Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика религиозно-правовых систем. Мусульманская правовая система




Общая характеристика системы обычного права;

Дальневосточное право;

Индусское право;

Общая характеристика религиозно-правовых систем. Мусульманская правовая система;

Правопорядок и общественный порядок.

Правопорядок следует отличать от близкого, но неидентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм (норм морали, права, корпоративных норм и т.д.) всеми субъектами общественной жизни. Соответственно, правопорядок – это одна из основных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, внутренние правила организации и др.). Правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое, причем понятие общественный порядок шире, чем правопорядок. Если общественный порядок исторически возникает вместе со становлением человеческого общества, то правопорядок зарождается с формированием государства и права. Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой – состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. При нарушении правопорядка и общественного правопорядка могут быть применены юридические санкции.

 

1. Правовая система общества: понятие, элементы

Правовая система это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей (Перевалов В.Д.).

Правовая система общества – это совокупность всех существующих в стране правовых явлений (Цыганов В.И.).

Правовая система – это понятие широкое, многоаспектное, оно используется для того, чтобы охватить весь спектр правовых явлений, имеющихся в обществе[1].

Правовая система – это обусловленный конкретно-историческими условиями действия права целостный комплекс правовых явлений, включающий: господствующий тип правопонимания; законодательство (шире – система права); официально признанная система источников права; юридическая практика; используемые в законотворчестве, правоприменении, толковании права и правоохранительной деятельности в целях нормативного и индивидуально-правового воздействия на сознание и поведение людей правовые технологии; господствующая правовая идеология, национальный правовой менталитет, правовая инфраструктура; механизм (система) реализации права; правопорядок. Правовая система в этом смысле есть определенная правовая организация данного общества (Червонюк В.И.).

Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства (Малько А.В.).

Правовая семья – это более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития (Саидов А.Х.).

Правовая система – это объективно существующая в разных странах социально-правовая реальность (Саидов А.Х.).

Правовая система (в узком смысле) – национальное право (национальная правовая система, право определенного государства).

Правовая система (в широком смысле) – определенная совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных правовых понятий или категорий, методов и способов развития (Гранат Н.Л.).

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт (Марченко М.Н.).

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той и или иной страны (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Под правовой системой понимается совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения (А.В. Мелехин).

Правовая система – это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве (В.Н. Синюков)

Правовая семья – это категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Понятие «правовая система» – не синоним понятия «система права», так как последнее – понятие институционное, раскрывающее взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права.

Понятие «правовая система», используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К. – О. Эберт и М. Рейнстайн – «правовые круги», И. Сабо – «форма правовых систем», С.С. Алексеев – «структурная общность». Наиболее распространен термин «правовая семья».

Структура правовой системы:

1. идеологические явления (правовая наука, правовая культура, правовая политика, правовые понятия, правовые принципы);

2. право в его системе и систему его источников;

3. юридическая техника;

4. система юрисдикционных органов;

5. система правовых отношений;

6. юридическая практика;

2. Классификация правовых систем общества

Наиболее распространенной является классификация правовых семей французского ученого Р. Давида. В основе этой классификации лежат 2 критерия: идеологический (факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права.

Р. Давид выделял три главные группы правовых семей или систем:

1. романо-германскую;

2. англосаксонскую;

3. социалистическую.

К ним примыкает весь остальной юридический мир, охватывающий 4/5 планеты и названный “религиозные и традиционные системы”.

Немецкий ученый К. Цвайгерт в качестве критерия классификации выделял категорию “правовой стиль” (“стиль права”), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт различал восемь “правовых кругов”:

1. романский,

2. германский,

3. скандинавский,

4. англо-американский,

5. социалистический,

6. право ислама,

7. индусское право,

8. дальневосточное право.

А.Х. Саидов полагал, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Исходя из группы критериев, включающих: 1) историю правовых систем; 2) систему источников права; 3) структуру правовой системы – ведущие институты и отрасли права, А.Х. Саидов выделял восемь правовых семей:

1. романо-германскую;

2. скандинавскую;

3. латиноамериканскую;

4. правовую семью общего права;

5. мусульманскую;

6. индусскую;

7. семью обычного права;

8. дальневосточную правовую семью.

Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права.

 

3. Общая характеристика романо-германской правовой системы (системы континентального права)

Свое историческое начало романо-германская правовая система берет в Древнем Риме. Ее истоки находятся в римском праве. Романо-германская правовая семья сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развивали начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку. Последующее распространение, за пределы континентальной Европы, романо-германская правовая семья получила за счет колонизации европейскими странами других стран, насильственной экспансии романо-германской правовой семьи в неевропейские страны, а также за счет добровольной рецепции, усвоения и перенесения ряда положений этой семьи.

Общепризнанным центром развития романо-германской правовой семьи считается континентальная Европа (Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Щвейцария, Бельгия, Люксембург, Голландия и др.) В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

1) исторически сложилась в результате рецепции римского права в XII – начале XIII вв.;

2) основным источником права служит нормативно-правовой акт;

3) представляет собой единую иерархически построенную систему источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативно-правовые акты. Важнейшим источником романо-германского права выступает закон;

4) в романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы;

5) романо-германская норма права – это общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Эта норма носит обобщенный, абстрактный характер;

6) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает нормы права, а правоприменитель (судья, административные органы) призван точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

7) в этой системе имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

8) деление права на публичное и частное, а также на отрасли и институты, кодификация законодательства;

9) благодаря огромному влиянию католической церкви и широкой юрисдикции церковных судов (особенно в Испании), существенный вклад в становление романо-германской правовой системы внесло каноническое (церковное) право – система канонов, правил, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, так и к жизни верующих (брак, завещание). Каноническое право основывалось на принципах римского права. Изучалось в университетах наравне с римским гражданским правом. Именно университеты создали общую для европейских стран юридическую науку на базе Свода законов (кодекса) Юстиниана (529-534).

10) юридическая доктрина составляет весьма жизненный источник права, влияющий как на законодателя, так и на правоприменителя.

4. Общая характеристика англо-саксонской правовой системы

К англо-саксонской правовой семье относят правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Индии, Новой Зеландии и др.

Английская правовая система развивалась автономно, и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось.

Эпохальным для становления англосаксонской правовой системы является период нормандского завоевания. До этого времени в государстве действовали не связанные между собой в единую систему местные, локальные акты (обычаи), приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом I Завоевателем (1066 г.). Этот период считается периодом преодоления доминирующей роли местных обычаев и становления общего права, так как в государстве была установлена сильная централизованная власть, появились королевские разъездные судьи, которые решали дела с выездом на места от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так начала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название «common law» (общее право). В XII XIV вв. система общего права Англии была вынуждена соперничать с т.н. «правом справедливости», которое сформировалось из решений лорд-канцлера, действовавшего от имени короля, который делегировал ему свои полномочия по рассмотрению жалоб и “апелляций” на решения обычных королевских судов. Обращения в таких случаях поступали непосредственно к королю как источнику всех милостей и справедливости. Его просили вмешаться в рассмотрение дел или споров, чтобы оказать милосердие по совести и по существу.

В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные правовые системы: общего прецедентного и «права справедливости».

Среди признаков англо-саксонской правовой семьи можно выделить следующие:

1) основным источником права выступает судебный прецедент – вынесенное судом по конкретному делу решение, обязательное для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела;

2) судебные прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

3) ведущая роль в формировании права отводится судам;

4) отсутствует деление права на отрасли и институты;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) главенствующее значение имеет процессуальное (доказательственное) право, которое во многом определяет материальное право;

Религиозное право действует сегодня во многих государствах Северной Африки, Ближнего Востока, Тихоокеанского и других регионов - Малайзии, ОАЭ, Индии, Алжире, Тунисе, Израиле, Пакистане, Саудовской Аравии, Египте и т.д. Очевидно, что правовые системы указанных стран испытывают на себе более существенное влияние религии. Основой религиозных правовых систем служит определенная система вероучения.

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Мусульманское право в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII – X в. и основано на мусульманской религии – исламе. Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий, он получил очень широкое распространение. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что он не должен верить. Во-вторых, она содержит предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламе совокупность таких предписаний именуется шариатом (“путем следования” – в переводе) и составляет то, что называется мусульманским правом.

К семье мусульманского права относятся правовые системы таких государств, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.

Среди признаков мусульманской правовой системы можно выделить следующие:

1) главный творец права Бог, а не общество и государство;

источниками мусульманского права являются религиозно-нравственные нормы, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме, Кийасе и распространяющиеся на мусульман.

Коран – священная книга ислама, собрание изречений Мухаммеда, первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного свойства, носящих общий характер в отличие от конкретности и определенности юридических норм;

Сунна – сборник хадисов, то есть преданий о жизни Мухаммеда;

Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов (мусульманской общины);

Кийас – суждение по аналогии;

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

2) право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию. Закон как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере;

3) шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами;

4) отсутствует деление права на частное и публичное;

5) нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;

6) архаичность, казуистичность, отсутствие систематизации;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.