КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РожеПланшон и децентрализация театров. 1 страница
25.8. 20.2. К госэкзамену в 2012/2013 уч.году
щать на сцену подлинные тексты Шекспира, очищая его от переделок и адаптации. Ирвинг с восемнадцати лет работал в бродячих труппах, а в 1866 г. начал играть в лондонских театрах. В1871 г. он дебютирует в театре Лицеум. Славу принесла ему роль бургомистра Матиаса в мелодраме Л. Льюиса «Колокольчики», которую играл на протяжении всей творческой жизни. Сюжет о ныне вполне благополучном, респектабельном человеке, совершившем в молодые годы убийство богатого польского еврея и мучимом угрызениями совести в конце жизни _ Ирвинг поднимал на трагическую высоту. Актер замедлял ритм спектакля, замирал, уходя в себя, прислушиваясь к звону колокольчиков саней убитого, олицетворяющему возмездие. По воспоминаниям Г. Крэга, создавалось впечатление, что герой действует автоматически, будто соприкасаясь с неведомой силой. Это сочетание реального психологического образа с таинственным внутренним миром делало героя Ирвинга глубоким и современным, сложным и узнаваемым. С 1878 г. он возглавил Лицеум и руководил им до 1898 г. Затем он продал права на театр синдикату, продолжая выступать в нем до 1902 г. Он сыграл множество шекспировских ролей, из года в год оттачивая их внешний рисунок, добиваясь стремительного перехода из одного душевного состояния в другое и глубокого погружения в себя в монологах. Крэг говорил, что Ирвинг танцевал свои роли. Его Гамлет, впервые сыгранный в Лицеуме в 1874 г., не был страстным влюбленным, как этого требовала романтическая традиция. Он осмысленно отказывался от любви к Офелии, нежно прощался с ней, прося помянуть «в своих святых молитвах», и тут же жестоко оскорблял ее, предчувствуя западню, устроенную Полонием. Он произносил монологи, устремляя взор в никуда, пытаясь постигнуть собственное сознание, природу собственных противоречий. Фигура Гамлета в черном шелковом костюме, в длинном плаще, окаймленном мехом, и с золотой цепью на шее почти всегда располагалась в центре сцены. Гамлет Ирвинга был единственным центром спектакля. Когда Эллен Терри, игравшая Офелию, предложила сменить белый костюм своей героини на черный, Ирвинг решительно отверг эту идею: подлинно трагический герой мог быть в спектакле только один. Создавая нового современного персонажа, переосмысливая Шекспира, Ирвинг еще оставался в рамках актерского театра. Ему мало удалась роль Отелло (впервые — 1876), ибо он пытался насытить ее страстью и неистовством. Но он был непревзойденным Яго, сочетающим «гений и злодейство». Его Яго обаятелен, вызывает сочувствие и этим ужасен. Он полон неподдельной любви к Отелло и его жене, и эта любовь сочетается со злобой и презрением ко всему человечеству. «Невозможно забыть, — вспоминает Э. Терри, — как в первом акте он щипал виноград, медленно ел его и выплевывал косточки с таким видом, словно каждая из них была добродетелью, от которой он с отвращением избавлялся»4. Ирвинг умел найти внешнюю неожиданную деталь, через которую строил сложный образ, сочетающий добро и зло, трагическое и комическое. Наиболее выразительно это было воплощено в роли Шейлока в «Венецианском купце» (1879). Ему недостаточно было психологически обосновать зло, он решительно не принял мотив разоблачения злодея. Шейлок Ирвинга — умный, умудренный жизнью старик, нежно любящий отец, вместе с тем в нем — затаенная злобность и вспышки гнева. «Кульминационной сценой у ирвинговского Шейлока был его финальный выход. Тот, кто хоть однажды видел его, никогда не сможет забыть этот последний неподвижный, испепеляющий взгляд, которым он, словно каменной булавой, поражает Грациано, повергая его в глубину бездонного презрения...»5 Ирвинг выражал общечеловеческую тему попранного человеческого достоинства (не акцентируя, кстати, национальный аспект, как это делал, например, Аира Олридж). В «Венецианском купце» с не меньшей силой и полнотой раскрылся талант Эллен Терри в роли Порции. Эллен Алис Терри (1847-1928) родилась в актерской семье и с восьми лет играла на сцене Принсес-тиэтр в спектаклях Ч. Кина «Зимняя сказка» (роль Мамилия), «Сон в летнюю ночь» (Пэк), «Король Иоанн» (принц Артур) и других. Однако уже в 1864 г. она принимает решение оставить сцену, выйдя замуж за художника-прерафаэлита Джорджа Уоттса (1817— 1904). Через два года она разводится с мужем и вновь возвращается в Принсес-тиэтр. Играет Титанию в «Сне в летнюю ночь», Геро в «Много шума из ничего». Еще через два года — новое замужество и вновь уход из театра. Ее новый муж также художник и архитектор Эдвард Годвин (1833-1886). На этот раз Терри возвращается на сцену только в 1874 г. В следующем году она впервые сыграла Порцию в Театре принца Уэльского в труппе Бэнкрофтов. В 1878 г. Ирвинг пригласил Терри в Лицеум. Художественные вкусы Терри, уже зрелой актрисы, формировались в среде художников-прерафаэлитов. Она формировала культ изысканной идеальной красоты, соединение внешнего изящества и тончайшего лиризма. Ее искусаво было жизнеутверждающим и ярким, в отличие от рефлексирующего трагизма Ирвинга. Ее Порция 1879 г. — соединение обаяния и остроумия с изысканной чувственностью в любви к Бассанио. Энергичная и строгая Порция в облике судьи стала воплощением гармонии, красоты и интеллекта, близкой эстетизму Джона Рёскина и культу прошлого у прерафаэлитов. Виртуозная игра Ирвинга и Терри в «Венецианском купце» дополнялась торжественными массовыми сценами и пышными декорациями мраморного дворца, зала суда с портретами дожей, всего великолепия ренессансной Венеции. Но после гастролей в Лондоне Мейнингенского театра в 1881 г. зрелищность ирвинговских постановок стала еще более впечатляющей. В 1882 г. Ирвинг ставит «Много шума из ничего», по-разив зрителей буйством красок, толпами статистов, обильным музыкальным сопровождением. Более того — в сцене венчания Клаудио под звуки органа в зал распространялся аромат ладана. Синтетизм художественного произведения, декларируемый прерафаэлитами, Ирвинг стремился воплотить в театре. Огромный успех Ирвинга и Терри в ролях Бенедикта и Беатриче был обусловлен отличием их актерских индивидуальностей и используемых ими художественных средств. Монологи Бенедикта — Ирвинга содержали гамлетовскую глубину. Актер соединял в роли комическое и трагическое, возвращая подлинное звучание шекспировской поэтики. Остроумие и энергия Беатриче — Терри сменялись мягкостью и лиризмом. Партнеры существовали в разных ритмах, что усиливало противоборство персонажей и динамизм спектакля. «После „Много шума", — считает Т. И. Бачелис, — Ирвинг понял, что они с Терри прекрасно дополняют друг друга, что его медлительность и ее подвижность, его серьезность и ее кокетливость создают контрасты, выгодные для обоих»6. В1888 г. постановка «Макбета» также стала ярким зрелищем. Пространство сцены было ограничено галереей с арками и толстыми колоннами. Освещение напоминало витражи на картинах Д. Г. Россети. В финальной сцене участвовало сто шестьдесят пять статистов. Оформление передавало дух варварской средневековой Шотландии. Документализм исторических постановок соединялся здесь с прерафаэлитским эстетизмом. Ирвинг стремился сыграть Макбета противоречивой, масштабной личностью, изнемогающей под грузом вины. Макбет соприкасался, как и другие герои Ирвинга, с таинственными силами, не оставляющими человеку шансов на спасение. "Казалось, он видит силу, — свидетельствовала Терри, — с которой не может бороться никто из людей, слышит взмахи ее безжалостных крыльев. Для Макбета нет больше ни надежд, Ни сострадания»7. Но главным достижением стала роль леди Макбет. Терри создала натуру цельную, не ведающую добра и зла, под- чиненную только законам красоты. Ее леди Макбет руководст. вуется только страстной любовью к мужу и стремится к достижению его желаний любой ценой. Облик леди Макбет ~ стройная фигура в узком длинном платье, расшитом золотом перетянутая широкими поясами; тугие рыжие косы с вплетенными золотыми лентами, чувственный рот, пронизывающий взгляд — воплощал идею всеподчиняющей красоты, существующей вне добра и зла. Роль Лира (1892) Ирвинг строил на изначальном трагизме и одиночестве короля. Старческая немощность сменялась гневными эмоциональными порывами и вырастала до бешенства в сцене бури. Терри играла Корделию сильной, волевой личностью, свободной от дворцовых интриг, просветленной от сознания своей правоты. В 1902 г. Терри вслед за Ирвингом оставляет Лицеум. Только теперь она играет в пьесах авторов «новой драмы». В 1903 г. она создала роль королевы Йордис в «Воителях в Хельгеланде». Этот спектакль ставил сын Терри, Гордон Крэг, в ее собственном театре Империал. Она сыграла также роль леди Сесили в «пьесе для пуритан» Б. Шоу «Обращение капитана Брассбаунда» (1906), написанную специально для нее. Так величайшая актриса конца XIX в. органично восприняла законы режиссерского театра. Глава 21 Становление режиссерского театра _______________________________ __________ 21.1. Хенрик Ибсен и «новая драма». Творчество великого норвежского драматурга Хенрика Ибсена (1828-1906) стало значительной вехой в истории европейского театра XIX в. Ибсен по праву считается основоположникам «новой драмы* -явления, возникшего в 1870-80-е гг. как реакция на господство в театральном репертуаре поверхностно-развлекательной «хорошо сделанной пьесы». Ломая банальные драматургические стереотипы, «новая драма» ставила перед театром задачи, требовавшие коренного преобразования всей сценической системы. Преодолевая разрыв между театральной практикой и важнейшими литературными, эстетическими, философскими исканиями эпохи, создавая выразительные средства, позволявшие передать глубинную сложность и противоречивость современного мира, «новая драма» способствовала становлению режиссерского театра, подчас оказывая на него определяющее влияние. Творчество Ибсена образует, по словам самого драматурга, «внутренне связанное неразрывное целое»' и едва ли поддается четкой периодизации. Тем не менее в нем можно условно выделить три основных этапа: 1) период, в котором преобладают исторические и историко-лвгвндарные драмы, созданные на норвежском национальном материале (1850-е — начало 1860-х гг.); 2) масштабные филосафско-символичвские драмы «Бранд» (1866), «Пер Гюнт» (1867) и «Кесарь и Галилеянин» (1873); 3) цикл из двенадцати реалистических пьес о современной жизни (вторая половина 1870-х - конец 1890-х гг.), из которых «Кукольный дом» (1879) и «Привидения» (1881) стали первыми выдающимися образцами «новой драмы». Начало творческой деятельности драматурга совпало с периодом интенсивного развития норвежской национальной культуры. Осенью 1851 г. молодой Ибсен занял должность драматурга при недавно открывшемся в Бергене театре (Det norske Theater) — первой норвежской профессиональной труппе. На него были также возложены обязанности второго режиссера, отвечавшего за стройность мизансцен, декорации, костюмы и реквизит. Ранние пьесы Ибсена, посвященные прошлому Норвегии, а также записи и рисунки, сделанные им к спектаклям бергенского театра, свидетельствуют о влиянии романтической эстетики, попытках выстроить череду «живых картин», обладающих исторической конкретностью и вместе с тем единым поэтическим настроением. Однако рутинные условия, в каких был вынужден работать Ибсен в Бергене, а затем в Кристиании, принуждали драматурга к компромиссам, вызывая разочарование в возможностях современной ему сцены. В 1860-е гг. Ибсен отказывется от театральной деятельности и пересматривает свои драматургические принципы. Покинув Норвегию в 1864 г., он создает ряд произведений, не предназначавшихся для театра. Лишь с появлением реалистических драм 1870-х гг. Ибсен сумел разрешить противоречие между своими идейно-художественными устремлениями и требованиями сцены. В отличие от позднейших представителей западноевропейской «новой драмы» — в первую очередь бельгийца Мориса Метер-линка (1862-1949) и шведа Августа Стриндберга (1849-1912), -Ибсен не предлагал радикальной ломки традиционных драматургических канонов. Опираясь на многовековой опыт европейского театра, Ибсен новаторски переосмыслил его для создания интеллектуально-аполитической драмы, выявляющей фундаментальные, как правило, глубоко скрытые противоречия современной цивилизации. Подобно софокловскому «Царю Эдипу», пьесы Ибсена строятся как постепенное раскрытие тайн прошлого героев. При этом всегда обнажается разрыв между видимостью и сущностью — мнимым внешним благополучием современной действительности и ее внутренним трагизмом, чреватым катастрофой. Весьма жесткая внутренняя структура ибсеновских драм исключает «случайные», не наполненные символическим смыслом детали, обеспечивает прочное единство насыщенного подтекстом диалога и обильных ремарок, создающих сценическую иллюзию. Подробные описания обстановки, мизансцен, поведения персонажей, их эмоционального состояния, выражаемого в жестах и интонациях, образуют в пьесах Ибсена четкий каркас воображаемого спектакля, концептуально продуманную авторскую режиссуру. Стремясь к максимально точному и правдивому изображению современной жизни, Ибсен решительно отвергал привычные для той эпохи театральные условности. В письмах к актерам и режиссерам, готовившим спектакли по его пьесам, драматург требовал отказа от декламации, театральной торжественности, утрированных жестов, эффектной игры на публику с расчетом получить аплодисменты. Столь же решительно настаивал он на понимании каждым исполнителем места, которое занимает его персонаж в пьесе как целом, на долгих и тщательных репетициях, необходимых для создания ансамбля, на характерной индивидуализации всех образов, включая участников массовых сцен, на освещении, создающем для каждого акта пьесы особое, соответствующее ему настроение. «Но прежде всего — писал драматург, - верность действительности, иллюзия, что все неподдельно, что сидишь и видишь перед собой нечто происходящее в реальной жизни»9. К концу 1880-х гг. пьесы Ибсена обрели широкую известность за предепами Скандинавии. Новаторские устремления драматурга были с энтузиазмом встречены передовыми деятелями европейской сцены и особенно молодым поколением, жаждавшим основательного обновления театральной эстетики. Выдающийся немецкий критик и режиссер Отто Брам вспоминал о своем первом знакомстве с драматургией Ибсена: «Мы уловили первое приближение нового поэтического мира, мы впервые почувствовали себя перед людьми наших дней, в которых мы могли поверить, и за всеохватывающей социальной критикой мы увидали идеал свободы и правды»10. Однако пьесы Ибсена вызывали резкое отторжение у тех, для кого критериями сценичности оставались приемы «хорошо сделанной пьесы». Не понимая сложного подтекста диалогов, ретроспективной техники Ибсена, а также глубокого психологизма и многозначной символики его произведений, консервативная критика упрекала пьесы драматурга в претенциозности, темноте содержания, странности поведения персонажей, нелогичности событийной канвы, лишенной простого и ясного смысла. Бурю негодования вызывали постановки «Привидений», в которых нередко усматривали пессимистическую проповедь нигилизма, стремление эпатировать публику показом низменных, патологически ущербных явлений действительности. Эта драма воспринималась большинством современников драматурга как знамя сценического натурализма, демонстрировавшего фата льную власть над человеком биологических законов и социальной среды. Ярчайшим тому примером был прославленный спектакль французского режиссера Андре Антуана, поставлен- ный в 1890 г. на сцене парижского Театра Либр (Свободного театра). В угрюмой, сумеречной атмосфере дома фру Альвинг, показанного на сцене со множеством достоверных бытовых подробностей, разворачивалась перед зрителями драма человеческой обреченности. Центральной темой спектакля была неизлечимая болезнь Освальда, словно провоцируемая гнетущей, давящей средой и становившаяся символом зависимости человека от неподвластных ему закономерностей. Однако, трактуя «Привидения» как «физиологическую трагедию», режиссеры-натуралисты существенно сужали ее содержание, лишали взаимоотношения человека с окружающим миром присущей им у Ибсена диалектической сложности, никак не сводимой к жесткому биологическому детерминизму. Именно этим были обусловлены в натуралистических постановках пьесы и обширные текстовые купюры, и коррективы, вносившиеся в авторские ремарки. Неслучайно наиболее последовательные представители этого направления порицали Ибсена за то, что он не выполняет всех важнейших требований натурализма, не дает в своих произведениях фотографически точных «кусков жизни», показанных с беспристрастностью ученого-патологоанатома. Совсем иначе подошел к творчеству Ибсена выдающийся английский драматург и критик Бернард Шоу (1856-1950), не разделявший постулатов натуралистической эстетики. В своей работе «Квинтэссенция ибсенизма» (1891)11 Шоу особо акцентировал идейный конфликт ибсеновских драм, в ходе которого развенчиваются так называемые идеалы — абстрактные моральные представления, уводящие от постижения суровых фактов социальной действительности. Заставив своих героев обсуждать острейшие проблемы современной жизни, Ибсен основал, согласно Шоу, новую школу драматического искусства. Апеллируя главным образом к финальной сцене «Кукольного дома», Шоу объявил норвежского драматурга создателем идеологически насыщенной пьесы-дискуссии, разоблачающей порочность буржуазного мира и заставляющей не мириться с ним, но искать альтернативу его морали и общественным институтам. Тем самым Шоу не только выявил одну из важных граней ибсеновского творчества, но и сформулировал собственное драматургическое кредо. Безыдейности коммерческого театра он противопоставил раскрытие «неприятных истин» и под влиянием ибсеновского творчества выдвинул утверждение: «Театр не может доставлять удовольствие. Он нарушает свое назначение, если он не выводит вас из себя.. Функция театра в том, чтобы возбуждать людей, заставлять их думать, заставлять мучиться»12. Между тем со второй половины 1880-х гг. в творчестве Ибсена стали проявляться тенденции, отчасти сближавшие драматурга с нарождавшимся театральным символизмом. В таких драмах, как «Росмерсхольм» (1886), «Женщина с моря» (1888), «Строитель Сольнес» (1892) и ряд других, преобладает не социальная проблематика, а духовные конфликты, выходящие за пределы общественно-политических реалий и психологических противоречий, раскрывающие иррациональные глубины бытия и человеческой души. Одним из первых эту тенденцию попытался осмыслить крупнейший драматург-символист М. Метерлинк. указав на присутствие в «Строителе Сольнесе» «второго диалога*, далекого от внешней событийности и волнующего своим таинственным мистическим смыслом13. На театральной сцене эта тенденция получила развитие в постановках французского режиссера Орельена Люнье-По, появившихся в 1890-е гг. («Женщина с моря», «Росмерсхольм», «Строитель Сольнес» и др.), а также в спектакле «Росмерсхольм», показанном во Флоренции 5 декабря 1906 г. с Элеонорой Дузе в главной женской роли и в оформлении Эдварда Гордона Крэга. Однако вопрос о соответствии поздних пьес драматурга символистской эстетике крайне сложен и не предполагает однозначного решения. Духовную реальность, всегда связанную у Ибсена с конкретным жизненным миром, не смог выразить театр, ориентированный на бытовое правдоподобие. Но и символисты не нашли для нее адекватного сценического воплощения. Противоречия стали очевидны уже в первых ибсеновских спектаклях Люнье-По: отсутствие достоверной социальной среды, атмосфера сомнамбулической отрешенности, статичность поз, напевная псалмодирующая читка текста, позволявшая критикам с иронией вспоминать о церковной мессе, — все это вступало в противоречие с сохранявшимися реалистическими основами ибсеновского метода. Неудивительно, что сам драматург дал двойственную оценку постановкам Люнье-По, показанным в Норвегии осенью 1894 г. Особое неприятие вызвала у него попытка режиссера придать одному из персонажей «Рос-мерсхольма» облик бесплотного таинственного фантома, появлявшегося на затемненной сцене в исходившем из-за спины актера электрическом освещении, — попытка, названная драматургом «нелепой мистикой»14. Вместе с тем опыт символистских прочтений Ибсена имел несомненный позитивный смысл: обнаружив глубоко скрытый мифопоэтический пласт ибсеновской драматурги, символисты первыми попытались найти адекватный ему орально-художественный язык, а их неудачи побуждали к поискам новых средств сценической выразительности. Однако решение этой проблемы оказалось возможным лишь в театре XX в., преодолевшем абстрактность символистской театральной эстетики и вобравшем в себя многогранный опыт интеллектуальной драмы Ибсена и его последователей. Мейнингенский театр. Герцог Георг II вступил на престол своего карликового государства, население которого чуть превышало восемь тысяч жителей, в 1866 г. Он распустил оперную труппу, сосредоточив все внимание на драматической. Имея образование живописца и будучи прекрасным рисовальщиком, он уделял особое внимание точному оформлению спектаклей, их исторической достоверности. В 1871 г. произошло объединение Германии. Георг II, утратив герцогскую власть, полностью сосредоточил свою деятельность на театре. Еще в 1857 г. он ездил в Лондон, где познакомился с Чарлзом Кином и его спектаклями. Принципы, осуществленные Кином в Принсес-тиэтр, легли в основу деятельности Мейнингенского театра. Однако задачи герцога Георга были иными. Прежде всего это касается понимания историзма. Чарлз Кин, ставя шекспировские пьесы, создавал феерическое зрелище в духе викторианского мировоззрения. В Мейнингенском театре добивались исторической достоверности: изготовление декораций, мебели, бутафории, реальных предметов, костюмов происходило под присмотром консультантов — крупнейших археологов и историков своего времени, приглашенных Георгом II. В 1867 г. театр начинает подготовку спектакля «Юлий Цезарь» Шекспира, премьера которого состоится 1 мая 1874 г. в Берлине. С1869 г. обязанности режиссера и директора театра выполнял в прошлом актер берлинской сцены Людвиг Кронек (1837-1891). Режиссер разрабатывал прежде всего массовые эпизоды в спектаклях, в которых участвовали многие десятки статистов и которые производили неизгладимое впечатление на зрителей. Успех спектаклей обеспечивался за счет его целостного решения, полного соответствия замысла спектакля, пространственного решения и мизансценического. Именно поэтому в связи с Мейнингенском театром появляется понятие «режиссура" в современном его значении. Герцог Георг считал незыблемым принцип перспективы в декорационном оформлении, в то же время решительно отказался от симметрии, используемой Чарлзом Кином. Декорация всегда была асимметричной, перспектива — смещенной. Это создавало иллюзию жизненной достоверности. Панорамный задник, декорации на жестком каркасе (лрати-кабли), многоуровневая сценическая площадка, освещение, соответствующее определенному времени суток, сложная звуковая партитура — все это не только передавало конкретную историческую эпоху, но и создавало среду, в которой развивалось театральное действие и которой должны были соответствовать персонажи спектакля. Римский Форум в спектакле «Юлий Цезарь» был развернут в три четверти. Перемещения актеров происходили по диагонали, параллельно декорации, но не линии рампы. Здания никогда не изображались целиком, лишь их фрагменты, чтобы создать иллюзию действия, продолжающегося за границами портала. Такому решению пространства соответствовала «массовая режиссура» Кронека. Режиссер разбивал многочисленных статистов на небольшие группы, которые разыгрывали самостоятельные интермедии. Участники группы взаимодействовали друг с другом, а режиссер координировал взаимодействие групп. Группы могли противостоять друг другу, а могли действовать в едином порыве, становясь сплоченной массой. Группы, теснящиеся у края сцены или на заднике, создавали, подобно тому, как это было у Чарлза Кина, ощущение толп, наступающих из-за сцены. Опять-таки действие охватывало огромное пространство, не ограничивающееся порталом. Движения актеров тоже передавали динамику происходящего. Если актер останавливался, он не должен быть развернутым к рампе, ногу следовало поставить на ступеньку или какую-нибудь возвышенность. Тем самым разрушалась безжизненная симметрия, но подтверждалась идея перспективы. Все эти принципы Мейнингенского театра были успешно применены в «Юлии Цезаре». Триумфальное шествие Цезаря сменяется его убийством. Когда Каска наносит удар, толпа в едином порыве отзывается душераздирающим криком, после которого наступает безмолвие. Действие замирает, все находится в оцепенении, которое усиливает трагическое напряжение. В следующей сцене на Форуме отдельные группы статистов передавали реакцию народа на смерть Цезаря: старец с посохом оплакивал его труп, молодая женщина опускается на колени и целует край его плаща, со всех сторон напирают толпы, усиливается ропот и шум — назревает буря. Параллельно этому Антоний уверенным голосом произносит свой монолог, настроение толпы меняется и она сливается в единую массу, Жаждущую мщения. Толпа поднимает Антония на плечи, устремляется вверх с зажженными факелами. Толпа набрасывалась на случайную жертву — поэта Цинну. опрокидывала его навзничь и затаптывала. Большинство массовых сцен происходило в глубине сцены, на третьем плане. Для создания целостности спектаклей важным было взаимодействие массовки и главных исполнителей. Выбор актеров на центральные роли обуславливался разными причинами. Например, исполнитель роли Цезаря Пауль Рихард обладал только одним решающим качеством — внешним сходством с Цезарем. Зато в роли Антония выступил крупнейший актер эпохи Людвиг Барнай (1842-1924). Он с 1860 г. вел кочевой образ жизни актера-гастролера. Обладая внешними выразительными данными, звучным и мелодичным голосом, он был приглашен в 1872 г. в Мейнинген на роль маркиза Позы в «Дон Карлосе» Шиллера. В Мейнингене он сыграл Гамлета, Лейстера в «Марии Стюарт» Шиллера, Петруччо в «Укрощении строптивой». После роли Антония Барнай сыграл в Мейнингенском театре роли Вильгельма Телля (в пьесе Шиллера), Лента в «Зимней сказке», Ореста в «Ифигении в Тавриде» Гёте. Он принимал участие в гастролях театра, однако с 1875 г. возглавил драматический театр в Гамбурге, где пытался создать постоянную труппу. В 1883 г. он вступает в Дойчес театр в Берлине, созданный как национальный театр во главе с Адольфом Л'Аронжем. Но все эти новые начинания были для Барная менее продолжительными, чем участие в Мейнингенской труппе.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |