Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Потребительский рынок – сфера деятельности торговых организаций




Экономическая природа и содержание потребительского спроса

Экономическая природа и содержание потребительского спроса

Лекция 15

1 Категория «рынок»: его функции, принципы, свойства, элементы

1 Категория «рынок»: его функции, принципы, свойства, элементы

Рынок – это неотъемлемый элемент товарного хозяйства, сфера, где происходит обмен произведенных продуктов. Он представляет собой систему экономических отношений производства и обмена товаров с помощью денег. Посредством рынка происходит обмен результатами деятельности товаропроизводителей, удовлетворение личных и общественных потребностей. Условия формирования и развития рынка представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Условия формирования и развития рынка

 

В качестве субъектов рынка рассматриваются домашние хозяйства, предприниматели, правительство, т.е. участники сделок купли-продажи: предприниматели, юридические и физические лица. В соответствии с п.1 cm.44 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный баланс.

К организационно-правовым формам юридических лиц относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации и союзы коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.

Объекты рынка это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства (средства производства, рабочая сила, капитал).

Рынок имеет многообразную структуру. По объектам обмена его классифицируют на рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок (рис. 2). Рынок товаров и услуг называют также потребительским рынком.

Основными элементами рынка являются предложение, спрос и цена. Все изменения и процессы, которые происходят в системе общественного воспроизводства, находят отражение в соотношении спроса и предложения, в общем состоянии рынка товаров и услуг и его отдельных элементов.

 

Рисунок 2 – Структура рынка по объектам обмена

 

Спрос населения на потребительские товары определяется потребностями людей в пище, одежде, жилище, духовной жизни, их денежными доходами. Отличительной особенностью спроса на потребительском рынке является то, что он носит индивидуальный и избирательный характер. Все изменения покупательского спроса имеют определенные закономерности, что дает возможность составлять прогнозы спроса на тот или иной период. Модели спроса разрабатываются дифференцированно по отдельным товарам и товарным группам.

Товарное предложение – это масса товаров, предназначенных для реализации на рынке. Оно выступает материальной основой удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах. На товарное предложение также оказывают влияние различные факторы (издержки производства, цена на данный товар, цены на сопряженные взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, конкурирующие на рынке, государственная налоговая политика и т.д.).

Поскольку спрос на потребительском рынке носит индивидуальный, избирательный характер, то и предложение должно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям рынка. Как правило, жизненный цикл товаров народного потребления по сравнению со средствами производства более короткий. Требуется постоянное обновление ассортимента предлагаемых товаров.

Определяющим элементом в системе рыночного механизма является цена. Изменение цены способно влиять как на спрос, так и на предложение через экономические интересы производителей и потребителей товаров народного потребления. Если спрос превышает предложение, цена растет. Это приводит к увеличению производства товаров, на них устанавливается достаточно высокий уровень цен. Если величина предложения больше спроса, то цена на товары снижается. Это заставляет производителей сокращать производство таких товаров.

Условиями нормального функционирования рынка является развитие конкуренции и свободное рыночное ценообразование. Свободное движение товаров и услуг на рынке обеспечивает инфраструктура рынка, т.е. совокупность институтов и видов деятельности, организаций и служб, обеспечивающих условия для функционирования рынка. К инфраструктуре рынка относят снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации, транспортные системы, складское и тарное хозяйство, информационные системы и средства связи. Элементами рыночной инфраструктуры считаются ярмарки, аукционы, биржи.

 

 


Одним из элементов потребительского рынка является покупательский спрос как форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений. Покупательский спрос выражает не все потребности, а только их часть, которая обеспечена денежными средствами населения с учетом складывающихся на рынке цен. Общий объем спроса показывает сумму денежных средств, которая в определенный период может быть предъявлена на покупку товаров в рамках республики, экономического региона, области и т.д.

Человеческая жизнь есть постоянно возобновляе­мый процесс удовлетворения потребностей в матери­альных, социальных и духовных благах.

Потребность – осознанное человеком и обществом чувство нужды в различных благах, необходимых для обеспечения и поддержания жизнедеятельности, раз­вития личности, функционирования социальной груп­пы или общества в целом.

Как экономическая категория потребности выража­ют отношения, связанные с потреблением материаль­ных, социальных и духовных благ.

Потребности имеют двойственную природу. Потреб­ности в пище, жилище, одежде, отдыхе обусловлены их биологической составляющей. В то же время отно­шение человека как социального существа к внешнему миру выражает общественную природу потребностей. В зависимости от субъекта предъявления различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Об­щие (абстрактные) - это потребности людей в пище, одежде. Они рождаются и существуют вместе с челове­ком. Частные (конкретные) - это потребности, на­пример, в одежде определенного фасона, цвета и т.д.

Потребности общества и его членов разнообразны, безграничны, непрерывно меняются и совершенству­ются под воздействием научно-технического прогресса. На их формирование влияют социально-экономиче­ские, национальные, географические и другие факто­ры. Каждая ступень общественного развития ведет к исчезновению одних и появлению других потребнос­тей. Расширяется их круг, происходят качественные изменения в потребностях и их структуре. Возрастает роль социальных и культурных потребностей в разви­тии производства и человеческой личности.

Развитие потребностей взаимосвязано с фазами вос­производства. Так, на стадии производства происходит их зарождение, на стадиях распределения и обмена -регулирование процесса их удовлетворения, на стадии потребления - непосредственное удовлетворение. По­требление в широком смысле слова - завершающая фа­за общественного воспроизводства. Оно является сфе­рой, в которой реализуется главная естественная цель экономической деятельности общества, а результаты предыдущих стадий получают общественное призна­ние.

Рациональное потребление может повышать об­щую эффективность национальной экономики. В то же время потребление представляет собой непрерывный процесс использования созданного продукта для удов­летворения определенных потребностей. Одновремен­но потребности выступают побудительным мотивом для возобновления нового круга воспроизводства, сти­мулом развития производства и обмена. Удовлетворен­ная потребность порождает новые запросы, придает це­лесообразный и непрерывный характер производству.

По формам потребление может быть личным (по­требление продуктов питания, одежды, мебели и дру­гих материальных и духовных благ для удовлетворе­ния личных потребностей) и общественным (потребле­ние материальных благ и услуг учреждениями и орга­низациями сферы образования, здравоохранения, куль­туры и т.д.).

По источникам выделяют потребление товарное (приобретение товаров на рынке посредством обмена на денежные доходы населения) и нетоварное (за счет ис­пользования продуктов собственного труда, а также об­щественных фондов потребления). В зависимости от вида потребляемых благ различают материальное потребление и потребление услуг.

Изучение характера развития и изменения потреб­ностей, их взаимосвязи с общественным производством способствовало появлению в истории экономической мысли закона возвышения потребностей, согласно ко­торому рост и совершенствование потребностей по мере развития производительных сил и культуры общества носит прогрессивный характер.

Основная масса потребностей населения выступает на рынке в форме платежеспособного спроса на товары и услуги.

Спрос отражает потребности в приобретении на рын­ке определенного количества материальных и духов­ных благ и представляет собой специфическую форму проявления потребностей, обеспеченных соответствую­щими денежными доходами.

На объем и структуру покупательского спроса влияют различные группы факторов: экономические (производство, денежные доходы населения, уровень и соотношение розничных цен), социальные (уровень денежных доходов отдельных социальных групп населения, различия в структуре спроса городского и сельского населения), демографические (половозрастной состав населения), климатические (различия спроса в зависимости от сезона).

Таким образом, спрос формируется под влиянием экономических, социальных, демографических, природно-климатиче­ских, национально-исторических и других факторов. Наибольшее влияние на него оказывают денежные до­ходы населения и их дифференциация по социальным группам. Факторы, формирующие спрос населения представлены на рис. 3.

Рисунок 3 – Факторы, формирующие спрос населения

 

Для определения влияния доходов, цен и других факторов на спрос используется коэффициент эластич­ности. Например, эластичность спроса от дохода опре­деляется по формуле

где Кэл.д – коэффициент эластичности по доходу; Q – спрос на товары на душу населения в базисном периоде; ∆Q – изменение среднедушевого спроса за исследуемый период; Дн – доход на душу населения в базисном периоде; ∆ Дн – изменение среднедушевого дохода за исследуемый период.

Данный коэффициент показывает, на сколько про­центов изменится спрос при росте среднедушевого до­хода на 1 %.

Изучение характера направлений и степени влия­ния факторов на спрос позволяет прогнозировать его объем и структуру, величину потребления.

Спрос неоднороден. В зависимости от состояния товарного обеспечения вынесенных на рынок платежеспособных потребностей различают реализованный и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос отражает часть представленного на рынке спроса, которая фактически удовлетворена при покупке товаров и оплате услуг. Неудовлетворенный спрос показывает часть действительного спроса, которая осталась нереализованной из-за отсутствия на рынке необходимых товаров, их несоответствия по качеству и ассортименту. Спрос можно классифицировать по многим признакам (табл. 1). Дифференциация спроса позволяет адекватно оценивать состояние рын­ка, более гибко управлять им, принимать оперативные меры по удовлетворению запросов потребителей, пози­тивно воздействовать на производителей.

Таблица 1 – Классификация спроса

Классифика­ционный признак Форма прояв­ления спроса Характеристика
     
Объем предъявле­ния спроса и дифференциация ассортимен­та товаров Макроспрос Совокупный спрос населения республи­ки, региона, крупной социально-эконо­мической группы на продукцию опреде­ленной отрасли в целом либо на укруп­ненную группу товаров или услуг
Микроспрос Спрос отдельных групп потребителей на конкретный вид товара, его разновиднос­ти, выделяемые по определенным при­знакам (размер, цвет, модель и т.д.)
Степень формиро­вания     Формиру­ющийся Совокупность новых требований, предъ­являемых покупателями к потребитель­ским свойствам, качеству, внешнему оформ­лению товаров, способных повлечь за собой производство и реализацию новых товаров
Спонтан­ный Импульсный спрос, проявляющийся при покупке незапланированного покупате­лем товара
Альтерна­тивный Спрос на конкретные товары, допускаю­щий замену одного изделия другим
Твердосформиро­ванный Спрос на конкретные товары, не допуска­ющий замены одного изделия другим по объективным причинам (определенный размер, сезонность)
Степень удовлетво­рения     Удовлетво­ренный (реализо­ванный) Спрос, завершающийся покупкой това­ров. Характеризуется объемом денежных средств населения, израсходованных на покупку товаров. Показателем реализо­ванного спроса является розничный това­рооборот
Неудовлетворенный, в том числе: переклю­ченный, от­ложенный Часть предъявленного спроса, которая не была реализована из-за отсутствия в про­даже нужных товаров вне зависимости от причины несостоявшейся покупки (от­сутствие товара в продаже, низкое каче­ство, высокая цена и т.д.)
Время предъявле­ния     Прошлый Спрос, фактически предъявленный в те­чение определенного периода (прошед­шей недели, месяца, года)
Будущий Спрос, который реально будет предъяв­лен в течение будущих временных интер­валов (недели, месяца, года)
Субъект предъявле­ния     Спрос населения Потребность населения в товарах, обеспе­ченная денежными доходами
Спрос коллек­тивных по­требителей Потребность в товарах организаций соци­альной сферы для целей коллективного потребления и хозяйственных нужд

 

Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой.

Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, направляемых населением на покупку товаров при данном уровне цен. Он определяется величиной поку­пательных фондов населения, миграцией денежных средств, а также в условиях ненасыщенного рынка разме­ром неудовлетворенного спроса. Структура спроса явля­ется его качественной характеристикой и отражает соот­ношение его видов и форм, классифицированных по опре­деленным признакам, например по товарным группам.

Изучение тенденций и закономерностей развития объема и структуры спроса позволяет экономически обосновать товарооборот, сформировать ассортимент товаров, наиболее полно удовлетворить потребности населения в товарах и услугах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.