КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономика отрасли
Глава 1. Формирование системы 1.1. Основные понятия курса Основная причина, по которой организация отраслевых рынков относится к отдельной области знания, связана с тем, что существующие модели развития на микро- и макроуровне не дают полного представления о современных принципах формировании стратегий фирмы. В современной российской экономике предприятие занимает особое место в системе организации экономики. Предметом изучения различных рыночных структур является поведение фирм в условиях монополии, олигополии или конкуренции и анализ результатов хозяйственной деятельности фирм как Базовыми понятиями в экономике отраслевых рынков являются: фирма, рынок, отрасль, отраслевой рынок, рыночная власть, конкурентоспособность и стратегическое поведение. Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями[1]. В рамках данного курса воспользуемся следующими понятиями, характеризующими природу рынка: рынок – это совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок; рынок – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью потребительских потребностей. В свою очередь, отрасль – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью производственного процесса. При этом отрасли подразделяют на комплексные (например, комплекс машиностроения, металлургическая отрасль, топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс) и отрасли по видам производства (например, предприятия литейного производства). Соответственно, отраслевой рынок – это рынок взаимозаменяемой продукции, который, как правило, рассматривается в пределах государственного социально-экономического комплекса. Классический подход к определению эффективного поведения на отраслевом рынке оперирует понятием рыночной власти, представляя его основой стратегического поведения. Рыночная власть – это способность фирмы устанавливать такую цену, которая превышает предельные издержки или издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Надо отметить тот факт, что использование понятия «рыночная власть» несколько сужает рамки исследования методов и подходов Конкурентоспособность – это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений, позволяющее выступать в условиях экономического соперничества за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов или факторов производства (трудовых ресурсов, земли, оборотного и основного капитала, искусства предпринимательской деятельности и информации). Соотношение уровня значимости целей фирмы для управляющих с наличием факторов её внутренней и внешней среды является отправной точкой в формировании стратегии развития и поведения. Стратегическое поведение – это поведение фирмы, при котором она учитывает возможные ответные действия конкурентов. Формирование стратегических взаимосвязей между фирмами осуществляется на нескольких уровнях. 1. Поведение на рынке под влиянием целей собственников 2. Методы выделения отраслевых рынков и определение их рыночных границ. 3. Способы оценки состояния конкурентной среды отраслевого рынка и степени концентрации рыночных субъектов. 4. Рыночные барьеры, препятствующие развитию рыночной конкуренции. 5. Существующие теории и микроэкономические модели стратегического поведения фирм на отраслевом рынке. 6. Основные направления стратегического взаимодействия конкурентов: – конкуренция по качеству продукции; – конкуренция по близости к потребителям мест продаж продукции; – конкуренция в рекламной деятельности; – состязание в инновационных исследованиях и разработках; – умышленное манипулирование информацией о состоянии рынка. 7. Условия заключения рыночного соглашения (картельного сговора). 8. Монополистическая рыночная структура и угрозы, связанные с её деятельностью, для развития национальной экономики. 9. Существующие типы государственной отраслевой политики, препятствующие монополизации рынка или же концентрации рыночной власти в руках нескольких крупных участников рынка. 1.2. Теоретическая основа Исходя из представленного выше боле широкого подхода к определению сущности рынка, его структура может быть представлена следующим образом:
Рис. 7. Структурные элементы рынка с точки зрения широкого подхода Субъекты и объекты рынка, как системы отношений, были подробно рассмотрены в предшествующих курсе микроэкономики, поэтому далее считаем целесообразным более детально остановится на характеристике поведения фирмы на рынке:
Рис. 1.1. Парадигма «структура – поведение – результат» В отличие от микроэкономики, экономика отраслевых рынков делает акцент на более полном отражении реальной действительности при использовании моделей. Поэтому в рамках этой науки осуществляется эмпирическая проверка гипотез и моделей микроэкономики. В теории отраслевых рынков можно выделить три основных направления исследований: – применение теоретико-игровых моделей в анализе олигополистических рынков, которые значительно расширяют возможности микроэкономических исследований стратегического поведения; – использование теории трансакционных издержек при сравнительном анализе рынков, который на основе моделей микроэкономики позволяет объяснить различия в поведении фирм, в структуре – разработка теории состязательных или квазиконкурентных рынков, которая развивает понятие потенциальной конкуренции, когда конкурентоспособность фирм на рынке возрастает при угрозе появления новых конкурентов. Конкурентный рынок – рыночная модель, рассматриваемая – рынки, где цены превышают предельные и средние издержки, что позволяет войти на рынок новым фирмам; – рынки, где цены упали ниже средних издержек и многие фирмы могут уйти с рынка. Рынок не будет состязательным, если на нём функционирует малое количество фирм, а вход и выход с рынка затруднены. Большое значение с точки зрения практической применимости моделей и методов на российских рынках имеют рынки несовершенной конкуренции. Это рынок, на котором продавцы и покупатели могут существенно влиять на цены, а следовательно, устанавливать их на таком уровне, который позволяет получить максимальную выгоду. Особенностью рынка несовершенной конкуренции является наличие рыночных барьеров. В соответствии с основополагающей идеей формирования и регулирования поведения фирм, направленного на будущий результат, особого внимания заслуживает теория Г. Хамела о создании «революционных» компаний[2]. С окончанием ХХ в. завершилась «эра прогресса» (с ее линейным эволюционным развитием и приростными улучшениями) и началась эпоха революционных потрясений, при которых конкуренция формируется не между продуктами, компаниями, а между инновациями в технологии, организацию и управленческие процессы. К исходу ХХ в. стало ясно, что обладание большой долей сегодняшнего рынка не является залогом успеха в будущем. Дело не только в сокращении жизненных циклов продуктов Глава 2. Отраслевая организация экономики
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |