Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История появления экомузеев




 

Освоение идеи обновления музея в сторону более ак­тивной его социальной миссии (в частности, демократизации этого со­циального института) происходит во второй половине XX столетия и связано с изменением культурной парадигмы в послевоенной Европе, а также постколониальном мире. Произошедший после мировой войны существенный пересмотр системы ценностей привел к бурному разви­тию низовой (альтернативной) культуры, или культуры повседневности. По своей природе она напрямую связана с рядовым человеком, его жиз­нью, заботами, системой ценностей. В этих условиях стало существенно меняться представление и о культурном наследии, включившим, наряду с феноменами Высокой культуры и науки, реалии альтернативной им культуры повседневности. Обращение к рядовому человеку как лично­сти, его интересам и нуждам в музейной сфере нашло воплощение в зарождении движения за "новую музеологию". Оно возникло в конце 60-х — начале 70-х гг. и проявилось в создании принципиально нового музея — антропологического музея, или экомузея. Практика и теорети­ческие итоги бытования "новой музеологии" были восприняты и тради­ционными типами музеев и имели глубокий резонанс в методологии, теории и методике музееведения. "Антропологизация" этой области познания "двигала" музейную науку к новым рубежам междисципли­нарного направления в познании.

Концепция экомузея родилась и была впервые во­площена во Франции Жоржем Анри Ривьером. Автором впервые было дано общее определение экомузея как учреждения нового типа. Прежде всего, это адресный музей, обращенный к местному населению — общи­не. Он создает полноценный зрелищный образ истории и культуры ре­гиона, давая человеку возможность (через приобщение к своей истории и культуре) лучше понять себя и тем самым полнее реализовать свои возможности в современной жизни. Таким образом, культурная само­идентификация человека начинает рассматриваться как важнейший фактор развития личности, а значит, и общества в целом. Музей как ка­нал культурной коммуникации становится важнейшим институтом в этом процессе. Давая первые определения экомузея, Ж.А. Ривьер под­черкнул четыре сущностные особенности его как социокультурного института: это зеркало, где человек может увидеть себя и окружающий мир природы и культуры; это лаборатория (исследовательский центр) по изучению прошлого и настоящего данного региона; это заповедник, способствующий сохранению и оценке местного природного и культур­ного наследия; наконец, это школа, вовлекающая местных жителей в деятельность по изучению и охране наследия, что способствует лучше­му осознанию ими своего будущего.

В Швеции создателем «музея под открытым небом» стал шведский филолог и этнограф Артур Хаселиус (1833 - 1901). Ученый заметил, что с развитием цивилизации теряются истоки народного творчества. В забвение уходит быт одежда, народное искусство. В этих обстоятельствах именно с сельскими традициями стала отождествляться национальная и культурная самобытность. Артур Хаселиус, организовавший в 1870-е гг. в разных районах Швеции выставки интерьеров народных жилищ и костюмов. Лучшая из них, «Скандинавская этнографическая коллекция», открывшаяся в 1873 г. в одномиз частных домов Стокгольма, легла в основу Северного музея. Стремясьпередать облик уходящих сельских общин, хранивших дух шведскойтрадиции, Хаселиус поместил в музейной экспозиции большие диорамыинтерьеров жилых построек, воспроизвел их подлинную обстановку,воссоздал ряд уличных сцен, используя при этом чучела животных, манекены в народных костюмах и пейзажи в виде театральных декораций.

 

Рис. 9.3. Вид усадьбы Скугахолм. Стокгольм. «Скансен» стал первым в мире этнографическим музеем под открытым небом в самом центре Стокгольма, где собраны дома и постройки с различных концов Швеции и даже целые комплексы, как, например, кузница, мастерская стеклодува или пекарня.

 

В экомузее значительно изменены представления о музейном пред­мете, музейном пространстве, наконец, наследии как таковом. Прежде всего, это средовый музей, дающий целостный системный (многоаспектный) образ истории и культуры. В отличие от традиционных (про­фильных) музеев он многопрофилен и потому базируется на междисци­плинарном подходе. Отход от коллекционного представления феномена в пользу построения музейной модели, образа явления привел к коррек­тировке некоторых представлений о музейном предмете. При всем раз­бросе мнений в деталях понимание музейного предмета по отношению к экомузею едино в одном: им не должен быть уникум. Музейный экс­понат - это символ определенных реалий жизни и культуры, включая и территорию, коллективную память и умения, в том числе выраженные в беспредметных формах бытования культуры (фольклор, музыкальное, танцевальное искусство, исторические технологии, ритуал и др.). Это широкий круг предметов, воссоздающих в своей совокупности много­мерный образ повседневной жизни.

При таком подходе подлинность предмета не является обязательным атрибутом музейности. Для воссоздания явления по­вседневности широко задействованы и серийные вещи, в том числе бывшие или находящиеся в употреблении. Экомузей рассредоточен на определенной территории, единой в этническом, природном, а следова­тельно, и социально-экономическом отношении. В нем как бы совме­щены три ипостаси истории и культуры: это музей пространства, вре­мени и деятельности. В создании экомузеев как средовых живых музе­ев стали использоваться методы "мягкой музеефикации", дающие воз­можность воссоздания целостных культурно-исторических образов раз­ных типов в широких хронологических рамках и многообразии содер­жательных аспектов.

Экомузей, адресованный общине (местному населению), широко привлекает ее ко всем видам своей деятельности. Именно через совме­стную деятельность идет приобщение человека к своему прошлому и настоящему во имя лучшей реализации личности, т.е. экомузей в своем конечном результате нацелен на будущее. Задействованные в экомузеях активные формы работы с населением (театрализация, создание школ ремесел по освоению исторических технологий), использование не­предметных форм бытования культуры и др. стали широко использо­ваться и во многих традиционных (классических) музеях при разработке тематики культурно-образовательных программ, а также их реализации.

Экомузеи прошли несколько этапов в своем становлении, начиная с региональных природных парков и заканчивая музеями малых форм этнографического, краеведческого, ландшафтного профилей.

С 70-х гг. XX столетия экомузеи получили широкое распростране­ние в разных странах и даже на разных континентах: в Европе, Южной и Северной Америке.

Созданная концепция нового музея быстро получила признание вНорвегии, Финляндии, Дании, Северной Германии и Нидерландах. До окончания Первой мировой войны в странах Северной Европы было создано 104 музея под открытым небом.Идея о переносе образцов народной архитектуры и быта ради их сохранения в музеи под открытым небом стимулировала и охрану памятников на месте их возникновения. Наряду со скансенами, создаваемымииз перемещенных объектов, стали появляться музеи «in sity», то естьобъектов, размещенных в сохраняемых на месте сооружениях. Возникли и музеисмешанного типа, совмещающие признаки обеих категорий: в них объекты, расположенные на месте своего создания, компоновались с перенесенными постройками.

На первых порах музеи под открытым небом представляли традиционную культуру и быт лишь сельских общин. Но столь же стремительно стал меняться облик городов, и в 1914 г. в датском городе Орхус открылся первый в мире музей под открытым небом, посвященный традиционной городской культуре, - Старый город. С тех пор стали создаваться музеи на основе недвижимых археологических объектов и памятников техники.

Свою специфику имеют и североамериканские музеи. Если в Европе истоки музеев под открытым небом тесно связаны с этнографией и их главной задачей является охрана и показ народной архитектуры и быта, то в США они чаще всего посвящены истории государственности. Многие из них созданы в память о Гражданской войне, рассказывают о жизни первопоселенцев и выдающихся деятелей страны.

 

 

Рис. 9.3. Заправка танк-паровоза водой. Сцена из жизни исторической железной дороги West Somerset Railway, Великобритания

 

Рис. 9.4. Улица в музее под открытым небом Den Gamle By (старый город) в Дании

 

Богата экомузеями канадская провинция Квебек, имеющая свою ассоциацию экомузеев. В 1979-1982 гг. в Квебеке были организованы экомузеи в От-Бос, Де-Реви, Сен-Констане, Вале-де-ла-Руж, на островах Сен-Пьер. Успешно развивается идея экомузея в Швейцарии, где под экомузеем зачастую понимается парк под открытым небом. Центральный экомузей Лапландии расположен на территории Норвегии, Швеции, Финляндии. Множество экомузеев насчитывается в Португалии; Алкошете, экомузей земледелия виноградства Карташу, музей Бенавенте; природный парк Сера-ди-Эштрейла. В странах Латинской Америки нашла свое продолжения идея экомузея как интегрированного музея, в котором наряду с сохранением культурного наследия важное место занимало бы разрешение проблем современного национального развития. Среди африканских стран экомузеи размещаются на Мали, в 1981 г. в Гоа был открыт экомузей Сахеля, что означает «окраина пустыни».

В разных странах они имеют и другие названия, например, музеи общин, интегрированные музеи, соседские музеи, ан­тропологические музеи.

Очередной вклад в изменение статуса и структуры музейной науки внесли проблемы, связанные с надвигающимся экологическим кризисом и необходимостью его разрешения. В этих условиях музеи берут на себя еще одну социальную миссию — формирование основ экологиче­ской культуры. В практической ее реализации возникает система новых учреждений музейного типа, в которой реализованы существенно иные представления о наследии, способах его сохранения, музеефикации и ис­пользования в экологическом воспитании. Основой функционирования этих учреждений является междисциплинарный подход, реализуемый в интеграции инструментария гуманитарных и естественных наук.

Музеефикация природы как среды бытования памятников культуры (прилегающий исторический ландшафт) привела к формированию ши­рокой сети учреждений музейного типа, получившей известность как "уникальные историко-культурные территории" (УИКТ). Различные комбинации природных и культурных памятников служат основой для выделения в рамках УИКТ ряда видов. Например, комплексные историко-архитектурные и природные заповедники, монастырские комплек­сы, малые исторические города, исторические села, усадьбы и пр. В концепции УИКТ и ее практической реализации получили дальнейшее развитие представления о факторах, контролирующих сохранность па­мятника и обеспечивающих ее режимах. Если в традиционном музееве­дении сохранность ассоциировалась исключительно с консервацией и реставрацией памятника, то в УИКТе она обеспечивается и определен­ным режимом бытования памятника, в частности, через возвращение ему прежних функций с одновременным воссозданием среды его быто­вания (в частности исторического ландшафта). В этом контексте начи­нается движение за возрождение традиционных форм и видов хозяйст­венной деятельности.

 

 

 

Рис. 9.5. Дом Л. Н. Толстого. Ясная Поляна

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.