КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бостонская матрица
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА Привлечь потребителя можно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперников по удовлетворению нужд потребителя, т. е. конкурентоспособен. Нельзя забывать, что конкурентоспособность — это прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает выбираемый товар, то нельзя было бы говорить о его конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на его удовлетворение. Комплекс конкурентоспособности товара состоит из 3 групп элементов: • технических; • экономических; • социально-организационных. Технические параметры. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это также характеристики, отражающие технике-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты. Это и эргономические показатели, которые отражают, насколько товар соответствует свойствам человеческого организма и его психики. Экономические параметры показывают величину затрат на производство товара, его цену, расходы на транспорт, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Например, в общих эксплуатационных расходах за весь срок производственной жизни продажная цена составляет для грузового автомобиля 15%, трактора — 19%, бытового холодильника — 10%. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя. Социально-организационные параметры — это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Определение конкурентоспособности товара является исследовательской работой, которая проводится с использованием различных методов анализа. Наиболее известной является матричная методика оценки конкурентоспособности, которая была разработана в начале 70-х гг. XX в. специалистами Бостонской консультационной группы (BCG). Суть метода состоит в следующем. Матрица построена на использовании двух параметров: 1. Относительная доля рынка предприятия по сравнению с долей главного конкурента. 2. Темпы роста емкости различных рынков (или —скорость объема продаж). Оба параметра оценивались экспертно и имели только две возможные позиции: высокую и низкую. В результате получилась матрица, разделенная на четыре квадранта (схема 9.3.). Благодаря своей простоте она быстро завоевала популярность у маркетологов. Используя матрицу, можно определить, какой из товаров может иметь сравнительные конкурентные преимущества и какова динамика его сбыта на различных рынках. В основе матрицы лежит допущение, что чем больше доля вашего товара на рынке, тем ниже издержки производства и выше масса прибыли в результате экономии на масштабах производства и повышения его эффективности, усиления позиций при заключении договоров. В рамках матрицы можно выделить четыре группы товаров. В правом верхнем секторе находятся товары, именуемые «Звезды». Это товары-лидеры (высокая доля рынка) в развивающейся отрасли (высокие темпы роста объемов продаж). Главная задача предприятия — поддержать и развить эти товары. По мере того как развитие отрасли замедляется, «Звезда» может стать «Дойной коровой». В правом нижнем секторе находятся товары, именуемые «Дойными коровами». Эти товары имеют большую долю на стабильном или на медленно развивающемся рынке. Рынок здесь характеризуется наличием значительного числа постоянных потребителей. «Дойные коровы» дают наибольшие доходы, которые предприятие использует не только для поддержания их доли на рынке, но и для поддержки других товаров. В целях сохранения объемов продаж товаров на нужном уровне задача предприятия состоит в том, чтобы использовать поддерживающую рекламу, гибкую ценовую политику, а также опираться на сложившуюся сбытовую сеть, разрабатывать новые модификации товара. В левом верхнем секторе находятся «Трудные дети» — это товары, которые имеют невысокую долю по сравнению с товарами основного конкурента на быстро развивающемся рынке. Сравнительные конкурентные преимущества товаров неясны, ведущее положение на рынке занимают конкурирующие товары. Предприятие стоит перед проблемой: или пойти на вложение значительных инвестиций в эти товары, или уйти с рынка. Для получения и поддержания сравнительных конкурентных преимуществ требуются и значительные маркетинговые усилия. В перспективе эти товары могут стать «Звездами» или исчезнуть с рынка.' Наконец, в левом нижнем секторе находятся товары, которые называют'«Неудачниками» (еще — «Собаками», «Загнанными лошадьми», «Хромыми утками»). Нередко они еще приносят доход, но не обещают стать значительным источником денежных поступлений. Это нежизнеспособные или угасающие товары. Предприятия по возможности должны избавляться от таких товаров или изучать причины их сохранения (например, найти специализированный рынок). Бостонская матрица позволяет сделать ряд практически полезных выводов для определения и оценки конкурентных позиций товаров предприятия на рынке.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |