формируется не между продуктами, компаниями, а между инновациями в технологии, организацию и управленческие процессы. К исходу ХХ в. стало ясно, что обладание большой долей сегодняшнего рынка не является залогом успеха в будущем.

Дело не только в сокращении жизненных циклов продуктов
и ускорении изменений в предпочтениях потребителей. Реальностью стала быстрая «конвергенция» стратегий компаний: каждая из них начинает вслед за лидером придерживаться одинаковых подходов
в определении отрасли, критериев сегментирования, политики формирования производственно-сбытовой деятельности. Это приводит
к изменению сути понятия отрасль. «типичное определение отрасли состоит в той группе компаний, которые используют одну и ту же бизнес-модель»[3]. Соответственно, принадлежность к отрасли позволяет предприятию определить технологические и организационные основы для формирования индивидуальной ценности.

Глава 2. Отраслевая организация экономики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.