КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детские музеи в России 90-е годы
Интерес к детским музеям в России возрождается к началу 90-х гг. И вновь это явилось результатом реформы образования и трансформации системы культурно-просветительских учреждений. «Они стали рассматриваться как одно из средств реализации социальных запросов общества и расширения возможностей педагогического воздействия музея на школьную аудиторию. Общественно-политические перемены конца XX века привели, с одной стороны, к активизации образовательной деятельности музея в целом, а с другой – к появлению в системе традиционных институтов культуры и образования новых структур»[19]. Яркий пример – детский музей в г. Ноябрьске Тюменской области. Он ориентировался на американский опыт, а его концепция вызвала споры в профессиональной музейной среде, так как авторы ратовали за освобождение от необходимости прямо следовать известным образцам деятельности городских, краеведческих, художественных и иных музеев, за адресацию основных программ к детской аудитории, не имеющей опыта общения с другими музеями, потому выражающей свои музейные потребности в непосредственной, свободной от ложных стереотипов, активной форме. В основу концепции детского музея были заложены положения, подрывающие представление о нем как о музее. Прежде всего, это признание возможности опираться не на подлинник, а на любой предмет, при условии, что он служит образованию, развитию личности. Как следствие - второстепенное значение или же отсутствие функций хранения и научного исследования коллекции. Их может просто не быть в этом своеобразном музее, фонды которого формируются не столько по традиционным законам и правилам коллекционирования, сколько с целью решения образовательных задач с ориентацией на детскую и семейную аудиторию. Б.А. Столяров, руководитель центра музейной педагогики при Русском музее, полагает, что вопрос правомерности названия (детский музей) лежит в русле проблем развития гуманитарного знания и практики расширительного толкования ряда привычных понятий, изменяющей сферу их употребления. Действительно, основания для подобной дискуссии весьма серьезные. Представление о музее в сознании любого человека связывается, в первую очередь, с музейным памятником, музейной культурой. Но думается, здесь возможен некий компромисс, который поможет избежать кажущегося пренебрежения детского музея по отношению к музейному предмету, а с другой стороны, сохранить уважение к другой, детской, точке зрения на временные процессы. (На одной из детских музейных мастерских ребенок, размышляя об истории и мифологии музейного предмета, сказал о том, что понятие настоящего весьма условно, его невозможно зафиксировать. Куда реальнее выглядит прошлое и неминуемое будущее. Следовательно, то, что он сотворил на мастерской, - уже в прошлом, которое зафиксировало в материальном предмете творческую идею. Так почему это не имеет право называться музейным предметом? И если нет, то на каком основании ему в этом отказано? И кто отказывает?) То есть, детский музей – это, прежде всего, музей детских ценностей. М.Б. Гнедовский в своей статье «Отцы и дети в мире музеев» приводит пример школьного музея в городе Горноправдинске Ханты-Мансийского автономного округа. Сюда дети приносили вещи, которые считали ценными. В результате была собрана уникальная коллекция, отражающая природу и эволюцию детских ценностей. Каждый предмет этой коллекции имел свою историю, и с ним были связаны конкретные переживания. «Такой музей нельзя было придумать, спроектировать, создать руками или мыслью взрослых. Он мог случиться только так, как и был создан, - свободным от взрослой цензуры волеизъявлением нескольких поколений самих детей»[20]. До XX века мир детства в культуре не считался самоценным. Затем возникла философия самоценности детства, имеющего свою литературу, свой театр, свою логику, свой язык. Детский музей, обеспечивая предметность, форму и сценарий, предоставляет возможность ценностного диалога между взрослым и ребенком, в ходе которого как одна, как и другая сторона совершает свое открытие. Сегодня в России детский музей как самостоятельная структура есть в Москве – Дом сказки «Жили-были», созданный фондом «Русская семья», и в Нефтегорске (Самарская область). Не имеющий своей территории ДОМ (Детский Открытый Музей) в Москве реализует свои проекты на разных музейных площадках. Несколько лет назад сгорел музей- «первопроходец» в Ноябрьске, но продолжает свое существование в структуре краеведческого и художественного музеев, хотя гораздо менее активно, чем прежде. С начала нового тысячелетия в России не появилось ни одного детского музея. И дело вовсе не в отсутствии идей, а, скорее, в отсутствии тех энтузиастов, которые взяли бы на себя решение этой задачи, и незаинтересованность в подобных проектах государства и представителей бизнеса (благотворительность еще не способствует повышению общественного статуса).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |