Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные факторы рынка




? Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги).

Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг.

Рис. 1. Формула рыночной сделки

Рис. 2. Основные виды рынков

Функции рынка:

ü посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей продуктов, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке свободной купли-продажи товаров, сво­бодных цен, свободной игры спроса и предложения.

ü ценообразуюшая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благо­даря конкуренции. В результате стихийного взаимодействия этих рыночных сил и скла­дываются цены - глав­ные экономические по­казатели значимости товаров и услуг.

 

ü информирующая. В данном случае сложи­вшиеся цены как бы "сообщают" предпри­нимателям о текущем состоянии экономики.

ü регулирующая функция. Из менее выгодных отраслей с понижен­ными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные сферы бизнеса с повышенными ценами (недо­производство). В результате в первых отраслях производство (и предложение продукции) сокращается, а во вторых - растёт.

 

ü стимулирующая функция также осуществляется с по­мощью рыночных цен. В данном случае через цены стимулируется хозяйственная эффективность. Цены "вознаграждают" дополнитель­ной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потре­бителям и лучшего качества, кто совершенствует своё производство, увеличивает его производительность, снижает издержки.

ü оздоравливающая функция выглядит жёсткой, но экономически оправданной. Рынок здесь "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.


АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.

 
 


План:

  1. Конкурентная структура рынка. Виды и формы конкурентной борьбы.
  2. Модель совершенной (чистой) конкуренции и ее характеристики.
  3. Несовершенная конкуренции:

3.1. Рынок монополистической конкуренции.

3.2. Рынок олигополии и ее характеристики.

3.3. Основные характеристики модели чистой монополии.

  1. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование.

Конкуренция (от лат. сопcurrо — «бежать вместе») — про­тивоборство, соперничество между участниками рыночно­го хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Рис. 1 Виды конкуренции

Таблица 1 Характерные черты видов конкуренции

Харак­терная черта Совер­шенная конкурен­ция Несовершенная конкуренция
    Монопо­листиче­ская Олигополия Чистая моно­полия
Число фирм        
Тип про­дукта        
Конт­роль над ценой        
Условия вхож­дения в отрасль        
Пример отраслей        

- ценовая конкуренция - это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент (скидки, распродажи, акции)

- неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сер­висное обслуживание, реклама, продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии, упаковка, фирменный знак, стиль и т.д.

Рис. 2 Основные формы и

методы конкуренции

 

Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная си­туация, когда многочисленные, независимо действующие произ­водители продают идентичную (стандартизированную) про­дукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Преимущества конкуренции:

1. снижение издержек;

2. быстрое внедрение НТП;

3. гибкое приспособление к спросу;

4. высокое качество продукции;

5. препятствие к завышению цен.

Недостатки чистой конкуренции:

2. разорение многих субъектов рыночной экономики;

3. анархия и кризис производства (не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования: дамбы, дороги, общественный транспорт)

4. чрезмерная эксплуатация ресурсов (не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов: леса, дикие животные, запасы недр, морей, океанов)

5. экологические нарушения

6. не гарантирует права на труд, на отдых, на доход.

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

3.1 Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Олигополия (с греч. оligоs – несколько, poleo - продаю)– это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей (от 3 до 10 фирм)

Монополия (от греч. Монос – один, единственный + полео – продаю) – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей.

 

G ВСР Подготовить доклад на тему

«Антимонопольное законодательство и государственное регулирование.»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.