КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние гуманистических идей на формирование коллекционирования в эпоху Возрождения
Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) - идейное и мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения (14 — первая половина 17 вв.). Растущая секуляризация жизни Европы способствовала признанию ценности земного бытия, осознанию значимости человека как существа не только духовного, но и телесного, важности его физического существования. Разрушение средневековых корпоративных структур в обществе в результате сдвигов в экономике и социальной жизни приводило к выделению в сфере производства, политической жизни, культуры личностей нового типа, действовавших самостоятельно и независимо, не опиравшихся на привычные связи и нравственные нормы и нуждавшихся в выработке новых. Отсюда интерес к человеку как к личности и как к индивиду, его месту в обществе и в божественном мироздании. Идейными и культурными источниками гуманизма были античная культура, раннехристианское наследие и средневековые сочинения; удельный вес каждого из этих источников в разных европейских странах был различен. В отличие от Италии, другие европейские страны не имели своего античного наследия, и потому европейские гуманисты этих стран шире, чем итальянцы, заимствовали материал из своей средневековой истории. Но постоянные связи с Италией, обучение там гуманистов из других европейских стран, переводы античных текстов, книгоиздательская деятельность способствовали знакомству с античностью других областей Европы. Развитие реформационного движения в европейских странах обусловило больший, чем в Италии (где практически Реформации не было), интерес к раннехристианской литературе и привело к появлению течения "христианский гуманизм". Первым гуманистом считается Франческо Петрарка. С ним связано "открытие" человека и мира человеческого. Петрарка выступил с резкой критикой схоластики, занятой, на его взгляд, бесполезными вещами; он отверг религиозную метафизику и провозгласил первостепенным интерес к человеку. Сформулировав познание человека в качестве главной задачи науки и философии, он определил по-новому и метод его исследования: не умозрение и логические рассуждения, а самопознание. На этом пути важны науки, ориентированные на человека (моральная философия, риторика, поэзия, история), которые помогают познать смысл собственного существования, стать выше в нравственном отношении. Выделив эти дисциплины, Петрарка заложил основы studia humanitatis — программы гуманистического образования, которую в дальнейшем разовьет Колюччо Салютати и которой будет следовать большинство гуманистов. Франческо Петрарка и его современники открыли феномен исторического времени, сознание и индивидуальности, уникальности и неповторимости исторических эпох. Известному итальянскому гуманисту XV в. Флавио Бьондо принадлежит сочинение «История от упадка Римской империи». Он ввел новую периодизацию истории: античность, средние века, новое время. Гуманисты придавали истории большое значение не только в политическом и культурном плане, но и в плане воспитательном. «... посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным», — писал итальянский гуманист Марсилио Фичино. Историческое самосознание человека Возрождения совмещалось с повышением критического интереса гуманистов к античным письменным и вещественным источникам, поскольку именно посредством их изучения можно было постичь прошлое и сопоставить его с настоящим, что вело к собирательству подобных источников. Новое коллекционирование было связано также с открытием специфической ценности произведений искусства, с большей, чем прежде, заинтересованностью собирателей в художественных коллекциях (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари). В это время складываются каноны итальянской гуманистической архитектуры и появляются первые ее теоретики, авторы концепции возрожденческой архитектуры. Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший «Десять книг об архитектуре», в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих. Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи. Ему принадлежит трактат «О живописи», где он сформулировал теорию искусства живописи, опираясь на античное наследие и достижения своих современников. Художественные коллекции этого времени характеризовались не только тем, что представляли собой собрания произведений живописи, графики, пластики, ремесла, но и тем, что были соответствующим образом представлены для обозрения и становились носителями гуманистического и политического содержания. Они подвергались актуализации, подобно историческим фактам, благодаря их истолкованию историками, подвергались своеобразному преобразованию и использованию в конкретных политических и культурных целях, становились уроком и для современников. Современник Петрарки гуманист Бартоломео Фачо в книге «О знаменитых мужах» подчеркивал, что «собирание картин и других предметов достойно каждой выдающейся личности». Взгляды на музей как на социокультурное явление отдельных гуманистов представляют особый интерес. Гуманист Марсилио Фичино возглавлял с 1462 года Платоновскую академию. Она была создана на вилле Кареджи под Флоренцией на средства гуманиста, покровителя искусств и наук, коллекционера Лоренцо Медичи (по прозванию «Великолепный»). На собраниях Платоновской академии обсуждались проблемы философии Платона, а также представителей нового философского направления - неоплатонизма. В своих сочинениях М. Фичино позволял укрепить популярную в период Возрождения концепцию творческого вдохновения как космической силы. М. Фичино подчеркивал открытый характер музея. Музам были посвящены многие коллекции Италии XV - XVI веков, в том числе «Часовня муз» в городе Урбино. Окончательно оформил представление о музее как о месте, в котором выставляются произведения искусства и редкие предметы, художник Джан Паоло Ломаццо в своем трактате «О музах» (Милан, 1591). Он утверждал, что музеи, содержащие подобные предметы, свидетельствуют о признании обществом искусства как свободного, а не «механического», то есть связанного с ручным трудом. Дж.П. Ломаццо упоминал в своем сочинении «музеи» П.Джовио, монархов Испании, Священной Римской империи, Тосканы, Франции, Савойи, Баварии. Благодаря сочинению Дж. П. Ломаццо термин «музей» получил распространение в северной Италии, а затем во всей Европе.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |