Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль и право




Этика и этикет

Этикет, как и этика, определенным образом регулирует поведение людей,

устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были

необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в

дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс

вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идет

о хороших или плохих манерах.

Мораль и право не тождественны. Многие моральные ценности и нормы

составляют основу правосудия. Однако законы не могут включать все

разнообразие этических норм различных социальных групп. Принципиально

важное различие между правом и моралью – это то, что правовые нормы имеют

такие механизмы принуждения, как суды, милиция, осуществляющие

наказание. Моральные нормы опираются лишь на добровольное их признание и

исполнение.

 

ТЕМА 2

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

В структуре морали существуют две самостоятельные сферы: моральное

сознание и нравственная практика, в процессе которой реализуются

нравственные идеи, чувства.

Моральное сознание – синтез рационального и эмоционального,

представлений, чувств. В моральном сознании специфически в понятиях добро

и зло, справедливость, совесть, достоинство, в устремленности к высшим

ценностям выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого

существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и

природой в целом.

В зависимости от носителя моральное сознание бывает индивидуальным и

общественным.

Три базовых компонента индивидуального морального сознания: разум,

нравственные чувства и воля. Разум – это понятия, представления о добре и

зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Разум вырабатывает стратегию

нравственного поведения, тактику, анализирует ситуации. Нередки ситуации,

когда разума недостаточно для нравственного поведения, стимулятором

перевода намерений в нравственные поступки выступают нравственные

чувства. С их помощью мы улавливаем оттенки поступков и ситуаций. Воля

как третий компонент морального сознания проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам.

Носителем общественного морального сознания является общество в

целом, различные социальные группы общества вносят разный вклад в его

развитие. В повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных

нравов, привычек, обычаев проявляется сложное взаимодействие между

индивидуальным и общественным сознанием. Общественное моральное

сознание нельзя свести к простой арифметической сумме индивидуальных

сознаний. В нем закрепляются не все проявления индивидуальной

нравственной жизни, и в индивидуальном моральном сознании закрепляется не

весь сложный мир нравственных ценностей. Общественное моральное сознание

имеет структуру и включает обыденное моральное сознание (складывается

стихийно, характеризуется размытостью, нечеткостью, противоречивостью) и

теоретическое моральное сознание – ТМС – (складывается с появлением

профессий, представители которых рассматривают проблемы нравственной

жизни; центральное место в ТМС занимает нравственная философия (этика)).

ТМС нацелено на центральные вопросы человеческого бытия, характеризуется

четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.

Нравственная практика – это нравственные отношения, выражаемые в

действиях, поступках. Мораль существует не только в виде сознания, но также в виде действий, поступков. В действиях выражается отношение к людям, к обществу, к себе. Во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высшими ценностями. Во-вторых, в нравственных отношениях присутствует элемент воли, а не стихийности, целенаправленности, сознательности. Вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конкретных поступков с высшими нравственными ценностями.

Наконец, в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. Добро, например, реализуется в процессе самых разнообразных действий (какая-то помощь, совет, поддержка и др.), а не в виде праздных мечтаний. Повторяющиеся компоненты нравственных отношений (отношение к труду, родителей к детям, отношения мужчин и женщин, дружба и др.), как пишет Петрунин Ю.Ю., часто фиксируются в различных традициях, обрядах, обычаях и т.д. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, нации.

Между моральным сознанием и нравственной практикой существует теснейшая связь, которую обеспечивают функции морали.

Функции морали: оценочная, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная.

Функции морали

Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявлениетех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали установился определенный ряд функций, которые присущи ей в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей Л.А. Попова, основные функции морали сводятся к следующим:

1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Специфика оценочной функции морали, в отличие от искусства, религии, права, политики и др., заключается прежде всего в том, что оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным.

Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить предательство в любви?) Точно так же не везде уместны политические оценки. Моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. Когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает представление о внутреннем мире своем собственном, других людей. Когда с точки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в определенной мере нам открывается, насколько соответствуют действия государства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории.

Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть других или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя. Познавательная функция морали осуществляется иначе, чем познание в науке. В области морали большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.

3. Мировоззренческая функция морали. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Обоснование моральных норм моральным сознанием невозможно без понимания высших ценностей, смысла жизни, места человека в мире, представления о мире в целом.

Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение – это совсем не одно и то же. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. Оно формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным в лучшем случае) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и о счастье человека, зависит понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.

4. Воспитательная функция – одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания – непрерывного, интенсивного и целенаправленного – невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. В центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.

5. Регулятивная функция морали является синтезом всех других функций, и так как в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.

Специфика же регулятивной функции морали состоит в следующем. Вопервых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека. Несмотря на важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельствуют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность.

Вопросы.

1. Как вы думаете, являются ли нравственные чувства составляющей

других отношений или возможны сами по себе?

2. Какая из функций является своеобразным синтезом других?

ТЕМА 3

ВИДЫ ЭТИКИ

Когда человек воспринимает этику сквозь призму божественного откровения, например через посредство Библии или религиозных учений, речь идет о теологической или религиозной этике.

Этика, использующая аргументы, базирующиеся на рациональных принципах в их приложении к нерелигиозному опыту людей, – это философская этика, которая пытается установить, каких правил и ценностей должно придерживаться. По этой цели ее можно отличить от антропологии, психологии и социологии, которые обычно изображают то, как люди себя ведут, но они обычно не предписывают, как они должны себя вести. Этика занимается человеческим поведением, которое здесь означает человеческую деятельность, осуществляемую сознательно и в большей степени добровольно.

Она не занимается автоматической реакцией людей на внешние влияния или, например, действиями во сне или под гипнозом. Некоторые формы поведениямогут быть общепринятыми, но оставаться нравственно порочными. Точно так же, как что-либо может быть предписано законом, но все же быть нравственно порочным.

Общая этика (в отличие от специальной) содержит три элемента, три стадии исследования этики: описательная этика, нормативная этика и метаэтика.

Описательная этика охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества. Сопоставляет и различает разные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности. Дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, и дает также критерий осмысленной морали народа или общества, с которым нормативная теория должна более или менее считаться.

Нормативная этика строится на всех тех положениях, какие выдвигает описательная этика, и пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности. Обычно нормативная этика стремится выявить, развить, обосновать базисный моральный принцип (или принципы) или базисные моральные ценности нравственной системы, действующей в определенном обществе и еще шире и идеальнее – в человеческом обществе в целом. Задача нормативной этики тройственная: 1) связать в единое целое различные нормы, правила и ценности нравственной системы общества; она стремится придать им возможно большую последовательность и гармоничность и даже выстроить иерархию нравственных норм; 2) пытается выявить основополагающие принципы, из которых можно вывести специфические нормы морали; 3) используя множество методов, стремится обосновать базисный принцип нравственности.

Метаэтика (аналитическая этика) – изучение нормативной этики: 1) метаэтика имеет дело со значением моральных терминов; 2) исследует логику нравственного мышления. Овладение теорией этики дает в руки необходимые рычаги для разумного ведения личного и общественного анализа нравственных проблем.

Специальная этика применяет принципы общей этики 1) для решения конкретных проблем и 2) для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности.

Первое направление специальной этики называется казуистикой. Казуистика – это искусство разрешения трудных нравственных проблем, случаев или дилемм путем вдумчивого применения моральных принципов. Может выродиться в технику наблюдения за тем, насколько близко человек способен подойти к грани, отделяющей нравственный поступок от безнравственного поступка.

Второе направление специальной этики охватывает применение принципов общей этики в специализированных сферах. Сюда входят деловая этика, этика деловых отношений, медицинская этика, техническая этика, профессиональная этика, этика людей свободных профессий и т.д.

Вопросы: 1. Какие разделы общей этики вы знаете?

2. Каковы отличия направлений специальной этики?

ТЕМА 4

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТИКИ

Этический релятивизм. Человек отвергает универсальную характеристику

нравственности, так как нам свойственно ошибаться в нравственных

суждениях. В плюралистическом обществе нормы конвенциональной морали

нечеткие. Люди с такой позицией отказываются судить других, они также

отказываются оценивать и собственные действия. Не умея обосновать

правильность или неправильность действий, они часто занимают такую

позицию: «не существует объективной морали» или «мораль – дело чисто

субъективное». Такая позиция смешивает субъективную вину и осуждение с

объективной виной и осуждением; из нее следует, что все, что любой человек

считает нравственным, тем самым и является таковым.

Описательный релятивизм. Является фактом то, что некое действие

считается моральным в одном обществе в одну историческую эпоху и

аморальным в другую историческую эпоху или в другом обществе. Является

также фактом то, что люди внутри одного общества в данную историческую

эпоху расходятся в своих нравственных позициях. Поэтому мы не в состоянии

делать никаких иных заключений относительно культуры или общества, кроме

того вывода, что отличия действительно существуют. Культурный релятивизм

является описательным, его следует отличать от нормативного этического

релятивизма.

Нормативный этический релятивизм. Нормативный этический релятивизм

утверждает, что, когда любые две культуры или любые два народа придерживаются разных нравственных взглядов на какое-либо действие, обе или оба могут быть правы. Высказывание подразумевает, что ни одно из указанных двух противоположных нравственных суждений не является правильным и не является неправильным, поскольку моральные принципы не являются правильными или неправильными – они просто представляют собой констатацию мнений или ощущений.

Моральный абсолютизм. Поборник морального абсолютизма считает, что существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и для всех стран. Крайние абсолютисты настаивают на том, что все нравственные нормы повсюду и во все времена одинаковы. Другие полагают, что большинство общих принципов морали абсолютны, но что, будучи применены в разных обстоятельствах, некоторые нормы морали более низкого уровня могут претерпевать изменения.

Моральный плюрализм. Плюрализм – терпимость к наличию другихмнений.

• Допускается очень широкая гамма нравственных действий;

• Идея плюралистической морали – единая для всех в мире,

обеспечивающая рамки, в пределах которых можно действовать. Выделяются 4

уровня нравственного плюрализма:

1. Радикальный моральный плюрализм характеризует то состояние

общества, при котором люди придерживаются взаимно непримиримых

взглядов на мораль, на то, что означает добро и зло, какие поступки правильны,

а какие нет. На базисном уровне должно быть согласие по некоторым

вопросам: жизнь надо прожить и др. Иначе люди будут не способны образовать

общество.

2. Плюрализм моральных принципов характеризует состояние, когда люди

придерживаются разных взглядов на мораль. Он совместим с общественным

согласием относительно нравственности многих основных видов практической

деятельности. Однако согласие не обязательно предполагает согласие по

нравственным принципам, которыми люди пользуются для оценки

практических действий.

3. Нравственность практических действий (множество разных

нравственных мнений относительно некоторых из практических действий)

может иметь своим источником различия в нравственных принципах. Но может

иметь источником различия в фактах или восприятии этих фактов по-разному.

4. Самовыражение (развитие личных способностей). При условии, что

члены общества соблюдают основные нравственные нормы, им позволяется

свободно выбирать и другие ценности и собственный образ жизни. Это создает

разновидность морального плюрализма, так как совершенствование и

реализация личных способностей относятся, согласно некоторым воззрениям, к

сфере морали.

ТЕМА 5

МОРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ

Моральные стандарты являются инструментами, которыми следует

пользоваться при оценке принимаемых решений с точки зрения морали.

Моральные стандарты – это мерила, критерии деловой этики; на их основе

принимают решения о том, правильно или неправильно какое-либо деяние. Эти

стандарты можно использовать и для разоблачения моральной

несостоятельности того или иного решения.

Этика деловых отношений – это происходящий либо до, либо после

принятия решений процесс оценки решений на основе соотнесения их с

моральными стандартами, присущими культуре данного общества (с точки

зрения принятия решений по определению Фритцше). Для того чтобы дать

моральную оценку решения, необходимо иметь набор моральных стандартов,

который должен включать ряд различных критериев. Перед тем как принимать

конкретное решение, надо рассмотреть один или несколько аспектов –

экономический, политический, технологический, социальный или этический.

Какие из них будут приняты во внимание, зависит от природы решаемой

проблемы. В решении о вознаграждении сотрудника вы вряд ли найдете

технологический аспект, тогда как решение о новой системе связи, вероятно, будет

иметь такую составляющую. Часто люди с трудом находят моральное

обоснование после того как решения приняты. Однако другие люди, особенно

те, которых касается это решение, дадут моральную оценку решениям после их

реализации. Для менеджеров важно оценивать моральный аспект решений до

того, как они примут их. Например, строительство полигона в Крыму.

Этика деловых отношений предусматривает использование моральных

стандартов при принятии деловых решений. Важно обратить внимание, что речь

идет именно об использовании, а не об определении стандартов. Деловая этика – это

разновидность прикладной этики, а не нормативная этика, занимающаяся

преимущественно определением моральных стандартов, которые состоят из

конкретных моральных норм и общих моральных принципов. Моральные нормы

воспрещают определенные типы поведения – ложь, воровство, убийство и т.п.

Моральные принципы дают более общие основы поведения и могут быть

применены к широкому кругу ситуаций, требующих принятия решений. В качестве

основы для оценки этического аспекта решений мы используем принципы,

сформулированные в приведенных ниже трех теориях: первая из трех – это интегральная теория социальных контрактов. Затем мы рассматриваем телеологические

(консеквенциалистские) и деонтологические (неконсеквенциалистские)

моральные принципы, чтобы предоставить разнообразные критерии, которыми

можно пользоваться для оценки этических составляющих принятия решений.

Интегральная теория социальных контрактов

Томас Доналдсон и Томас Данфи говорят об интегральной теории

социальных контрактов как о «реалистичной, всеобъемлющей и глобальной

нормативной теории этики бизнеса», эту теорию мы предлагаем для оценки решений в деловых отношениях вообще. Эта теория учитывает моральное разнообразие

различных культур и одновременно обеспечивает определенные универсальные

нормы. Эта терпимость к разнообразию снижает этноцентрическую, прозападную

предвзятость, проявляющуюся во многих современных работах по этике.

Социальный контракт – не формальный писаный договор. Это неформальное

соглашение, касающееся поведенческих норм, которые возникли на основе

общих целей, убеждений и позиций групп людей или сообществ. По

Доналдсону, компании, занимающиеся предпринимательской или

производственной деятельностью, обретают легитимность посредством

социального контракта с обществом. Социальный контракт также является

инструментом измерения эффективности производительной организации. Это

означает, что, когда такие организации выполняют условия контракта, они

действуют правильно и в интересах общества. Но если они не соблюдают

условия контракта, то общество имеет право морально осудить эти

организации.

Гипернормы универсальны и поэтому предъявляют к любой деловой

активности определенные требования. На глобальном уровне действует

макросоциальный контракт, обеспечивающий конкретные условия, в которых

могут возникать микросоциальные контракты. Микросоциальные контракты

это уникальные, присущие конкретным сообществам «договорные

обязательства», сформировавшиеся в свободном пространстве, которое

обеспечено макросоциальным контрактом, направляющим и регулирующим

деловую активность. Таким образом, этические принципы могут быть

адаптированы к потребностям конкретных сообществ.

Гипернормы

Доналдсон и Данфи представляют ряд гипернорм, универсальных норм,

которые в равной мере относятся ко всем людям во всем мире. Гипернормы

обеспечивают базу для оценки всех остальных норм и представляют собой

основополагающие принципы, фундаментальные для человеческого бытия,

которые отражены в сближении религиозной, политической и философской

мысли. Гипернормы включают:

􀂃 основные права человека, в том числе права на личную свободу,

безопасность личности, благосостояние, участие в политической жизни,

согласие, основанное на осведомленности, владение собственностью, средства

к существованию;

􀂃 обязательство уважать достоинство каждого человека.

Гипернормы обеспечивают основную моральную структуру и служат

основанием для возникновения социальных контрактов.

Макросоциальные контракты

Социальные контракты существуют на макро- и микроуровне,

макросоциальный контракт обеспечивает соблюдение глобальных норм

(гипернорм), а микросоциальные – норм, действующих в пределах сообществ.

Под сообществами Фритцше подразумевает как экономические, так и

социальные группы и организации, хотя в дальнейшем внимание будет

сосредоточено прежде на экономических сообществах. Любая отрасль образует

сообщество, так же как и любая фирма или любая церковь. Вместе с тем

сообщество образует и любой клуб по интересам.

Согласно Доналдсону и Данфи, макросоциальный контракт включает в

себя ряд условий:

1. Локальным экономическим сообществам должно быть предоставлено

свободное моральное пространство, в котором они могут – через

микросоциальные контракты – генерировать обязательные для их членов

этические нормы.

2. Микросоциальные контракты, генерирующие эти нормы, должны быть

основаны на согласии, подкрепленном правом выхода из сообществ (и

микросоциальных контрактов).

3. Чтобы нормы микросоциального контракта стали обязательными для

членов сообщества, они должны быть совместимы с гипернормами.

4. Для разрешения конфликтов между конкурирующими, исключающими

друг друга нормами микросоциальных контрактов должны применяться

правила определения приоритетов, совместимые с принципами 1-3.

Концепция свободного морального пространства касается конкретных

моральных сфер, которые не определены макросоциальным контрактом и не

исключены гипернормами. Для экономических сообществ это создает

возможность посредством микросоциальных контрактов развивать нормы,

приспособленные к потребностям этих сообществ. Таким образом, буддистские

сообщества могут развивать нормы, отражающие их культурные предпочтения,

а корейцы – нормы своего трудового поведения, соответствующие их культуре.

Микросоциальные контракты дают моральные нормы, которые наилучшим

образом служат различным сообществам.

Микросоциальные контракты

Проистекающие из микросоциальных контрактов уникальные этические

нормы должны предоставлять членам сообщества, не согласным с данными

контрактами, возможность выхода из сообщества. Нормы микросоциальных

контрактов не должны противоречить гипернормам. Конфликт норм может

произойти, если член какого-либо сообщества решает вести бизнес в другом

сообществе.

Например, в странах Азии одной из норм микросоциального

контракта может быть непотизм (господство родственных связей,

семейственность), а в западном сообществе, как правило, господствует норма

равных возможностей.

Установление связей между двумя сообществами

немедленно порождает прямой конфликт норм. Комплекс правил определения

приоритетов необходим для преодоления конфликта двух и более норм.

Правила установления приоритетности:

1. Сделки, совершаемые в пределах одного сообщества и не оказывающие

существенного негативного воздействия на других людей или иные

сообщества, должны регулироваться нормами того сообщества, в котором они

совершаются.

2. Для определения приоритетности следует применять нормы местного

сообщества до тех пор, пока они не оказывают существенного негативного

воздействия на других людей.

3. Чем обширнее или глобальнее сообщество, являющееся источником

определенной нормы, тем более высокий приоритет следует придавать этой

норме.

4. Нормам, имеющим первостепенную важность для поддержания

экономической среды, в которой происходит сделка, следует отдавать

приоритет перед нормами, потенциально разрушительными для этой среды.

Оплата труда на китайском заводе должна соответствовать уровням заработной

платы, считающимся справедливыми Китае, а не сопоставляться с заработками

в США. Американские уровни заработной платы исказили бы существующие в

китайском сообществе экономические отношения, что имело бы

непредсказуемые последствия.

5. Когда приходится иметь дело с множеством конфликтующих норм,

основу для определения приоритетов дают модели логической совместимости

различных норм.

Американской компании следует отказаться от использования детского

труда, несмотря на то, что это является общепринятой в Китае и других

развивающихся странах практике и способствует повышению нормы прибыли.

Все развитые и большинство развивающихся стран запрещают детский труд,

что обеспечивает логическую последовательность и совместимость норм.

6. Как правило, четко определенным нормам следует отдавать приоритет

перед более общими, но менее точно сформулированными нормами.

При строительстве завода в Китае надлежит следовать тем нормам

выбросов из заводских труб в атмосферу, которые соблюдают американские

промышленные предприятия. Аналогичные стандарты, ныне действующие в

Китае, гораздо мягче американских. К числу экономических сообществ,

создающих микросоциальные контракты, относятся неформальные и

формальные группы, существующие внутри компаний; сами компании;

отрасли; профессиональные ассоциации; национальные и международные

организации и т. д. Нормы, обусловленные этими контрактами, могут

принимать любые формы, до тех пор, пока они соответствуют

макросоциальному контракту.

Гипернормы универсального характера

1. Личная свобода.

2. Физическая безопасность.

3. Участие в политике.

4. Согласие, основанное на осведомленности.

5. Обладание собственностью.

6. Право на средства к существованию.

7. Равное достоинство каждого человека.

Макросоциальный контракт

Глобальный

1. Свободное моральное пространство.

2. Свободное согласие с правом на

существование.

3. Совместимость с гипернормами.

4. Правила установления приоритетности.

Микросоциальный контракт

Действует в пределах сообщества

Индивидуальные нормы (пример)

1. Не лгать при переговорах.

2. Соблюдать все контракты.

3. При найме работников отдавать

предпочтение местным уроженцам.

4. При заключении контрактов отдавать

предпочтение местным поставщикам.

5. Обеспечивать безопасность работающих

ТЕМА 6

МОРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Телеологические («теле» – цель) (консеквенциалистские (консеквентный –

последовательный)) принципы сфокусированы на последствиях или конечных

результатах решений.

Решение считают этичным или неэтичным на основании егопоследствий. Результаты можно оценивать с позиций лица, принимающего

решения, компании, местного сообщества, мира и т.д. Оценка существенно меняется в зависимости от того, кто является получателем результатов.

Эгоизм

(Этический) эгоизм – это стандарт, сфокусированный на личном,

индивидуальном интересе; это нормативное утверждение о том, что каждый

человек должен действовать, исходя из собственных интересов. Обычно эгоизм

отождествляют с личным интересом отдельного человека. Однако концепция

эгоизма приложима и к интересам организации или местных сообществ. Например, решение перевести производство за рубеж принимают в интересах определенной фирмы. А решение продолжать производство на существующих мощностях, одновременно ведя переговоры с местными работниками и поставщиками о

сведении издержек производства до такого же уровня, как за рубежом, напротив,

принимается в интересах местного сообщества.

Цель основанных на эгоизме решений – обеспечить самые благоприятные

последствия для носителя эгоистического интереса независимо от того, какие последствия данное решение может иметь для других сторон и лиц. Это не

означает, что решение непременно должно нанести кому-либо ущерб. Решение,

выгодное какому-то лицу или какой-то фирме, может быть выгодным и стране,

и всему миру. Но выгоды, достающиеся другим, нисколько не интересуют лицо,

принимающее решение.

Личный, частный интерес можно рассматривать в краткосрочной или

долгосрочной перспективе. При долгосрочном личном интересе учитываются и

непосредственные, и косвенные последствия какого-то деяния в течение

длительного периода, также прогнозируется воздействие решения на важных

партнеров и их ожидаемая реакция. Например, решение, увеличивающее

краткосрочные прибыли за счет несправедливого лишения работников каких-то

преимуществ, несомненно нанесет ущерб морально-психологическому состоянию

работников, подорвет их лояльность, и в конечном, долговременном счете издержки этого решения превысят первоначально полученные выгоды. В данном случае, учет только краткосрочной перспективы приведет к принятию решения, а просвещенный (долгосрочный) эгоизм заставит отвергнуть это решение потому, что, согласно прогнозу, издержки превысят выгоды.

По мнению Фритцше, эгоизм отражает философию Адама Смита (1723-1790),в соответствии с которой именно эгоизм обеспечивает эффективность механизма рыночного распределения: каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно приводит его к предпочтению того занятия, которое наиболее выгодно обществу. В сущности, Смит утверждал, что человек лучше

служит интересам общества тогда, когда преследует долгосрочные эгоистические

интересы. Вместе с тем Адам Смит настаивал на строгом соблюдении

определенных правил, необходимых для того, чтобы «невидимая рука»

действовала надлежащим образом. Об этом часто забывают фанатичные

приверженцы полной свободы рынков. Торговля и мануфактурная

промышленность редко могут процветать продолжительное время в

государстве, которое не пользуется правильным исполнением правосудия, где

население не чувствует себя обеспеченным в обладании своей

собственностью, где сила договоров не поддерживается законом.

Утилитаризм

Согласно принципу утилитаризма, решение этично, если оно обеспечивает

большую конечную пользу, чем любой иной вариант решения. Решения, в основе

которых лежит принцип утилитаризма, этичны, если они приносят максимальное

благо для максимального числа людей. Например, требование не лгать клиентам.

Утилитаризм действия утверждает, что ложь может быть этичной, если выгоды

значительно превосходят издержки вранья клиентам. Утилитаризм правил ставит

вопрос: «Каков будет эффект от обмана ряда клиентов в течение какого-то

времени?» Доверие клиентов, сам бизнес будут потеряны. Итак, ложь не приносит

максимальную конечную выгоду. Следовательно, требование не лгать клиентам

должно быть правилом. Если утилитаризм действия учитывает последствия отдельно взятого акта, то утилитаризм правил исследует последствия ряда актов. Можно сказать, что утилитаризм действия сосредоточен на краткосрочных последствиях, а утилитаризм правил – на долгосрочной перспективе. Положения, разработанные в рамках утилитаризма правил, становятся своего рода моральным кодексом, которым руководствуются при принятии ряда решений, приносящих максимальное благо максимальному числу людей. Для разрешения конфликта правил, содержащихся в одном кодексе, необходимо разработать систему приоритетов. Эгоизм воплощает частный интерес конкретных людей, компаний, сообществ и т. д. Утилитаризм же охватывает частные интересы совокупности всех

заинтересованных сторон. Фритцше считает, что индивидуальный эгоизм

располагается на одном полюсе телеологии (этики последствий), а утилитаризм – на другом. Некоторые решения могут быть оптимальны для всех: и индивидуум, и

общество извлекут максимальную пользу из некоего конкретного решения.

Однако этот взаимный интерес не гарантирован, особенно в тех случаях, когда в

краткосрочной перспективе участники руководствуются эгоизмом.

Взаимосвязь между эгоизмом и утилитаризмом представлена в табл. 1.

Таблица 1

Эгоизм и утилитаризм для разных типов благополучателей

Благополучатель

Индивидуум Компания Сообщество Штат Страна Мир

Краткосрочный

врем. интервал Эгоизм Эгоизм Эгоизм Эгоизм Эгоизм

действия

Утилита-

ризм

Долгосрочный

врем. интервал Эгоизм Эгоизм Эгоизм Эгоизм Эгоизм

правил

Утилита-

ризм

Эгоизм, который учитывает частные интересы всех сторон, равен

утилитаризму. Эгоизм, принимающий во внимание только краткосрочные

последствия, подобен утилитаризму действия, который оценивает последствия

одного акта. (Утилитаризм действия обычно оценивает все последствия одного

акта в категориях совокупной пользы для всех заинтересованных сторон, тогда

как эгоизм – исключительно с точки зрения частного интереса конкретного

лица).

Некоторые затруднения

Менеджер, прибегающий к телеологическому подходу, сталкивается с

несколькими затруднениями. Во-первых, нередко бывает очень сложно, а то и

невозможно предвидеть все последствия делового решения. Точные предсказания

результатов необходимы в тех случаях, когда у принимающих решения лиц очень мало данных или опыта. Чем сложнее решение, тем труднее его принимать. Разумеется, можно сделать какие-то приблизительные подсчеты, но чем сильнее отклонение от реальности, тем менее полезен стандарт.

Во-вторых, многие решения имеют последствия, которые нелегко оценить

с достаточной точностью и для сопоставления которых нередко нет общих

единиц измерения. Например, установка на заводской трубе фильтров,

позволяющих снижать выбросы вредных веществ в атмосферу и

удовлетворяющих современным требованиям охраны окружающей среды,

может обойтись в 500 тыс. дол. Установка оборудования, которое сократит

выбросы наполовину, потребует 1,5 млн дол. Какое оборудование следует

закупить? Расходы подсчитать легче легкого. Однако определить,

оборудование какого типа принесет большую пользу, несколько сложнее. Не

полезнее ли будет для общества, если компания израсходует больше средств на

увеличение числа рабочих мест? Насколько значительный ущерб наносят

выбросы в атмосферу?

В-третьих, максимизация чистой пользы может потребовать действий,

способных причинить значительный вред небольшому числу людей. Например,

Центральную тихоокеанскую железную дорогу в США построили, используя

труд китайцев, которым почти ничего не платили и к которым относились как к

машинам. Многие китайцы умерли или были искалечены. С точки зрения

утилитаризма действия здесь налицо позитивная конечная польза. Различные

части страны были связаны железными дорогами; это резко (повысило объем

перевозок, стимулировало развитие промышленности и укрепило

национальную оборону США.) Однако все эти улучшения были достигнуты за

счет китайских рабочих.

В-четвертых, польза, извлеченная из того или иного решения, – величина

непостоянная для всех партнеров. Хотя один доллар, одна марка или одна иена

– это всегда лишь одна денежная единица, она принесет бедняку большую

пользу, чем богачу. Кроме того, некоторые заинтересованные стороны

получают большую пользу, достигая удовлетворенности, тогда как другие –

увеличивая свое богатство.

ТЕМА 7

МОРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Деонтологические (деонтология – учение о долге)

(неконсеквенциалистские) принципы состоят из наборов правил. При ответе на

вопрос, этично ли решение, результаты данного решения не имеют значения.

Руководством к принятию этичных решений являются правила (делай по

правилам и будет правильно). В отличие от утилитаризма правил,

деонтологические принципы основываются на велениях разума, а не на

последствиях принимаемых решений. (Можно утверждать, что

деонтологический подход в конечном счете основан на последствиях,

поскольку в процессе рассуждений, с помощью которых выводятся правила,

неизбежно принимаются во внимание результаты применения правил.)

Деонтологические принципы в целом можно разделить на две группы:

принципы, основанные на правах, и принципы справедливости.

Принципы, основанные на правах

Принципы, основанные на правах, наделяют вас определенными

моральными правами (правами человека) просто потому, что вы – человек.

Эти права связаны с возложением на других людей обязанности не нарушать

ваши права. Вы, в свою очередь, обязаны не нарушать права других людей.

Если у вас есть право на свободу слова, то я обязан не посягать на нее до тех

пор, пока ваша свобода слова не нарушает мои права. Относительно состава

прав человека есть разногласия, но по поводу концепции права человека

особых разногласий нет.

Разработку концепции моральных прав приписывают Имануилу Канту

(1724-1804). Кант дал несколько формулировок категорического императива.

Категорический императив сущности является предписанием, требующим,

чтобы ко всем людям относились как к свободным и равным друг другу.

Его первая формулировка гласит: «Поступай только согласно такой

максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы

она стала всеобщим законом». Максима означает принцип. Кант утверждает,

что действие правильно с точки зрения морали только в том случае, если вы

хотите, чтобы все люди в подобной ситуации поступали так же. Этот принцип

содержит два критерия определения морально правильного и морально

ложного – критерий универсальности (так должны поступать все) и критерий

обратимости (вы являетесь объектом действий других людей).

Вторая данная Кантом формулировка морального (практического)

императива гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и

в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не

относился бы к нему только как к средству». Кант доказывает, что людей ни в

коем случае нельзя воспринимать лишь как средства достижения каких-то

целей; к людям следует относиться как к цели или как к средствам и целям.

Используя людей для достижения собственных целей, вы обязаны уважать их и содействовать их способности достигать желаемых ими целей. Кант считал

категорический императив моральным законом. Согласно Канту,

категорический императив – безусловная команда.

Индивидуальные права приводятся в американском Билле о правах и во

Всеобщей декларации прав человека.

Дж. Кавана называет следующие шесть прав, которые, по его мнению, являются основными для предпринимательской деятельности:

1) право на жизнь и безопасность;

2) право на достоверную информацию;

3) право на неприкосновенность личной жизни;

4) свобода совести;

5) свобода слова;

6) право на частную собственность.

Эти права порождают основные обязанности, причем право на жизнь и

безопасность имеет приоритет перед остальными правами, которые

равноценны.

В 1992 г. компания М отправила партию удобрений в Бангладеш.

Крестьяне, желавшие увеличить урожай, внесли удобрения на свои поля. К

несчастью, то, чем они удобряли землю, представляло собой опасные для

здоровья отходы, содержащие свинцовую и кадмиевую пыль, которую

расфасовали в мешки с маркировкой «удобрения». По всей вероятности, М

нарушила несколько прав человека. Компания знала, что доставленный в

Бангладеш груз создаст угрозу жизни людей и животных. Маркировав груз как

удобрения, компания вдобавок нарушила право на достоверную информацию.

Аналогичная ситуация была у нас с отравлением студентов и преподавателей

УрГУ (г. Екатеринбург).

Принципы справедливости

Справедливость обычно ассоциируется с вопросами прав, непредвзятости и

равенства. Справедливый поступок предполагает уважение ваших прав.

Справедливое деяние подразумевает непредвзятое отношение к вам.

Принципы справедливости можно разделить на три категории: дистрибутивные

(распределительные), ретрибутивные (карательные) и компенсаторные.

Дистрибутивная справедливость.

В обществе много благ и тягот, которые должны быть распределены между его

членами. Блага включают доходы, рабочие места, богатство, образование,

свободное время; тяготы – труд, налоги, социальные и гражданские

обязанности. Конкретное распределение благ и тягот ставит вопросы

дистрибутивной справедливости. Распределить блага и тяготы можно разными

способами, в том числе: поровну между всеми; по потребности; по усилиям; по

заслугам; по социальному вкладу.

Хотя в пользу каждого из этих способов распределения благ и тягот можно

привести сильные доводы, большинство людей согласны с тем, что к равным

следует относиться одинаково, а отношение к неравным должно различаться в

зависимости от степени их неравенства. Это неравенство должно быть

основано на имеющих смысл отличиях. Такую концепцию называют

формальным принципом справедливости. В США использование

конфиденциальной информации является преступлением. А в Германии,

стране, которая ранее полагалась на саморегулирование, операции на основе

конфиденциальной информации были запрещены законом лишь недавно. Если

использование конфиденциальной информации не нарушает гипернорм, то его

следует считать нормой, принятой в конкретных сообществах.

Ретрибутивная (карательная) справедливость.

Ретрибутивная (карательная) справедливость сфокусирована на

ответственности или наказании за неправильные поступки. Однако при этом

существуют проблемы в применении ретрибутивной справедливости: при

каких условиях наказание справедливо (?) и какова природа наказания (?).

По Аристотелю: человек несет моральную ответственность за свои деяния,

если только его не принуждают к совершению этих деяний и если он не ведает

об их негативных последствиях. Человека нельзя привлекать к ответственности,

если он не в состоянии прекратить совершать зло вследствие личной

неадекватности или воздействия мощной внешней силы. Если человек заведомо

не мог знать, что какой-то поступок плох, неведение становится

простительным, может служить оправданием. Например, фермеров нельзя

наказывать за уничтожение диких птиц посредством применения инсектицида

ДДТ. Когда в конце Второй мировой войны фермеры стали использовать ДДТ,

они просто не могли знать об ущербе, который ДДТ наносит пищевой цепочке.

Для того чтобы наказание было справедливым, факт преступления должен

быть доподлинно известен и установлен. Соблюдение этого условия может

гарантировать надлежащая правовая система. Справедливое наказание должно

также соответствовать тяжести преступления, а строгость наказания быть

пропорциональна тяжести преступления. Чтобы наказание было справедливым,

оно должно быть одинаковым для всех совершивших одинаковые

преступления.

Компенсаторная справедливость.

Компенсаторная справедливость сфокусирована на компенсациях стороне,

которой нанесен ущерб несправедливыми действиями. Большинство людей

склонны соглашаться с тем, что потерпевшей стороне полагается возмещение.

Возмещение, предполагается, восстановит состояние, существовавшее до

нанесения ущерба. Компенсация должна быть равна убытку, понесенному

потерпевшей стороной, но не превышать его. Проблемы возникают тогда, когда

невозможно обеспечить полную компенсацию. Потерянную жизнь не

восстановишь. Конфиденциальная информация, находившаяся в

исключительной собственности какого-либо лица, уже не будет его личной

собственностью после разглашения ее конкурентам. В таких случаях остается

надеяться самое большее на то, что правонарушитель возместит причиненный

им ущерб в той мере, в какой этот ущерб поддается справедливой оценке.

ТЕМА 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.471 сек.