Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сокровищницы средневековых храмов




Главным протомузейным учреждением этого периода становится храм, именно здесь разрабатываются основные принципы коллекционирования, хранения и экспонирования культовых вещей.

В эпоху средневековья человек встречался с искусством главным образом в храме. Христианский храм олицетворял собой дом Божий, обозначал особое сакральное пространство, отделенное от земной суеты. Верующий, приходя в храм, оказывался в ином горнем мире, где все было пронизано присутствием высших сил. Чтобы добиться эффекта божественного присутствия, использовались яркие и сверкающие цвета, ведь они ассоциировались с Богом, Светом, высшей силой. Пространственно-предметная среда храма создавалась на основе архитектурных концепций таких стилей как готика и романика. Каждая архитектурная деталь, как и планировка внутреннего храма, должна: 1. отражать основные принципы христианских заветов; 2. создать иллюзию горнего мира, присутствие божественного духа. Так, задачей витражей, ставших неотъемлемым художественным компонентом католического собора, является «оживление» храма, его наполнение бестелесными формами.

Иконы, скульптура, богослужебная утварь предназначалась для отправления культа и оформления храма. Разнообразные по художественному исполнению и материалу храмовые вещи объединялись одной общей идеей – создание образа христианского Бога. Каждый предмет, учувствовавший в церковном ритуале, по-своему олицетворял его сущностные черты.

Культовая утварь создавалась из дорогих и редких материалов – золота, серебра, драгоценных камней, перламутра, янтаря. Подобные изделия ценились очень высоко, и для их хранения требовались повышенные меры безопасности. Церковные сокровищницы стали основными хранилищами не только материальных ценностей, но и собраний предметов, обладающих мемориальной и художественной значимостью в соответствии с представлениями эпохи.

Впервые церковные сокровищницы появились в Западной Европе в начале VII века. Самая древняя сокровищница находилась при кафедральном соборе города Монца (Северная Италия).

Появление сокровищниц способствовало выработке правил хранения и учета церковных ценностей. Сокровища церкви могли храниться в обычных закрытых шкафах, но чаще всего находились в специальном помещении. Это могла быть особая комната рядом с алтарем или пристройка к храму, в монастырях – отдельное здание. Церковнославянское название таких сокровищниц – ризница, место для хранения церковной утвари и риз, то есть облачений священнослужителей. Одежда священнослужителей создавалась из дорогих материалов – парчи, бархата, шелка, оформлялась рисунком из золотых и серебряных нитей. Для священнодействия использовались различной формы сосуды, как правило, они изготавливались из благородных металлов и украшались драгоценными камнями. Евангелия, рукописи, иконы оправлялись в роскошные оклады из золота и серебра, которые инкрустировались драгоценными камнями. Все вещи выполнялись искусными мастерами, которые учились, и творили в художественных школах при соборе или храме. Одновременно культовые предметы являлись высочайшими образцами декоративно-прикладного искусства и представляли огромную художественную и материальную ценность.

Предметом сохранения и почитания считались не только культовые вещи, но и нетленные останки людей - мощи причисленных к лику мучеников и святых. Этим мощам с благоговением поклонялись, считая, что они имеют чудесные свойства исцелять болезни. За обладание ими вспыхивала настоящая борьба: их покупали, воровали, делили на части. Формы хранения мощей были самые разнообразные:

Ковчежец — небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого, так и одновременно нескольких святых. Мощи в ковчежце устанавливаются под престолом православного храма, когда его освящает епископ. В ковчежец наряду с мощами могут помещаться и другие реликвии, связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба). Ковчежецы часто выполняются из драгоценных металлов, некоторые из них являются значимыми предметами ювелирного искусства (например, Ковчег Дионисия). Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове.

Рака — металлический или деревянный гроб, куда помещаются мощи. В случае, когда мощи в раке открывают для поклонения, то они облачаются в одежду согласно статусу святого. Раки могут изготавливаться из драгоценных металлов, украшаться литьём (резьбой) и драгоценными камнями (например, рака Александра Невского, хранящаяся в Эрмитаже). Над раками можется возводиться сень (балдахин). В день памяти святого мощи в раках могут торжественно выноситься из храма и участвовать в крестном ходе.

«Под спудом» — форма хранения мощей в глухо запечатанных раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах «под спудом» строились храмы.

Мощевики — могут быть различной формы, часто в небольших мощевиках частица мощей святого помещается в его икону. К мощевикам относятся энколпионы и наперсные кресты с вложенными в них частицами мощей. При положении частицы мощей в мощевик она заливается воскомастикой, предохраняющей её от выпадения или повреждения. К примеру крупного мощевика можно отнести Кийский крест патриарха Никона.

Мощи помещались и в мелкие предметы декоративно-прикладного искусства: например, у некоторых архиереев в панагию, крест или перстень вложена частица мощей того или иного святого. Святые реликвии усиливали в глазах средневековых людей эффективность оружия. К примеру, рукоять Дюрандали — меча эпического героя Роланда - также была мощехранилищем. Она вмещала, как гласит «Песнь о Роланде», кровь святого Василия, нетленный зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского, божия человека, обрывок ризы Приснодевы Марии. После того как рыцарь погиб, его сюзерен бросил лезвие меча в реку, чтобы оно не досталось больше никому, а вот рукоять забрал с собой.

Реликварий — вместилище, характерное для Западной Европы, но встречавшееся в Византии и Древней Руси. Они могли иметь форму продолговатого домика с двухскатной крышей или готического храма, иногда принимали вид крестов, нарядных ларцов, цилиндрических сосудов, башенок. Если же реликвией являлась часть тела святого, то реликварий создавался в форме руки, ноги, головы, пальцев, то есть сообразно тому, что должно было в нем храниться. Одновременно реликварий выполнял функцию амулета – служил переносным ковчегом, который рассматривался как наиболее ценное украшение комнат, доспехов рыцаря, парадного зала короля. Реликварий можно было увидеть на крепостном валу во время осады крепости, путешественник держал его над собой во время грозы.

В состав церковных собраний входили реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами, мучениками и другими почитаемыми в христианском мире личностями. Это были одежда и предметы обихода святых, ткани, в которых заворачивали их останки, а в случае мученической смерти – орудия истязания и казни. В специальных серебренных или свинцовых сосудах хранили масло из погребальных лампад. Иногда реликвии одного и того же лица появлялись в нескольких экземплярах. Например, только в Европе как минимум 29 церквей и монастырей утверждают, что именно у них хранятся гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Иисуса Христа.

Большая часть реликвий, относящихся к сыну Божьему, связана с его крестными муками и смертью – крест, гвозди, терновый венец, копье. Кроме того, многие монастыри, церкви и соборы заявляли об обладании одной или несколькими слезами Спасителя. Широкой известностью в христианском мире издавна пользуется находящийся в парижском соборе Норд Дам де Пари терновый венец, купленный французским королём у византийского императора. Ныне от него остались несколько прутиков без шипов, которые покоятся на хрустальном кольце и выносятся для поклонения в Страстную пятницу.

Многие реликвии дублировались в разных церквях Европы. Реликвиям приписывались лечебные свойства, они становились целью паломничества, им приносились жертвы. С обретением церковью экономической мощи сюда нередко стали попадать предметы собраний правящих династий.

Основные художественные богатства во времена Карла Великого (768 - 814) концентрировались в монастырях и при дворе короля. При дворе Карл Великий устроил школу, именуемую «Академией», он поощрял художников, желая восстановить связи с эллинистической культурой. После смерти большинство сокровищ, которые хранились в столице его империи – немецком городе Аахене, он разделил между 24 церквями и монастырями.

 

 

Рис 3.1. Ковчег-реликварий с мощами Карла Великого в Аахенском соборе, сделанный по указу Фридриха Барбароссы после причисления императора к лику святых в 1165 г.

 

Среди Европейских сокровищниц можно назвать следующие храмы:

Собор Сент – Шапель близ Парижа (1243 - 1248). Собор основан французским королем Людовиком IX Святым. Здесь находится уникальное собрание христианских реликвий, добытых в процессе крестовых походов на Константинополь.

 

 

 

 

Рис. 3.2. Интерьер собора Сент – Шапель. Париж. 1243 - 1248

 

Собор Сан – Марко (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко») — кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В соборе хранится самая большая в мире коллекция византийских ювелирных изделий.

 

 

Рис.3.2. Собор Сан-Марко.Венеция. XI – XV вв.

 

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Да м) – 1163 - 1345. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

 

Рис. 3.3. Фасад собора Парижской Богоматери.1163 – 1345 гг.

 

 

Монастырь Сент – Дени близ Парижа. Монастырь располагает самым знаменитым из ранних собраний богослужебной утвари. Аббат Сугерей, главный советник короля Людовика VII, заботился о пополнении коллекции, которая в основном состояла из предметов декоративно-прикладного искусства, добытых в Сицилии и странах Востока.

Кафедральный собор города Реймса (XIII вв.). Начиная с периода средневековья и до XIX века, этот собор был местом коронации практически всех французских монархов. Здесь до сих пор хранятся коронационные регалии французских королей.

 

Рис. 3.4. Кафедральный собор города Реймс. Париж. XIII вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.