Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация доходов: сущность и причины

Какая бы система распределения ни была справедливой, н любом современном обществе неизбежно неравенство дохо­дов людей.

Причины, вызывающие неравенство доходов: I) различие в индивидуальных способностях. Люди —- разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют раз­личную предрасположенность людей к эффективному вы­полнению тех или иных видов работ; I) различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в т.ч. и профессионального, обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует более высокого уровня образовательной


 




подготовки, уменьшает количество претендентов, способ­ных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном общест-ве тот, кто способен заниматься более сложной ра­ботой, как правило, получает больший доход;

3) различия в готовности и способности работать в особых условиях. Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности тру­да. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные техно­логические системы, нарушения в которых потенциально мо­гут принести большой ущерб. Если взять предпринимательс­кую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться;

4) различия в собственности. С начала 1990-х гг. заметно рас­ширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Рас­пределение капитала, акций и других активов — один из факторов, вызывающих дифференциацию доходов. Дифференциация доходов населения — реально существу

ющие различия в уровне дохода населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странахс развитой рыночной экономикой уровень дохода— один из важнейших конструирующих социальное положение призна­ков (наряду с собственностью, отношением к власти и т.д.).

Общество с рациональной и относительно равномерно и дифференциацией доходов наиболее стабильно за счет много численного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. Как свидетельствует историче ский опыт латиноамериканских стран, общество с резкой диф ференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием силь ных стимулов к профессиональному росту, значительной кри миногенностью социальных отношений.


Дифференциация доходов фиксируется статистикой, рас­пределяющей население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов насе­ления, важны для анализа различных социально-экономиче­ских процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, они используются при составлении госу­дарственных программ социально-экономического развития.

Итак, различие в уровнях доходов на душу начисления на­зывается дифференциацией доходов. Оно характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов при­меняют различные показатели. Степень неравенства доходов отржает кривая Лоренца (рис. 18.2).

Кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства походов определяется областью между линией, обозначающей идеальное равенство, и кривой Лоренца.

Неравномерное распределение характеризуется кривой Ло­ренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей от


 




 

прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов. На­пример, 20% населения с самыми низкими доходами получают 5% общего дохода, 40% с низкими доходами — 15% и т.д.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения рас­пределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Теоретическая возможность равного распределения дохо­дов представлена прямой, указывающей, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают, соответ­ственно, 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точ­ки будут располагаться на прямой.

Самое вредное для человека, с точки зрения Форда, __

утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и на­оборот. В этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только через труды». Благотворительности в оплате труда места нет. Каждый получает ровно столько, сколько заслуживает.

Другое дело — уровень социальной политики государства. Оно (государство) призвано смягчить неравенство в доходах людей, чтобы не допускать чрезмерного социального расслое­ния и напряженности в обществе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Денежная система и ее агрегаты. Денежный рынок | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.