Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И государственное регулирование экономики. Рыночная власть




Антимонопольное законодательство

Антимонопольное регулированиеэто система норма тивных правовых актов, направленных на преодоление нега тивных сторон монополии, связанных с властью, позволяющи \ им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены

Методы антимонопольного регулирования:

1) ограничение монополизации рынка;

2) постоянный государственный мониторинг;

3) запрещение установления монополистических цен;

4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизован ных фирм.

Антимонопольное законодательство — законодатель: к i закрепленные основополагающие правила деятельности ни рынке участников хозяйственного оборота, органов государ ственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства — обес печение благоприятных условий и стимулов для развития коп куренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пут ее активизации на правовой основе, позволяющей исключи 11.


монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а так­же определение правового режима регулирования ответствен­ности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобществен­ный характер, то защита свободной конкуренции и ограниче­ние деятельности монополий являются одними из важнейших ункций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры эко-омического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы I монополией:

1) поощрение создания товаров-заменителей;

2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совмест­ных предприятий, зон свободной торговли;

4) финансирование мероприятий по расширению выпуска де­фицитных товаров в целях устранения доминирующего по­ложения отдельных хозяйствующих субъектов.

В конце 1991 г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые ос­новы предупреждения, ограничения и пересечения монополи­стической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффектив­ного функционирования товарных рынков. В целях проведе­ния государственной политики по ограничению монополисти­ческой деятельности создан Государственный комитет по он шмонопольной политике (Антимонопольный комитет).

Антимонопольный комитет проводит государственную по­литику по развитию товарных рынков и конкуренции, по огра­ничению монополистической деятельности и пресечению не-коПросовестной конкуренции..

Антимонопольная политика — это комплекс государствен­ных мер (соответствующее законодательство, система налого-


 


обложения, денационализация, разгосударствление и привати­зация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и mi развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствую­щего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования раз­личных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четы­ре основные формы государственного регулирования (рис. 7.4)


дание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам эко­номического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Краткие выводы

1. Совершенная конкуренция — это обмен между экономи­чески состоятельными рыночными субъектами; означает, что на рынке нет продавца-монополиста, который может повлиять на цену товара.

2. Несовершенная конкуренция имеет три модели: моно­полистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Чистая монополия — это когда в отрасли имеется один произво­дитель, он может диктовать свои условия рынку. Монополисти­ческая конкуренция — это конкуренция между монополисти­ческими фирмами, продукция которых типична. Олигополия предполагает наличие крупных фирм в отрасли, каждая из кото­рых контролирует значительную долю рынка.

3. На рынке несовершенной конкуренции используются неры­ночные, запрещенные формы борьбы: финансовые махинации, шономичесий шпионаж, экономический бойкот, рэкет и т.д.

4. Антимонопольное законодательство закрепляет осново­полагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.


Обычно государство прибегает к ценовому контролю, уста навливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государстно для таких субъектов определяет территорию деятельности, кош ролирует качество продукции. Степень ограничений еще завп сит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государспи становятся организация экономического, правового и социаш. но-политического пространства для рыночного хозяйства, со i


Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, монопсония, неценовая и ценовая конкуренция, аутсайдер, монопольная прибыль, естественная монополия, искусственная монополия, государственные моно полии, монополистическая конкуренция, дифференциация то варов, олигополия, олигопсония, конгломераты, лидерство в ценах, монопольная власть, ценовая дискриминация, антимо нопольное законодательство, монополистические союзы, кар тель, синдикат, трест, концерн.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды конкуренции вам известны?

2. Какая конкуренция типична для современной рыночном экономики?

3. Какие виды конкуренции являются несовершенными и почему?

4. Каковы принципы возникновения монополий?

5. Что общего и каковы различия между монополией и ол 11 гополией?

6. Как вы представляете себе естественную монополию?

7. В чем отличие несовершенной конкуренции от чистой ' Что выгоднее для экономики: чистая или несовершенная кои куренция?

8. Какие факторы влияют на монополистическую власть? Как влияет концентрация производства на монополистическую > власть?

9. Почему монополии прибегают к ценовой дискримипл ции? Какие условия делают ее возможной?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: конкуренция, рынок, монополия, моно


псония, олигополия, олигопсония, товаропроизводитель, кар­тель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, патент, пул, хол­динг, госрегулирование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.