Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма как общее понятие коммерческой организации




В современных условиях синонимом организация (предприятие) зачастую выступает фирма (от итальянского firma – подпись).

Фирма есть сложная организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляется процесс производства и доведения до потребителя экономических благ.

Следует подчеркнуть, что предприятие и фирма не являются абсолютно совпадающими понятиями (см. рисунок).


 

ФИРМА ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ)
Юридическое лицо Не всегда
Хозяйствующий субъект Не всегда
Многопрофильное производство Однопрофильное производство
Наличие признаков объединения Отсутствуют
Самостоятельность Не всегда

Рисунок – Соотношение фирмы и организации (предприятия) в современных условиях

 

Хотя бы потому, что фирма может состоять из нескольких предприятий. Если предприятие чаще всего однопрофильно (организовано производство одного вида продукции), то фирма всегда многопрофильна. Для фирмы характерны диверсификация производства и капитала по направлениям хозяйственной деятельности и, как следствие, выпуск разнородной продукции. Внутри фирмы предприятия могут быть выстроены по-разному (горизонтальная и вертикальная интеграция).

Кроме того, фирма обычно имеет мощные сбытовые и снабженческие организации, которые активно ведут маркетинговые исследования и за свои услуги получают торговую прибыль. Не столь уж и редко, когда крупная фирма обзаводится собственным научно-исследовательским центром, банком, средствами массовой информации.

Внутри фирмы обычно складывается весьма значительный внутрипроизводственный оборот экономическими ресурсами, проходящими переработку и комплектацию. Продукция одного предприятия может полностью потребляться, без выхода на рынок, другими предприятиями фирмы, что, по сути дела, означает еще большее исключение рыночных отношений. Последние заменяются внутренней системой жестких команд и распоряжений. Внутри фирмы устанавливается четкий внутренний порядок взаимоотношений между структурными подразделениями и службами.

Фирма нуждается в конкурентном давлении со стороны рынка, а сам рынок нуждается в фирме как хозяйствующем субъекте. Но следует признавать и другое – «строительство фирм» есть вытеснение рыночных отношений.

Во-первых, из-за развития внутрифирменных отношений между зависимыми структурными подразделениями, где широко используются «плановые цены», нормативы, отсутствует механизм экономических санкций, не работает контрактное право и др. Внутреннее экономическое поле фирмы есть прямой вычет из рыночного пространства.

Не случайно во внутрифирменных отношениях особое значение всегда имеют подсистема управления, уровень квалификации и профессиональной подготовки менеджеров.

Во-вторых, крупные фирмы оказывают деформирующее воздействие на состояние рыночных отношений, отделяют от идеала свободной конкуренции, отражают процесс монополизации производства и концентрации капитала.

Вместе с тем анализ современной практики хозяйствования позволяет обнаружить и другие поучительные закономерности. Так, очень часто экономически несостоятельными и просто банкротами оказываются именно те фирмы, которые взамен жесткой системы управления сделали ставку на развитие внутреннего хозрасчета, превращая входящие в состав предприятия и другие структурные подразделения в «центры экономической ответственности».

В отличие от предприятия фирма всегда ориентируется на обеспечение самоокупаемости понесенных затрат и получение максимально возможного дохода.

Таким образом, если предприятие представляет собой форму организации производства, сложную систему кооперации и разделения труда, то фирма выступает как экономическая и предпринимательская форма современного производства. Генезис предприятия связан с возникновением выгод от кооперации труда, а фирмы – от объединения экономических ресурсов. Фирма – это форма реализации установленного «пучка прав собственности». В основе формирования размера фирмы лежит принцип обеспечения экономии трансакционных издержек (стр. 544 – Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие; под ред.А.В.Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001).

В наше время принято, чтобы фирма, тем более лидер, использовала специальный товарный знак. Такой знак имеет не только моральную, но и высокую денежную стоимость (капитализация названия), исчисляемую не столь уж и редко многими миллионами долларов.

В развитых странах название крупной фирмы часто выступает символом всей национальной экономики (например, «Дженерал Моторс» в США, «Люфтганза» в ФРГ, «Полония» в Польше). В Беларуси – это «Минский тракторный завод», «Беларуськалий», МАЗ, БелАЗ, «Пинскдрев» и т. д.

Интересно, что некоторые товары получили свое имя от названия соответствующей фирмы-производителя (например, ксерокс, карандаш, кока-кола, аспирин).

Современная фирма выступает как совокупность взаимовыгодных контрактов. Проявляется как механизм реализации хозяйственных сделок и осуществления рыночных трансакций (стр. 199 – Лемешевский, И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч.2) Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003).

Современные теории фирмы. Современная фирма представляет собой сложное экономическое явление.

С позиций неоклассической теории деятельность фирмы описывается с помощью производственной функции, а в качестве цели признается максимизация прибыли. Обеспечение минимальных издержек производства за счет определения оптимального размера масштаба выступает в качестве главной темы исследований. В стороне остаются проблемы внутрифирменного управления, оптимизации организационной структуры.

Институциональная теория фирмы в качестве главной задачи исследования признает механизм управления ресурсами в целях экономии трансакционных издержек. Фирма выступает как совокупность экономических отношений, возникающих между собственниками вовлеченных факторов производства. Поэтому активно исследуется проблема прав собственности на используемые экономические ресурсы, определения пофакторных доходов.

Фирма выступает как организация со сложной структурой, которой приходится непрерывно приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям. Объектом исследования выступает многообразие видов фирм и форм развития, соотношение экономии на трансакционных издержках и издержках внутреннего контроля. Такое соотношение признается решающим критерием при принятии решения о размере фирмы.

Эволюционная теория современной фирмы обращает внимание на то, что такая организация не только приспосабливается к рыночной среде, но и сама ее изменяет. На первое место выдвигается проблема принятия решений, взаимодействия собственника и наемных служащих, внутрифирменное управление.

Таким образом, фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги. В зависимости от характера собственника различают государственные и частные предпринимательские фирмы. Целью хозяйственной деятельности их в каждом конкретном случае являются максимизация остаточного дохода – прибыли собственника после осуществления всех платежей, максимизация отдачи на вложенный капитал и максимизация трудового дохода.

Фирмы в малом бизнесе заняты, как правило, созданием высокотехнологичных производств. Им присуща своя стратегия хозяйственного поведения. Она складывается из четырех основных моментов.

Во-первых, развивающиеся высокотехнологичные фирмы не заинтересованы в конкуренции, а потому стремятся захватить прибыльную рыночную нишу, создавая узкоспециализированные продукты.

Во-вторых, такие фирмы, например, занимающиеся электроникой, стараются минимизировать свои издержки, закупая комплектующие изделия у крупных производителей.

В-третьих, большинство малых фирм с целью производства образуются вокруг одного продукта или основываются на одной технологии. Их задача сводиться к адаптации этого продукта или технологии к специфическим нуждам потребителей. В этом существенное отличие малых фирм от крупных фирм, которые направляют свои сбытовые усилия на распространение стандартного продукта, удовлетворяющего большую группу потребителей.

В-четвертых, почти все фирмы стремятся по возможности меньше привлекать чужой капитал, чтобы сохранить самостоятельность. Специалисты отмечают, что наряду с развитием продуктов и технологий для деятельности малых фирм и целей их развития характерно стремление к независимости и собственному социально-культурному климату.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.