Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи экономики труда




Кириллина Ю.В.

Москва, 2009

ЭКОНОМИКА ТРУДА

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Ю.В. Кириллина

КУРС ЛЕКЦИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСЬТЕЙ

УДК 331

 

 

Экономика труда: курс лекций по дисциплине "Экономика труда" (специальность 08.08.01. "Прикладная информатика в экономике"). – М.: МГУПИ, 2009.

 

Настоящий курс лекций является частью учебно-методического комплекса по дисциплине "Экономика труда" и содержит основной теоретический и практический материал, излагаемый в рамках лекций для студентов специальности 08.08.01. "Прикладная информатика в экономике". Цель данного курса лекций помочь студентам разных форм обучения получить систематизированные знания в области изучаемой дисциплины.

В курсе лекций рассматриваются предмет и задачи дисциплины, виды рынков труда, занятости и безработицы, системы и формы оплаты труда в современных рыночных условиях, а также показатели, используемые для оценки эффективности использования трудовых ресурсов, рабочего времени и т.п.

Курс лекций предназначении для студентов для студентов специальности 08.08.01. "Прикладная информатика в экономике" очной, заочной и вечерней форм обучения.

 

 

УДК 331

ББК 65.24

© Кириллина Ю.В., 2009

© МГУПИ, 2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  стр
1. Предмет и задачи экономики труда  
2. Рынок труда, структура и типы  
3. Государственная политика занятости  
4. Вознаграждение работникам. Формы и системы оплаты труда  
5. Классификация стимулирующих и компенсационных систем  
6. Развитие персонала  
7. Анализ социально-экономических показателей 7.1. Анализ численности и состава работников 7.2. Анализ движения кадров 7.3. Анализ производительности труда и эффективности использования рабочего времени  

Экономика труда – это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы – ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен, потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.

Процесс производства (формирования) рабочей силы (способности к труду), т.е. подготовка работника к труду, начинается со школы, продолжается в вузах, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит, во-первых, на рынке труда при участии работодателей, наемных работников и государства, а во-вторых, непосредственно на предприятии (найм, увольнение, перевод и т.п.) Потребление рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте.

Экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительности труда.

Экономика труда как наука изучает трудовые отношения на микро- и макроуровне.

Макроэкономические проблемы экономики труда связаны с поведением и взаимодействием субъектов трудовых отношений (работников, профсоюзов, работодателей, государства) и функционирование рынков отдельных продуктов, факторов производства, включая и рынок труда. Для анализа и прогнозирования поведения участников рынка труда микроэкономика опирается на теорию выбора. Наемный работник выбирает:

а) между занятостью и ведением домашнего хозяйства;

б) между полной занятостью и частичной;

в) между работой по найму и самозанятостью и т.д.

В свою очередь работодатели решают вопросы по поводу:

а) номенклатуры и объема производства;

б) соотношения капитала и рабочей силы;

в) уровня оплаты труда;

г) кадровой политики фирмы и т.п.

Макроэкономические проблемы касаются изучения вопросов уровня занятости, влияния оплаты труда на уровень цен, взаимосвязи инфляции и безработицы.

При изучении современной экономики труда применяются те же методы, что и при изучении экономической науки в целом.

Базовой категорией экономики труда является понятие "труд".

Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.

Выше данное определение может быть дополнено:

1. Труд – это основа жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом;

2. Труд осуществляется на основе определенных мотивов и стимулов;

3. Труд может заключаться в управлении людьми и процессами;

4. Труд может быть средством самовыражения и самоутверждения личности;

5. Труд предполагает контроль (внутренний и внешний);

6. Трудовой процесс основывается на кооперации и разделении труда.

Категория "труд" многогранна и может изучаться как:

а) фактор производства;

б) целесообразная деятельность человека;

в) процесс реализации умственных и физических способностей.

В современной экономике можно выделить четыре вида трудовой деятельности:

1. Наемный труд;

2. Труд в домашнем хозяйстве;

3. Самозанятость;

4. Предпринимательская деятельность.

Основное место в современной системе экономических отношений занимает наемный труд, который можно рассматривать в качестве трудовой услуги, оказываемой работодателю за определенную плату.

Нерыночную трудовую деятельность в рамках домашнего хозяйства принято называть домашним производством; данная трудовая деятельность является нерыночной, поскольку она не приносит доход. Примерами домашнего производства выступают уборка квартиры, уход за детьми, ремонт жилья своими силами и т.п.

Самозанятость, как вид трудовой деятельности, несет в себя элементы и труда и предпринимательства. Однако, если предприниматель, объединяя труд и капитал, создает новые рабочие места, то самозанятый человек создает рабочее место для себя.

Предпринимательская деятельность является фактором производства, но в тоже время имеет много общего с деятельностью трудовой, особенно в сфере управления. Прибыль предпринимателя можно рассматривать как разновидность трудового дохода, если предприниматель сам организует и управляет своим бизнесом.

Из указанных видов трудовой деятельности экономика труда сориентирована на изучение наемного труда.

В процессе развития взглядов о человеке, как субъекте экономической жизни, возник ряд понятий, который используется не только применительно к области изучения экономики труда, но также и в микро- и макроэкономике, статистике, менеджменте. Такими понятиями являются: "трудовые ресурсы", "рабочая сила", "трудовой потенциал", "человеческий фактор", "человеческий капитал".

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной трудовой деятельности в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы состоят из трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а также работающих людей, которые старше или моложе трудоспособного возраста, т.е. это работающая и неработающая, но трудоспособная часть населения.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые используются им каждый раз, когда он производит какие-либо материальные блага. Именно рабочую силу покупают работодатели на рынке труда. Как статистический показатель "рабочая сила" включает в себя занятое и безработное население.

Понятие "трудовой потенциал" также следует рассматривать с двух позиций, как экономическую категорию и, как статистический показатель.

Как экономическая категория: трудовой потенциал характеризует население как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, определяющих его трудоспособность.

Как статистический показатель: трудовой потенциал – это численность трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, которое может быть достигнуто вовлечением при определенных условиях в экономическую деятельность пока незанятых в экономике трудовых ресурсов.

В понятие "человеческий фактор" вкладывается более широкий и глубинный смысл, чем в понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы".

Человеческий фактор – это люди в организациях, объединенные для совместной деятельности. В структурном плане это, в первую очередь, личность, рабочая группа, трудовой коллектив.

Человеческий личностный факторэто не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой обеспечивает развитие общества.

Человеческий фактор это проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационных структур, он характеризуется кроме этих признаков, показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

В последнее время получила широкое развитие концепция человеческого капитала, хотя впервые идеи о человеческом капитале были заложены в трудах А. Смита, который писал, что увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работает.

Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Приобретая форму капитала в связи с непрерывностью процесса его накопления, он содействует росту производительности труда и влияет на рост доходов человека и экономики в целом.

Ценность концепции о человеческом капитале состоит в следующем:

а) человек в ней рассматривается в единстве экономического, социального и индивидуального аспектов;

б) в понятии "человеческий капитал" выделяются три группы качеств и способностей, характеризующих человека в трудовой деятельности: физические, интеллектуальные и психологические;

в) использование понятия "капитал" для определения роли человека в экономической системе общества указывает на необходимость инвестирования в человеческий капитал и возможность получения длительного эффекта от этих вложений;

г) понятие "человеческий капитал" является характеристикой свободного индивида, самостоятельного агента на рынке труда.

Рассмотренный ряд понятий являются основополагающим при изучении экономики труда, однако он будет неполным при отсутствии в нем таких понятий как "экономически активное население", "экономически неактивное население", "занятые" и "безработные". Данные понятия важны, когда речь идет о ситуации на рынке труда, о мерах, которые предпринимают органы власти и управления по сокращению безработицы и увеличению занятости.

Экономически активное население – это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг, включает в себя занятых и безработных. (Рис.1) Экономически активное население в период равный неделе или дню называется рабочей силой.

 

 
 

 

 


Рис. 1. Трудовая классификация населения

Занятые – это лица обоего пола от 16 и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемом периоде:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение, а также иную работу, приносящую доход;

б) временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы, выходных дней, ежегодного отпуска и других подобных причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Безработные, согласно стандартам Международной организации труда, – это лица от 16 и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

а) не имели работы (доходного занятия),

б) искали работу или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) готовы были приступить к работе.

Лицо относится к категории безработных и в том случае, если является пенсионером/студентом/инвалидом активно ищущем работу или безработным, обучающимся по направлению службы занятости.

Численность безработных определяется по методологии Международной организации труда, а также устанавливается численность лиц, зарегистрированных государственными службами занятости и признанных безработными.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы (включая и лиц моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения).

Категории экономически неактивного населения:

- учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, аспиранты, посещающие дневные учебные заведения;

- лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;

- лица, получающие пенсии по инвалидности;

- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т.п.;

- лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения;

- лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.

Относительные показатели, характеризующие рынок рабочей силы:

1. Коэффициент (уровень) экономической активности населения:

 

,

 

где Sэк.ак. – численность экономически активного население на момент t,

St – численность всего населения на момент t.

2. Коэффициент (уровень) занятости населения:

,

 

где Sзан.. – численность занятого населения на момент t.

3. Коэффициент (уровень) безработицы:

 

,

 

где Sбезр. – численность занятого населения на момент t.

Пример. Численность населения в России в 2007 году составила 142,2 млн. чел., численность экономически активного населения в том же году составила 72 332 тыс. чел, при этом численность занятых составила 65 273 тыс. человека, а численность безработных 7 059 тыс. человек. Определить численность экономически неактивного населения, а также коэффициенты экономической активности населения и уровни занятости и безработицы.

Численность экономически неактивного населения:

 

тыс. чел.

 

Коэффициент экономической активности населения:

 

.

 

Коэффициент (уровень) занятости населения:

 

.

Коэффициент (уровень) безработицы:

 

.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.