Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграции предприятий

Малые предприятия.

Малые предприятия в рыночной экономике занимают осоГн it-место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой ре зультаты деятельности малых предприятий определяют темпы


экономического роста, структуру и качество валового националь­ною продукта (ВНП), занимая до 60-70% его общего объема.

Роль малого предпринимательства в российской экономике Грудно переоценить, оно производит 10-12% ВВП (валового Шугреннего продукта) России, располагая всего 3,5% стоимости основных фондов экономики Российской Федерации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превы­шает следующих предельных уровней: в промышленности — ВО человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — |(И) человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-техни- |1*ской сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; I розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 0 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других Идов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого пред-тнимательства понимаются также физические лица, занимаю­тся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов дея-Плыюсти (многопрофильные), относятся к таковым по крите­риям того вида деятельности, доля которого является наиболь­шей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Основные преимущества малого предпринимательства: I) доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первона­чальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах; I) повышенная мобильность, гибкость его, возможность быст­рого реагирования на изменения рыночного спроса; У) решение проблемы создания новых рабочих мест; 4) низкие накладные расходы и меньший аппарат управления

(по сравнению с крупными предприятиями); *>) широкое использование местных сырьевых ресурсов, а во многих случаях и отходов производства. Особенность малых предприятий заключается в том, что они могут работать прибыльно даже на ограниченном рынке, мйходя для себя такие ниши, которые способны занять только Mmibie фирмы.


 




В настоящее время в России действуют два критерия пред приятии малого бизнеса: отраслевая принадлежность и макс и мально допустимая численность работающих на предприятии

Таким образом, термин «малое предприятие» означает рач мер предприятия по двум установленным критериям. Малым предприятием может быть предприятие любой организациоп но-правовой формы, в т.ч. кооператив. Причем в уставном ка питале малого предприятия доля участия государства, общее i венных и религиозных организаций, благотворительных фондом не должна превышать 25%.

Малое предприятие нуждается в поддержке государстна (налоговых льготах, дешевых кредитах) и стабильных законах Для поддержки малого бизнеса в России создан специальным фонд поддержки малого предпринимательства.

На современном этапе развития рыночных отношении в экономике нашей страны происходит структурная перс стройка промышленного производства. Цель ее — создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в ми ровую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоя и ной основе объединяют свои усилия. Этот процесс объедине­ния усилий предприятий принимает форму кооперации или концентрации.

Кооперация предполагает принятие предприятиями совмес i ных решений для достижения совместных целей без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс про ходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности.

Интеграция предприятий на основе концентрации прово дится с целью централизации и концентрации их хозяйствен ных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприя тия или вновь создаваемого общего органа управления.

Объединение предприятий на основе кооперации может был, временным или постоянным, иметь различную организационную форму (картель, синдикат, трест, концерн, пул, холдинг).


10.4. Юридические лица и их регистрация.

Банкротство, его причины и последствия

В Гражданском кодексе РФ указывается, что юридическим шцом признается организация, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управле­нии обособленное имущество и отвечает по своим обяза­тельствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не­имущественные права, нести обязанности, быть истцом ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Они открывают в бан­ке расчетный счет (коммерческие организации) или теку­щий счет (некоммерческие организации).

В соответствии с действующим законодательством основ­ными документами для регистрации юридического лица янляются:

1) заявление о регистрации предприятия, составленное в про­
извольной форме и подписанное учредителем (учредителя­
ми) предприятия;

2) решение о создании предприятия или договор учредителей;
^) устав предприятия;

4) документы, подтверждающие оплату не менее 50% устав­ного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины. Учредительный договор заключается учредителями; в нем

Определяются:

1) порядок совместной деятельности по созданию предприятия;

2) условия передачи имущества;

3) порядок распределения между участниками прибылей и убытков;

4) управление деятельностью юридического лица;

5) условия выхода участников.

Устав регулирует основные цели и предмет деятельно­сти, имущественные отношения, компетенцию органов управления, порядок ликвидации и реорганизации. Устав


 




утверждается учредителями, по решению которых может быт ь произведена реорганизация, которая осуществляется в разных формах, таких как слияние, присоединение, разделение, выде ление, преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждо го из них переходят к вновь созданному предприятию. В обяза тельном порядке составляется передаточный баланс.

При разделении и выделении составляется разделительным баланс, в котором составляются сведения о правопреемствеп ности по всем обязательствам в отношении кредиторов и деби торов (должников).

Ликвидация юридического лица осуществляется:

1) по решению его учредителей или органа, уполномоченного на это учредительными документами;

2) по решению суда в случае осуществления деятельности бе. соответствующей лицензии, деятельности, запрещеннои законом или с грубыми нарушениями закона;

3) по решению суда вследствие несостоятельности (банк ротства).

Орган, принявший решение о ликвидации, назначает лик­видирующую комиссию и устанавливает порядок и срок лик видации — не менее 2 месяцев с момента публикации данны х о ликвидации.

Слово «банкротство» в переводе с английского означао «несостоятельность», «провал», «крушение планов и надежд» разорение, официальное признание неплатежеспособное!и предприятия (фирмы).

Под несостоятельностью (банкротством) предприятии понимают неспособность удовлетворить требования кре диторов по оплате товаров, заработной платы работни ков, услуг, включая неспособность обеспечивать обязатель ные платежи в бюджет, во внебюджетные фонды в связи с неудовлетворительной структурой баланса должники. Предпринимательство всегда сопряжено с риском потерь. Источ никами неопределенности являются все стадии воспроизвел ства — от закупки и доставки сырья, материалов до произвол ства материалов и продукции.


При ликвидации юридического лица требования креди­торов удовлетворяются в следующем порядке:

1) удовлетворяются требования граждан, перед которыми
юридическое лицо несет ответственность за причинение
вреда жизни и здоровью;

2) производится расчет по выплате выходного пособия
i и оплате труда с лицами, работающими по трудовому дого­
вору, и по выплате вознаграждений по авторскому договору;

3) удовлетворяются требования кредиторов по обязатель-

ствам обеспечения залогом имущества ликвидируемого юридического лица;) погашается задолженность по обязательствам в бюджет и внебюджетные фонды;) производится расчет с другими кредиторами, после чего оставшееся имущество предлагается учредителям пред­приятия.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо считается прекратившим существование только после внесе­ния данных в государственный реестр юридических лиц.

Краткие выводы

1. Предприятия (фирмы) — это самостоятельные хозяйствую­
щие субъекты различных форм собственности, объединившие
экономические ресурсы для осуществления хозяйственной дея­
тельности.

2. Конечная цель деятельности фирмы — это создание эко­
номических благ, расширение производства за счет максими-
зации прибыли.

3. Предприятия группируются по ряду существенных при-
шаков: формам собственности, размерам, характеру деятель­
ности, отраслям принадлежности, правовому статусу.

4. Наиболее развитой формой предприятия является акцио­
нерное общество; наиболее безопасной — товарищество на
вере; наиболее замкнутой — закрытое акционерное общест-
во; наиболее открытой — открытое акционерное общество.


Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Предприятие, фирма, компания, хозяйственное товарищест­во, корпорация, акционерное общество (открытое и закрытое) полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное) общество с ограниченной ответственностью, общество с допол нительной ответственностью, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие, ассоциация, союч фонд, холдинг, финансовая компания, малое предприятие, кар тель, трест, синдикат, франчайзинг, юридическое лицо, банк ротство, конгломерат, реорганизация предприятий, ликвидл ция предприятий, устав, учредительный договор, юридическое лицо.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой предприятие (фирма) в эконом и ческом отношении?

2. Охарактеризуйте различные формы организации фирмы, найдите между ними разницу.

3. Оцените цели предприятия (фирмы) в соответствии с ва шим пониманием степени их важности. Если бы руководите­лем фирмы были вы, то какую цель поставили бы на первое место?

4. Какие юридические лица относятся к коммерческим орт низациям, а какие — к некоммерческим?

5. В каких случаях предприятие может быть объявлено банк ротом и ликвидировано?

6. В чем заключаются основные принципы предоставления кредита малому предпринимательству?

7. Что такое франчайзинг и какова его роль в деле финансо вой поддержки малого предпринимательства?


Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: предприятие, фирма, организация, учреж­дение, работник, служащий, специалист, товарищество, общест-|о, кооператив, интеграция, картель, синдикат, пул, холдинг, |рест, концерн.

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. В рыночной экономике главную роль играют:

«) крупные предприятия; Г)) государственные предприятия; в) средние и мелкие предприятия; t) акционерные общества.

2. Какая организационно-правовая форма предприятий
01 носится к некоммерческим организациям:

8) единоличное (индивидуальное) предприятие; 6) различные формы товарищества; I) производственный кооператив; * J) потребительский кооператив.

3. Рост прибыли и расширение производства характер­
ны
для:
I) псех предприятий;

б) только для предприятий малого бизнеса; н) только для крупных предприятий; () ни для каких предприятий.

4. Реклама предприятия характерна для:

а) периода начала его деятельности;

6) этапа структурной перестройки предприятия;

в) этапа расширения предприятия;

г) всех названных выше этапов.

 

 


 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Опорный конспект лекции. средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.