Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акты применения права




Акт применения права – это правовой акт компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки правоприменительных актов:

1) издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

2) не являются нормативно-правовыми актами, так как не создают, не изменяют и не отменяют норм права;

3) правоприменительные акты строго индивидуализированы (персонифицированы), то есть, адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативно-правовых актов, обладающих общим характером.

4) акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функции индивидуального регулирования.

5) реализация правоприменительных актов обеспечивается государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

6) В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права рассчитаны не на многократное, а на однократное применение. Так, например, приговор суда, приказ о принятии на работу или об увольнении рассчитаны на однократное применение.

7) имеют определенную установленную законом форму (наименование, дата, место применения, адресат, подпись должностного лица и т.д.).

8) принимаются в соответствии с закрепленной в нормативно-правовых актах процедурой.

Виды актов применения права:

По субъектам принятия акты применения права делятся на:

1) Акты органов государственной власти;

2) Акты органов государственного управления;

3) Акты контрольно-надзорных органов;

4) Акты органов местного самоуправления;

5) Акты, издаваемые субъектами управления различных организаций;

 

По способу принятия акты применения права делятся на:

1) принятые коллегиально;

2) принятые единолично;

 

По характеру правового воздействия (по функциям права) акты применения права делятся на:

1) регулятивные;

2) охранительные.

Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон (напр., приказ о повышении по службе);

Охранительные акты обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности за совершение правонарушения (напр., постановление о возбуждении уголовного дела).

 

По значению в правоприменительном процессе акты применения права делятся на:

1) основные, выражающие конечное решение юридического дела (например, решение суда по гражданскому делу, приговор суда, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.).

2) вспомогательные, подготавливающие издание основных актов (например, определение суда о назначении экспертизы);

 

По форме акты применения права делятся на:

1) имеющие вид отдельного документа, то есть письменную форму (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому);

2) имеющие форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы);

3) имеющие устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

По характеру содержащегося в актах решения:

1) Обязывающие, т.е. устанавливающие обязанность стороны правоотношения (например, решение суда о сносе самовольно построенного гаража);

2) Управомочивающие, т.е. устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (например, приказ ректора о выплате повышенной стипендии);

 

По отраслевому признаку: административные акты, уголовно-правовые акты, гражданско-правовые акты и т.д.

 

По форме: указы, приговоры, решения, определения, приказы, постановления, распоряжения и т.п.

 

По характеру: материальные и процессуальные.

 

Правоприменительные акты – это документы юрисдикционного характера. Они имеют четкую структуру и состоят из 5-ти частей:

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).

Заключительная часть содержит необходимые реквизиты дела – печать, подписи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.