Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим несколько таких предложений разных моделей




Сложноподчиненные местоименно-союзные соотносительные предложения

Промежуточное место между предложениями расчлененной и нерасчлененной структуры занимают местоименно-союзные соотносительные конструкции: Пуля с тако й силой ударилась в камень передо мной, что он задымился (И. А. Бунин); Савинов нарочно уселся так, чтобы между ним и Ильиным находилась высокая лампа
(А.И. Куприн).

В предложениях данного типа связь главной и придаточной частей осуществляется не соотношением указательного и союзного слова, а соотношением указательного слова и союза. Придаточная часть, наполняя своим содержанием соотносительные местоимения так (такой), до того, до такой степени, столько, настолько, выражает значения степени качества, меры количества или образа действия (качества действия), а также значения, обусловленные союзным подчинением: следствия (союз что), ирреального следствия или цели (союз чтобы), предположительного сравнения с оттенком следствия (союзы будто, как будто, словно, точно): С тех пор она старалась все делать так, чтобы ее хвалили (Панова); При теперешнем моем настроении достаточно пяти минут, чтобы он надоел мне так, как будто я вижу и слушаю его целую вечность (Чехов).

Таким образом, для данного подтипа характерна многозначность придаточной части. Один значения (степени качества, меры количества, способа или качества действия) зависят от семантики указательного слова в главной части и от его позиции, другие значения (следствия, цели сравнения) связаны с тем, какой союз в придаточной части. Поэтому сложноподчиненные предложения этого типа занимают промежуточное положение между нерасчлененными и расчлененными структурами.

1. Если это слово представлено качественным прилагательным, качественным наречием или словом категории состояния с качественной семантикой, то выражаются значения степени качества или степени качественного состояния: В воздухе... так пасмурно, что даже фонарные огни еле видны (А.П. Чехов); Так быстры эти воды, что свет в них не кажется светом (О. Седакова).

2. Если главным словом опорного словосочетания является глагол, то могут выражаться значения меры действия или образа действия: Он дрожал до такой степени, что он был не в состоянии говорить.

3. Если главным словом опорного словосочетания является существительное, то в зависимости от его семантики могут выражаться следующие значения: а) степени качества; б) меры (в сочетании с коррелятом столько или так много), в) собственно атрибутивное значение, ср.: а) А дочки у меня такие красавицы, что... даже князья и графы засматриваются (А.П. Чехов); б) На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило
(А.П. Чехов); в) Крестьянские дела – это такая политика, что Бисмарка мало
(А.П. Чехов).

Если корреляты сочетаются с опорными словами, значение которых непосредственно связано с представлением о проявлении качественного признака или об интенсивности действия, то они выражают собственно качественное значение (атрибутивное или образа действия): Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела... на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж (М. Булгаков); Врач смотрит так, как будто узнал про меня что-то очень скверное (Тэффи).

Значения степени качества, образа действия, меры и собственно качественное значение в зависимости от характера союза передаются в местоименно-союзных конструкциях разными способами.

При употреблении союза что отмеченные значения выражаются путем указания на следствие: Передний француз подбежал так близко', что уже было видно выражение его лица (JI.Н. Толстой). В предложениях со сравнительными союзами будто, как будто, точно, словно, как будто бы значения степени качества, образа действия, меры передаются через сравнение: Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли (А.П. Чехов). Наконец, в предложениях с союзом чтобы эти значения выражаются или через указание на цель, или через указание на ирреальное следствие: Староста говорил громко, так, чтоб слышали и барыня, и жнецы (Н. Гарин-Михайловский); Как мог быть я до такой степени груб, слеп и подл, чтобы предложить тебе деньги при таких условиях (Ф.М. Достоевский). Таким образом, сложноподчиненные предложения местоименно-союзного типа всегда многозначны. Например, в предложении У нас в театре такие персонажи, что только любуйтесь на них (М. Булгаков) совмещаются собственно атрибутивное (качественное) значение и значение следствия. В предложении В прошлом грехов так неистово много, что и оглянуться страшно на Бога (3. Гиппиус) сочетаются значение меры количества и значение следствия. В предложении Лицо его дышит вдохновением и такою свежестью, как будто он только что свалился с неба вместе с пушистым снегом (А. П. Чехов) выражаются значения степени качества и сравнения.

Методическое примечание. Местоименно-союзные соотносительные предложения рассматриваются в школьном учебнике в кругу сложноподчиненных предложений с придаточными образа и степени действия как многозначные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.