Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложное предложение как многоаспектная единица




Понятие о сложном предложении

План

Сложное предложение (4 ч)

Лекция № 23- 24

1. Понятие о сложном предложении.

2. Сложное предложение как многоаспектная единица.

3. Классификация сложных предложений.

4. Сложноподчиненное предложение

5. Краткая история вопроса.

6. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

 

Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называется сложным. По сравнению с простым, сложное предложение выражает более сложное содержание и имеет более сложную форму. Сложное предложение является единицей полипредикативной, то есть оно состоит из двух или нескольких предикативных частей. Каждая из этих частей по своему строению подобна простому предложению, но в составе сложного, не обладает важнейшими признаками предложения – смысловой и интонационной самостоятельностью.

При сочинительной связи предикативные единицы сложного предложения могут сохранять относительную смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, тогда как при подчинительной связи предикативных единиц в составе сложного предложения одна из них в смысловом и синтаксическом отношении обычно подчинена другой: 1) Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Ч.); 2) Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое произвела на него сестра (Фад.). Первое предложение ССП; каждая из его частей имеет характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость; возможна перестановка обеих частей без нарушения смысла и структуры сложного целого. Второе предложение СПП; вторая часть в нем имеет характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении неравноправна с первой частью сложного целого.

Однако имеются предложения, в которых не только придаточная часть не может существовать без главной, но и главная нуждается в наличии при ней придаточной части. Морозка понял, что разговор окончен... (Фад.); Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия... (Твард.). Взаимосвязанность частей проявляется в смысловой и структурной неполноте главной части, наличии в ней соотносительных слов, а также второй части двойного союза, в особых формах сказуемого. Пример: Он чувствовал, что все это не идет к ней и не будет воспринято ею (М. Г.). Главная часть требует обязательного распространения, так как глагол чувствовать переходный, с сильным управлением. В предложении Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (Л.) местоимение тот, выполняющее роль соотносительного слова в главной части, нуждается в наполнении конкретным содержанием. В предложении Когда ночью пришли с обыском, то обитатели квартиры решили защищаться (Л. Т.) главная часть содержит слово-скрепу то, являющееся вместе с союзом когда в придаточной части структурным связующим элементом.

Важнейшим средством связи сложного предложения являются союзы, союзные слова, указательные слова, интонация и элементы лексического наполнения. Более подробно о сочинительных и подчинительных союзах и союзных и указательных словах в следующей лекции.

Элементы лексического наполнения предикативных частей могут участвовать в организации структуры СП, т.е. выполнять строевую роль. К лексическим строевым элементам относятся наречия потому, поэтому, тогда, тотчас, оттого, вводные слова значит, следует, частицы все же, тем не менее, ведь и др., которые выполняют функцию конкретизаторов при сочинительных союзах и принимают участие в выражении тех или иных отношений: Рюкзаки были тяжелые, и поэтому мы быстро устали. Наречие поэтому подчеркивает причинно-следственные отношения между частями. Элементы лексического наполнения могут быть необходимы для реализации основного значения СП. Такова роль взаимоисключений лексики при выражении противительных отношений в сложносочиненных и БСП: Ты богат – я очень беден. Лето припасает, а зима поедает.

Интонация – обязательное средство связи предикативных частей в сложных предложениях. Она объединяет части СП в одно целое. Интонационное единство частей сложного предложения в том, что законченной интонацией сообщения, побуждения, вопроса обладает только сложное предложение в целом.

Роль интонации в разных видах СП различны. Наиболее велика в БСП, где интонация не только объединяет предикативные части, но и выступает в качества средства выражения смысловых отношений между частями. Деревня спала, вокруг не было видно ни огонька. – Если мы произносим это предложение с перечислительной интонацией, то отношения между частями перечислительные, если после 1-й части интонация объяснительная, то отношения между частями причинно-следственные. Деревня спала: вокруг не было видно ни огонька.

Таким образом, следует заметить, что предикативные части сложного предложения являются взаимоприспособленными и образуют вместе со средствами связи модели сложных предложений. А предикативные единицы, входящие в их состав, мы не можем считать в полном смысле этого слова предложениями.

Такое понимание сложного предложения в лингвистике сложилось не сразу.
А.М. Пешковский и А.А. Шахматов понимали сложное предложение как сцепление простых предложений. Мысль о целостном характере сложных предложений впервые сформулировал В.А. Богородицкий, окончательно она утвердилась с 50-х г. 20-го века. Эту идею развивают и углубляют далее Н.С. Поспелов, В.А. Белошапкова, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.