КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование музея науки и техники в России
В XVIII — первой трети XIX в. вся российская наука была сосредоточена преимущественно в университетах и академиях. Возникающие кабинеты "натуралиев" при университетских кафедрах естественной (или натуральной) истории представляли собой специфические (естественные или "натуральные") библиотеки, а сами экспонаты — своеобразные источники для изучения. Бытование этих музеев заложило основы для возникновения и развития не только вузовских (первоначально университетских), но и профильных (академических) музеев, связанных с различными областями развивающегося предметного знания. Основанное с целью изучения природных богатств и экономики России, Вольное экономическое общество (Петербург, 1765) собирало коллекции лучших образцов сельскохозяйственного и ремесленного инвентаря, продукции сельского хозяйства и пчеловодства, а также минералогические, ботанические и зоологические коллекции сельскохозяйственного профиля, служившие примером для совершенствования хозяйства. В XVIII веке в России были созданы предпосылки для формирования в дальнейшем двух военно-технических (и одновременно военно-исторических) музеев: современных Военно-морского музея и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге). Первоначальные коллекция предметов, относящихся к военно-морскому делу, создавались Петром I и находились в его царской коллекции, в составе кабинета, который впоследствии получил название Императорского и послужил основанием для создания Кунсткамеры. Начало систематическому сбору и хранению отечественных и трофейных образцов артиллерийского вооружения, знамен и воинских знаков положено указами Петра I от 6 и 17 декабря 1702 года, которыми предписывалось собрать в отдельных городах и вместе с описанием присылать в Москву в новопостроенный цейхгауз (арсенал - В.Г.) трофейные пушки, мортиры, знамена, воинские знаки «для памяти на вечную славу». Предметы, связанные с событиями военной истории, размещались в Петербурге в цейхгаузе Петропавловской крепости и в соборе Петра и Павла. С постройкой в 1714 году Пушечного двора на Адмиралтейской стороне Петербурга образовалось и третье петербургское хранилище - на этом дворе, являвшемся и складом материалов, старых отечественных и трофейных орудий, свозимых для переплавки. Распоряжение генерал-фельдцейхмейстера графа П.И.Шувалова от 28 июня 1756 года - первая попытка централизации памятников военного искусства. П.И.Шувалов приказал собирать в различных местах старинное вооружение и посылать его в Московский и Санкт-Петербургский цейхгаузы. Вскоре Петербургский арсенал вобрал в себя московские собрания. В небольшом помещении цейхгауза насчитывалось 44 памятных предмета. В 1762 году в связи со смертью П.И.Шувалова собрание перешло в ведение арсенала и стало его заурядным подразделением. Среди частных собраний того времени в России следует упомянуть собрание графа Якова Вилимовича Брюса, генерал-фельдмаршала, из рода шотландских королей, участника Крымских, Азовских, Прутского походов, командующего русской артиллерией в битве под Полтавой. С 1726 года Я.В.Брюс поселился в имении Глинки (ныне Щелковского района Московской области), где занимался математикой, физикой, астрономией и устроил в Москве обсерваторию. Я.В.Брюс составлял календарь на многие годы, редактировал карты и глобусы, руководил типографией в Москве. Он составил по образцу Кунсткамеры Петра I кабинет «куриозных вещей», в котором были представлены математические, механические и другие инструменты, а также «натуралии», минералы, «антиквитеты», галерея «личин» (портретов) и нумизматическая коллекция. Примером создания музеев науки и техники на базе национальных промышленных выставок может служить история возникновенияОбщего музея прикладных знаний в Петербурге (1872) и Политехнического музея в Москве (1872). Деятельность первого из них прекратилась в 1922 г. в связи с ликвидацией советской властью Русского технического общества. Судьба же второго сложилась вполне удачно: он быстропревратился в один из крупнейших научно-технических музеев мира.Инициатором его создания выступило в 1870 г. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, активно поддержанное московскими промышленниками и биржевиками. Особенность музея в том, что лекции и экскурсии сопровождались экспериментами, вызывая огромный интерес у зрителей. Музеи науки и техники делали упор на действующие модели и стремились показать в динамике развитие промышленности и эволюцию техники. Другие музеи ставили своей целью объяснить на доступных примерах основы науки и фундаментальных знаний.
Рис.13.1. Экспонаты музея «Истории ракетостроения и космонавтики». Санкт-Петербург
Рис.13.2. Экспонаты музея «Истории ракетостроения и космонавтики». Санкт-Петербург
Рис.13.2. Экспонаты музея «Истории ракетостроения и космонавтики». Санкт-Петербург. Экспозиция музея отражает роль Газодинамической лаборатории в истории развития отечественной ракетной техники и космонавтики.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |