КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пантеон Богов в Зороастризме
Основные объекты зороастрийского культа: вода и огонь. Вода делала возможной жизнь в степях. Апас – почитание вод рек и водоемов как богинь. Им молились и совершали возлияния. Заотра – приношение, жертвоприношение. Атар, аташ, атахш ( др.- инд. Агни, лат. - Игнис) - огонь. Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений, называемых индоарийцами яджна, а иранцами – ясна (от корня яз – «приносить жертву, поклоняться»). В этих богослужениях возлияния для огня брались от кровавых жертвоприношений. Индоиранцы испытывали благоговейный страх и трепет, отнимая жизнь у животных. Они никогда не убивали без освятительной молитвы, благодаря которой, по их представлениям, душа животного продолжала жить. Сознание кровного родства между человеком и животным нашло свое отражение в древних частях богослужения – ясна. У иранцев возникло представление о том, что души животных, убитых с освятительной молитвой, поглощаются божеством - Гэуш-Урван (Душа быка). Иранцы верили, что кровавые жертвоприношения укрепляют это божество, а оно, в свою очередь, заботится о всех полезных животных на земле и способствует их изобилию. Ритуальные приношения воде, совершаемые в конце богослужения, готовили из молока, веток одного растения и из сока, получаемого после того, как стебли другого растения будут истолчены. Растение, которое толкли, называлось по-древнеиндийски сома, а по-авестийски хаома, что буквально значит «то, что выжимают». Хаома (др.- инд, по - авест. Сома) – молоко и сок, выжитый из веток растения, напиток бессмертия. Хаома – зеленоглазый Бог. Асман – бог неба. Зам – бог земли. Хвар – бог солнца. Мах – бог луны. Тиштрия – божество звезды Сириус. Аши – богиня судьбы и счастья. Вэртрагна – божество войны и победы. Вата и Вайу – божества ветра. Варуна - Апам-Напат – сын вод, Бог клятвы. Аша – порядок, истина, справедливость, праведность. Ашаван – праведные люди. Друг (авест.)(санскр. - друх) – ложь, искажение истины. Другвант – приверженцы зла. Рта (др.- инд.) – закон природы, согласно которому солнце движется равномерно, происходит смена времен года и тем самым обеспечивается порядок всего существующего в мире. Ахуры – высшие боги, отвечающие за упорядочение космоса, Вселенной и общества – боги, противостоящие силам хаоса, тьмы и зла. Они верные помощники Ахура- Мазды.
В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж. Аша (aša- из *arta) — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда). Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир. Верховным божеством и творцом всего сущего считался Ахура-Мазда ( Ахура по-авестийски – «Бог», «Владыка», «Господин» ) - Господь Мудрости (в греч. Ормазд, Ормузд), причем его первой и основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических элементов Вселенной. В Ригведе он именуется Асура («Господь»). Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра (верность, клятва, закон), в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца, огня (света) и покровителем воинов, Богом войны, судьей мертвых. Он следит за соблюдением верности, клятвы, благочестия, карает за нарушения, сопровождает солнце в его ежедневном движении по небу. Широкое распространение культ Митры получил во времена Парфянского царства (III век до н.э. - III век н.э.), проникнув затем в восточные провинции Римской империи. Митра, как покровитель воинов, был популярен среди римских легионеров после восточных походов I века до н.э. Он отождествлялся то с Ахурой-Маздой и божеством солнца, то с Юпитером, то с мессией-спасителем, упоминавшимся в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения – митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно 25 декабря отмечали день рождения Митры. Верующие в Митру причащались хлебом и вином. Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм. Вокруг Митры группировались меньшие абстрактные божества: Аирйаман (по-санскритски Арйаман), олицетворявший Дружбу, которая, скрепленная обрядом, была видом договора; Арштат – Справедливость. Хамварэти – Доблесть. Сраоша – Послушание (блюститель молитвы). Хварэна – божество, связанное и с Митрой и с Апам–Напатом. Оно олицетворяет божественную благодать или славу – качество, присущее царям, гениям, пророкам, но утрачиваемое ими, как только они преступают истину. Хварэна иногда соединяется с Аши, богиней судьбы, которая дарует свои награды лишь праведным.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |