КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные категории педагогики
Тема 2.3. Основные педагогические понятия План 1. Основные категории педагогики. 2. Взаимосвязь основных педагогических понятий.
Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Понятие – форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемая специальными терминами. Существуют различные подходы к трактовке педагогических категорий. Безрукова В.С. Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека. Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие подразделяется на физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное.
Харламов И.Ф. Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Воспитание в узком смысле – формирование идеальных социальных, нравственных и эстетических отношений. Обучение – овладения ЗУ, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями. Под развитием следует понимать взаимосвязь количественных и качественных изменений, которые происходят в сознании человека. Формирование выступает как результат развития личности и означает ее становление, преображение совокупности свойств. Бабанский Ю.К. Воспитание в широком смысле – есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении образования играет обучение. Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних, внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. (Подразделяется на психическое, физическое, общее). Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды и воспитания. Ильина Т.А. Воспитание в широком смысле охватывает действие всех сил общества. Воспитание в узком смысле – синоним воспитательной работы. Воспитательная работа – специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.
Образование – процесс и результат не только обучения, но и самообразования и воздействия средств массовой информации, в результате чего человек усваивает у него формируется познавательные умения. Развитие – широкий процесс становления и формирования личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Ведущую роль играют обучение и воспитание. Формирование – особая форма развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий. Подласый И.П. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Селиванов В.С. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Обучение – двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков. Образование – это процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |