КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РожеПланшон и децентрализация театров. 5 страница
На сценическую практику Театра дез Ар большое сути и способность человека двигаться в глубь мироздания. о мистерии Д'Аннунцио действие движется в одной плоскости, стремясь вобрать в себя разные эпохи и разные пространства в поэтически преобразованной замкнутой реальности. Художник спектакля Лев Бакст постарался создать на сцене тот насыщенный, но не перегруженный мир, который возникает в пространных ремарках драматурга. Модернистская мистерия сочетала на сцене и великолепие императорского дворца, и столбы с осужденными на казнь перед пылающим костром, ихор серафимов, и процессию сестер-плакальщиц, и многое другое. Но Бакст избежал эклектики благодаря стилизации под восточные убранства и одеяния евреев и язычников, сумев вплести в этот рисунок ампирную фигуру Императора. Костюмы многочисленных персонажей создавали бесконечный орнамент, в котором доминировала фигура ромба, а также звезды и чередование поперечных полос. Иде Рубинштейн, как и Михаилу Фокину, поставившему танцы в «Мученичестве Святого Себастьяна» на музыку К.Дебюсси, была глубоко близка идея синтеза искусств. В 1912г. она обратилась к Фокину с предложением поставить танцы в новой пьесе Д'Аннунцио «Пизанелла, или Благоуханная смерть» (постановку осуществлял В. Э. Мейерхольд). Речь шла не о вставных танцевальных эпизодах, а о двух принципиальных драматических моментах, в том числе и финальном танце. Рубинштейн воплощала образ роковой женщины в различных ипостасях: рабыни, блудницы, блаженной, возлюбленной короля. Идеальный мир красоты неотделим от мирового зла и от трагического исхода. Слияние красоты и смерти продолжало идеи «Саломеи» Уайльда и «Сонаты призраков» Стриндберга. Как в «Сонате» развязка происходила через возникновение картины Бёклина, так в «Пизанелле» развязка наступала в танце героини и нубиянок. Т. И. Бачелис считает подобную развязку характернейшей чертой модерна: «Украшения закрывают тему смерти. Чтобы ее увидеть, надо на минуту отвлечься от пышного декора, остановиться, всмотреться, опомниться. И это так по очень простой причине. В силу той самой жизненности, витальной энергии, которая была главным содержанием стиля модерн. <...> Финальный танец в „Пизанелле" можно в этом смысле считать хореографической формулой модерна, одним из ключей к его пониманию»59. Премьера «Пизанеллы» в режиссуре В. Э. Мейерхольда состоялась в театре Шатле 20 июня 1913 г. В письме Мейерхольд отмечал большой успех спектакля и удовлетворенность своей работой, главной заслугой которой он считал достижв- ние стилистического единства спектакля при наличии вполне самостоятельных и «очень эффектных» танцев (Рсжинэ и «до-гостильности эпического полотна пьесы*. Пьеса Д 'Аннунцио, грешившая напыщенными и поэтическими монологами, создавала уднвмтельный образ героини. Она не имела индивидуал /зиррваннодо характера ~ она была идеальна; она не имела психологического развития - она оборачивалась различными ипостасями: Килрида. материализовавшаяся в порту Фамагусты, вероятно, из морской пены, пизанская блудница, святая монахиня, невеста короля... Это был новый образ, требующий ссктгветовующего рехиссеросого решения. Мейерхольд нашел это решение не в процессе репетиций, а избрал изначально: протагониста играл хор. Даже ьакст. повинуясь поэтике пьесы, уходил за рамки декларируемого ХШ в. Все критики писали о пяти занавесах в византийском стиле. Именно эти меняющиеся занавесы стали перстом, указующим на модерн. Они самозначимы, декоративны. Функционально они выполняют задачу, которую различными средствами старались решить все режиссеры начала XX в.. — задачу быстрой смены места действия, атмосферы. Но еще важнее другое — система занавесов организовывала, распределяла на сцене толпу, становящуюся если не главным персонажем, то основным материалом спектакля. Пространство сцены было ограничено с двух сторон небольшими колоннадами ~ прием, призванный замкнуть театральное пространство, разомкнутое при этом на зал. Вместе с занавесами колонны воплощали принцип театрализации -местом действия становилась сцена, а не кипрский дворец. Кажется, что протагонист, входящий на просцениум, противопоставлялся массовке-фону. Так было в символистских спектаклях Мейерхольда. Здесь — иное. Толпа в каждой сцене постепенно заполняла пространство, герой вплетался в толпу-орнамент. Апофеозом этого принципа стал финальный танец, в котором смертельный нубийский хоровод сужался вокруг Пиэанеллы. пока не душил, уничтожал ее. Парижский спектакль 1913 г. ярко воплотил модерн прежде всего потому, чк> художники модерна Д'Аннуниио. Л Бакст, М, Фокин, актриса модерна И Рубинштейн были объединены замыслом В. Мейерхольда, изначально решенным й кте тике модерна. Нд*ы синима* искусе** — к прежде всего на основе ее «"проницающего «духа музыки» •— становятся основополагаю щими в актерских системах Ф А Делъсарга и Эмим Жак-Даль-кром, 1 также их последователем (в частило*. Сергея Зраков* с кого) Но наибольшее н Глава о Адольфа Аппив (1862-1928). Швейцарский художник и музыкант в 1880-е гг. под впечатлением спектаклей в Байрейтском театре проникается идеей адекватного выражения вагнеровских идей на сцене. Речь идет о принципиально новой сценографии и режиссуре, являющей синтез искусств в соответствии с музыкальной формой, найденной самим Вагнером. Отсюда музыка выступает как отправная точка итоговой театральной формы. Естественно, в реальных условиях немецкого театра конца XIX в, А. Адпиа не мог реализовать свои замыслы. Он сосредоточивается на создании теории театра и театральных проектов, запечатленных в эскизах и режиссерских разработках. Работа Аппиа у Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950) в Хеллерау, в театре-лаборатории, изначально задуманном как интернациональная театральная акция, стала скорее итогом исканий Аппиа 1890-1900-х гг., причем воплощенных здесь лишь отчасти. В истории театра Аппиа прочно занял место революционного реформатора сценографии. Главное в этой реформе — подчинение сценографии спектаклю, режиссерскому замыслу, и построение декорации, ориентированной на человека, актера. Аппиа создает взамен декорации, имитирующей реальную обстановку, художественный образ — сценическую реальность, состоящую из объемов, пространств и света как главного организующего средства. Но значение Аппиа этим не ограничивается. Он непосредственно развивает театральную концепцию Вагнера и Ницше (в России эту роль сыграл Вячеслав Иванов) и указывает конкретные пути воплощения этой концепции в ситуации утверждения режиссерского театра. Разочаровавшись в возможностях созданного Вагнером Байрейтского театра и во взаимодействии сценографии, музыки и режиссуры, не имея пока возможности практической деятельности, Аппиа пишет эскизы к музыкальным драмам Вагнера и создает теоретические работы. Развивая идею вагнеров-ского гезамткунстверка, Аппиа разрабатывает проекты произведений Вагнера. В начале 1894 г. Аппиа публикует в Париже книгу 'Постановка вагнеровскои драмы», в которой излагает свои постановочные принципы и постановочный план 'Кольца нибелунгэ». Книга состоит из двух глав. Первая («Постановочная Форма») развивает вагнеровскую театральную концепцию Во второй главе («Заметки о постановке.Кольца нибелунга"») автор подробно описывает виртуальную постановку тетралогии. Следом за этой работой написано огромное сочинение 'Музыка и режиссура» (Мюнхен, 1899) Новый этап в творчестве Аппиа связан со встречей с Эмилем Жак-Далькрозом в апреле 1906 г. С этого времени его основная деятельность — архитектор-декоратор спектаклей Жак-Далькроза. Аппиа — один из создателей Института музыки и ритма в Хеллерау, под Дрезденом, где он находится с июня 1910 г. В апреле следующего года начато строительство театрального зала, а уже в 1912 г. выходят спектакли «Фестиваль» и «Орфей и Эвридика» Глюка. Пластический рисунок актерских масс определялся здесь музыкой и организацией сцениче-! ского пространства. В 1914 г. Аппиа вместе с Жак-Далькрозом и Ф. Жемье создает в Женеве спектакль «Праздник Июня». Этот спектакль строился как соединение масштабного исторического полотна и обобщенного экспрессионистического зрелища. Сам Аппиа так оценивал это произведение: «В Женеве, в июле 1914 г., первый акт Июньского Праздника, большого патриотического зрелища в ознаменование вступления Женевы в швейцарскую конфедерацию, сочиненный и поставленный Жак-Далькрозом, дал грандиозный и беспрецедентный пример этого исторического феномена. Он реализовал одновременность обоих принципов. Зритель смотрел одновременно на ожившие исторические сюжеты, сама последовательность которых создавала величественное драматическое действие, и на их чисто человеческое Выражение, освобожденное от исторических рамок, как священный комментарий и преображенная реализация событий. Этот акт был безусловным открытием, героически завоеванным автором и его сотрудниками!»61 В теоретических работах, написанных в это время, происходит переосмысление изначального вагнеровского принципа Произведения-искусства-будущего. Принцип равноправного слияния всех искусств ради их наибольшего развития сменяется установкой на создание самостоятельного искусства. Этот процесс нашел завершение в написанной в 1915-1919 гг. книге «Произведение живого искусства». Здесь очевидна внутренняя полемика с теорией Вагнера, которая является одновременно и отправной точкой. Организующим искусством для Аппиа является музыка, а само произведение направлено на раскрытие возможностей актера. Центральное место человека декларируется и в трактатах Вагнера, но действительный путь реализации этого принципа содержится в работах Аппиа. Глава 24 Макс Рейнхардт. От натурализма к новым формам режиссерского творчества Один из крупнейших режиссеров XX в. - Макс Рейнхардт (Гольдман; 1873-1943) прошел в своем творчестве стремительную эволюцию от эстетики натурализма, через стилизацию и модерн, через экспрессионизм к синтетическим представлениям и массовым зрелищам 30-х гг. Его спектакли всегда отличались яркостью, праздничностью, театральностью. Рейнхардт учился на драматических курсах Венской консерватории, играл в различных театрах Австрии, а в сезоне 1894/95 г. был приглашен О. Брамом в Дойчес Театер. Здесь он сыграл Киттельгауза в «Ткачах» Гауптмана, Крогстада в «Кукольном доме» Ибсена, Акима во «Власти тьмы» Л. Н. Толстого и длинный ряд характерных ролей. В 1900-1901 гг. Рейнхардт один сезон проработал в мюнхенском Сецессион-театер, проникшись там новыми идеями эстетики модерна. В 1901 г. он вместе с другими актерами Дойчес Театер организовал в Берлине театральное кабаре «Шум и дым» (иначе — «Пропади все пропадом»). Здесь ставились пародии на спектакли традицион-ных театров, на символистскую драматургию. Так, в пародии «Карлеас и Элисанда» комизм достигался за счет соединения сюжетов «Дон Карлоса» Шиллера и «Пелеаса и Мелисанды» Метерлинка. В 1902 г. Рейнхардт организовал Малый театр, предназначенный для постановки новой драматургии А. Бека, А. Стриндберга, О. Уайльда, М. Метерлинка, Г. Гофмансталя, Ф- Ведекинда. В 1903 г. осуществлена постановка «На дне* М. Горького (под названием «Ночлежка»), в которой Рейнхардтсыграл роль Луки. Его Лука (в отличие от мхатовской трактовки) стал человеком глубоких моральных принципов, провозвестником новой веры. В постановке «Ночлежки» Рейн-хардт не порывал еще с эстетикой натурализма, но, в отличие от режиссуры О. Брама, натуралистические приемы здесь подчеркивались, усугублялись. Таким образом, возникало не жиз-неподобие на сцене, а театрализованная стилизация позитивистской модели мира. В1903 г. Рейнхардт создает еще один театр — Новый -для постановки классической драматургии. Здесь были поставлены «Минна фон Барнхельм» Лессинга, «Коварство и любовь» Шиллера, «Виндзорские проказницы» Шекспира. Здесь же в начале 1905 г. состоялась премьера «Сна в летнюю ночь», принесшая режиссеру мировую славу и выразившая наиболее полно его художественную позицию (при том что Рейнхардт никогда не стремился формулировать свои режиссерские принципы). Постановщик сумел передать сложную структуру пьесы: фантастический мир эльфов, комедийную любовную интригу при дворе герцога Афинского, фарсовую стихию игры, связанную с ремесленниками, готовящими представление для бракосочетания герцога. Единая стихия леса, пронизанного атмосферой романтической страсти, достигалась за счет художественного использования разнообразных технических приемов и выразительной актерской игры. На сцене находился восемнадцатиметровый накладной круг, на котором была сооружена конструкция, включающая различные места действия. Поворотный круг впервые использован в театре еще в начале XVII в. В 1896 г. поворотный круг был сконструирован театральным архитектором К. Лаутеншлегером для постановки «Дон Жуана» Моцарта в Мюнхене. Однако до Рейнхардта этот технический прием использовался исключительно для быстрой смены декораций. В «Сне в летнюю ночь» он стал одним из главных художественных приемов. Стихия игры, перемены на глазах зрителей передавала шекспировскую поэтику и создавала атмосферу фантастического леса. Многоцветная световая аппаратура дополняла картину, возникал эффект движущихся облаков, лунного сияния сквозь листву и т. д. Маленькие электрические лампочки мерцали в глубине как светлячки. Толстый ковер, напоминающий густую траву, был постлан не на ровный планшет пола, а на небольшие возвышения. Возникало подобие бугристого лесного ландшафта. На заднем плане пол был заменен толстым стеклом, через которое шел свет. Возникало впечатление озера, окутанного туманом. Таким образом, возникала узнаваемая атмосфере леса, но натуралистические приемы подчеркивались, обыгры- вались, становились основой игровой стихии. Волшебство летней ночи дополнялось музыкой Ф. Мендельсона, написанной для «Сна в летнюю ночь» в 1843 г. Сам Рейнхардт всегда рассматривал создаваемую в его спектаклях театральную атмосферу лишь как внешнее решение, позволяющее актерам своей игрой раскрыть общий замысел. В «Сне в летнюю ночь» основную смысловую нагрузку нес образ Пэка в исполнении Гертруды Эйзольд (1870-1955). Пэк был одет в меховой костюм и выглядел мохнатым лешим с рожками на голове и хвостиком. Г. Эйзольд играла задорного чертенка, духа леса, из-за которого происходит вся сюжетная путаница и который воплощает фантастическую логику сна пьесы и спектакля. Г. Эйзольд создала ряд значительных ролей в Малом театре Рейнхардта: Саломея, Лулу в «Духе земли» Ф. Веде-кинда, Электра в пьесе Г. фон Гофмансталя. Это были неврастенические и эротические героини, насыщенные страстью, но вместе с тем нежные и беззащитные. Актриса обладала живостью, подвижностью, трогательной угловатостью в пластике, трепетной ломкостью в голосе. В роли Пэка она создала образ непосредственный и необузданный, жизнерадостный и динамичный. В финале спектакля — с окончанием ночного сна и наступлением рассвета — Пэк — Эйзольд превращался в поэтическое существо, воплощающее красоту и гармонию. Оберона играла выдающаяся актриса ТиллаДюрье (1880-1956), которая в дальнейшем создала образ «роковой женщины» в ролях Юдифи («Юдифь» Геббеля), леди Милфорд («Коварство и любовь» ф. Шиллера), Алисы («Пляска смерти» А. Стриндберга). Роль Оберона она наполняла силой и чувственностью. Но Обе-рон в спектакле Рейнхардта получил новое звучание в 1909 г., когда эту роль стал исполнять Александре Моисеи (1880-1935) - крупнейший немецкий актер начала XX в. Он начал свою театральную деятельность в венском Бургтеатре, потом в Праге. С1904 г. Моисеи в Берлине, играет в спектаклях Рейнхардта «Ночлежка», «Зеленый попугай» А. Шницлера, «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда. Актер обладал повышенной эмоциональностью и пластичностью, особой выразительностью огромных глаз. Его герои ранимы, им свойственна душевная обнаженность. Но это сочетается с внутренним порывом, духов-НОи силой, что создает трагически обреченные образы. Такими гали Роли Гамлета, Ромео, Ричарда II, Фауста, маркиза Позы, ^ранца Моора, Никиты во «Власти тьмы», Феди Протасова в «Живом трупе», Освальда в «Привидениях». В начале 1920-х гг., гда Рейнхардт прерывает свою работу в Берлине. Моисеи г "ЬШе работает в Дойчес Театер, много гастролирует (в 1923 25 гг. в России). А с 1926 г. он становится полностью акте- ром-гастролером, сохраняя репертуар прежних лет. После 1933 г. Моисеи вынужден был уехать из Германии и вновь обосноваться в Бургтеатре. В роли Оберона Моисеи предстал величественным царем леса, закутанным в плащ из листьев. Обуреваемый неистовыми человеческими страстями, Оберон — Моисеи пронизывал чувственным началом всю стихию леса и тем самым полнокровно воплощал замысел режиссера. В 1905 г. О. Брам оставляет Дойчес Театер и начинает сезон в Лессинг-театер. Руководитель Дойчес Театер Л'Арронж предложил Рейнхардту занять освободившееся место. Первой постановкой Рейнхардта в национальном театре стала пьеса Клейста «Кетхен из Гейльбронна», но наибольшее внимание привлекал перенесенный из Нового театра «Сон в летнюю ночь». Здесь также использовался поворотный круг, но не накладной, а врезной. Активные действия персонажей, динамичные мизансцены, «круговая режиссура» навсегда стали определяющими принципами искусства Рейнхардта и явились предвестием эстетики конструктивизма. В сезоне 1913/14 г. Рейнхардт осуществил «шекспировский цикл» — девять постановок и возобновлений пьес Шекспира: «Гамлет», «Венецианский купец», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Генрих IV». В каждом из этих спектаклей играл А. Моисеи (соответственно: Гамлета, Лоренцо, Шута, Ромео, принца Гарри). Кроме того — «Много шума из ничего» и «Отел-ло» с Альбертом Бассерманом, «Двенадцатая ночь». «Сон в летнюю ночь» вышел в новой редакции. Рейнхардт вводит пневматические декорации, изобретенные инженером Дойчес Театер Францем Двореким. Ветви и листья деревьев, кроны которых уходили ввысь за пределы сцены, были изготовлены из прорезиненной материи и наполнялись воздухом. Изменение давления воздуха позволяло колыхаться деревьям и трепетать листьям. Возникал эффект зыбкости окружающей среды, усиливался динамизм постановки. Игровой элемент дополнялся сочетанием реализма и театральности. Возглавив в 1905 г. Дойчес Театер, Рейнхардт оставляет Малый и Новый театры. Однако в 1906 г. премьерой «Привидений» Ибсена с Моисеи в роли Освальда и Агнес Зормой в роли фру Альвинг режиссер открыл еще один — Камерный театр (Каммершпиле). Это небольшое помещение с залом на четыреста мест было предназначено в основном для постановки современных пьес («Пробуждение весны» Ф. Ведекинда, «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, «Праздник примирения» Г. Гауптмана и др)-ВV9V0 г. Рейнхардт осуществил постановку, открывшую новые театральные горизонты. На арене цирка Шумана был поставлен «Царь Эдип». Пьеса Г. фон Гофмансталя была написана на основе трагедии Софокла. Гуго фон Гофмансталь (1874-1929), австрийский драматург, входивший в художественные объединения, исповедующие эстетику модерна (австро-немецкий «сецессион»), но близкий также символизму и неоромантизму. В своих пьесах он создает особую поэтическую реальность, противопоставляя ее обыденности, упрощает внешний сюжет, сосредоточивая внимание на эстетизированных деталях (все это свойственно символизму). Вместе с тем в его пьесах «Свадьба Зобеиды», «Ариадна на Наксосе», «Смерть Тициана», «Женщина в окне» -стилизация той или иной исторической эпохи. В1911 г. он создал пьесу «Каждый человек», также поставленную Рейнхардтом. В этой пьесе он перерабатывает английское моралите, и в основе сюжета — обыгрывание законов средневекового жанра: аллегории Смерти, человеческих чувств и качеств; смена жизненных радостей смирением и морализаторством. Театральность, современное осмысление древних сюжетов в пьесах Гофмансталя были эстетически близки активной театрализации Рейнхардта. Особенно это касается пьес на античные сюжеты «Электра», «Эдип и Сфинкс», «Царь Эдип». В «Царе Эдипе» значительно усилена роль толпы. Пьеса начинается с того, что народ в отчаянии молит Эдипа о помощи. Отдельные неперсонифицированные голоса описывают страшные бедствия, охватившие народ. На протяжении пьесы хор старцев постоянно участвует в действии. Эдип у Гофмансталя находится в трагическом противоречии почти с самого начала. Понимание того, что он убийца Лая, приходит к нему гораздо раньше, чем у Софокла. Описание самоубийства Иока-сгы и самонаказание Эдипа соединены в одну сцену и воспроизводятся служанками в эмоциональном диалоге. Обретение истины и самонаказание не приносят очищения Эдипу. В финальном монологе он произносит: «Я знаю, есть что-то страшное еще в моей судьбе, ради чего смерть меня сегодня пощадила». Приближение героев к неведомым силам, предчувствия и при этом беспомощность и хаос наделяют пьесу символистским мироощущением и делают современной. В зале, вмещающем четыре тысячи зрителей, Рейнхардт акцентировал противостояние личности (Эдипа играл сначала Пауль Вегенер, а потом - Моисеи) и толпы. Масса статистов, заполняющих пространство арены цирка, присутствовала на протяжении всего спектакля и сливалась в едином эмоциональном порыве, воплощенном в синхронной пластике. Хрупкость и внешняя слабость Эдипа, противостоящего эмоциональному порыву толпы, подчеркивала духовную силу личности и усиливала трагический конфликт. В спектакле отчетливо проявились тенденции экспрессионизма в творчестве режиссера. Новое предвоенное мироощущение, отразившее хаос сознания, желание личности раствориться в толпе, обреченность цивилизации — все это нашло воплощение в ряде спектаклей Рейнхардта после «Царя Эдипа». Он ставит пьесу молодого экспрессиониста Р. Зорге «Нищий». Наиболее близкой экспрессионизму стала постановка «Орестеи» Эсхила в 1919 г также на арене цирка Шумана. Здесь мотив противостояния толпы и личности (Орест в исполнении Моисеи) сочетался с аллюзиями недавней войны. Безликая масса сама статей- 1 лось носителем рока. Толпа не молила о спасении, как в «Царе Эдипе», а угрожала герою, несла возмездие. Толпа подчинялась инстинктивным импульсам, воплощала хаос. Общие тенденции послевоенного искусства Германии были направлены в сторону помпезных масштабных постановок. Рейнхардт скоро почувствовал свою чужеродность и новым буржуазным требованиям, и утверждающемуся экспрессионизму, который он освоил ранее. В 1920 г. он оставляет Дойче Театер и уезжает в Вену. В Вене он в 1923-1937 гг. возглавлял Иозефштадт-театер. В 1920-м организовал Зальцбургский фестиваль, который открылся спектаклем «Каждый человек» — моралите в версии Г. фон Гофмансталя, — поставленным на площади перед собором. Рейнхардт вернулся в Берлин только в октябре 1924 г. и поставил в Дойчес театер «Святую Иоанну» Б. Шоу. Он создал новый театр - Комедия, открывшийся «Слугой двух господ» К. Гольдони, а в конце 1925 г. показавший премьеру «Шести персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло. В 1932 г. здесь состоялась премьера «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана. Рейнхардт стремился обновить театральный репертуар, вывести на сцену новое поколение режиссеров. В 1928 г. он организовал в Вене театральную школу, где воспитывал не только актеров, но и режиссеров. Рейнхардт ставил спектакли в Америке, Италии. В 1926 г. в Сан-Франциско он показал пластический спектакль «Миракль», поставленный по пьесе М. Ме-терлинка «Сестра Беатриса». После 1933 г. он уезжает из Германии, а в 1937 г. вынужден покинуть и Австрию. Режиссер скончался в 1943 г. в США, невостребованный в последние годы своей жизни. Раздел ДЛИ Театр XX века Введение Напряженная борьба двух театральных формаций — актерской и режиссерской, развернувшаяся на рубеже XIX-XX вв., привела в начале 1910-х гг. к полной победе театра режиссерского. Различные типы театра — экспериментальный, коммерческий, адаптирующий новации для широкой публики и даже академический — стали использовать и развивать принципы режиссуры. В этом общая закономерность театра XX в. Различные режиссеры, выдвигая свои концепции и формулируя системы, стремились усилить значение театра в жизни человечества. Вновь остро встают вопросы катартического преображения зрителя или создания универсального художественного языка. Специфика театра XX в. заключается еще и в том, что все искусство оказывается во взаимодействии-противодействии с массовой культурой. Развитие театра происходит в направлениях, не связанные даже общими законами. Театр традиционный утрачивает силу воздействия на зрителей. Театр авангардный, взрывающий традиции, либо быстро исчерпывает свои способы воздействия, либо переходит в традицию. Театр массовой культуры имитирует законы театра, но не затрагивает человеческой души. Таким образом, продолжают сохраняться традиционные жизнеподобные формы искусства, превратившиеся в набор формальных штампов, и новое искусство — модернистское, -преодолевающее «человеческое, слишком человеческое», показывающее художественную структуру в чистом виде. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство — это чисто художественное искусство»'. Примером нового искусства Ортега-и-Гассет называет пьесу Л. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Ту же мысль об «исчезновении» человека в театре ХХ в. высказывает с иных — христианских позиций Федор Степун в статье «Искусство и современность» (1958). «Начиная с Эдипа Софокла до Бориса Годунова Пушкина, темою трагедии была борьба человека с богом и вина человека перед Ним. Всеми великими трагиками смерть героя ощущалась как мистерия греха и искупления. Эта религиозная антропология глубоко чужда и даже враждебна современности. Наше время мыслит человека прежде всего в психологических и социологических категориях, изображает его как безответственный мяч, которым издевательски перебрасываются наследственность, среда и случайные обстоятельства. <...> Артистически не менее талантливый, чем современная живопись, авангардистский театр Держится... отнюдь не глубокими идеями, не большими чувствами и значительными характерами, а заостренной социальной или эротической идеологией, запутанными или интригующими ситуациями и острыми парадоксальными диалогами. Сущность имевших наибольший успех пьес можно, пожалуй, лучше всего выразить словами старого чеховского Фирса: „А человека-то и забыли"»2. То, что Ортеге-и-Гассету, приветствующему преодоление «слишком человеческого», новое искусство видится «чисто художественным», а Степуну, ужасающемуся гибели человека и трагедии, — «заостренно социальным», доказывает лишь то, что различные тенденции и направления XX в. использовали разный язык, разные аспекты, разные проблемы. Рубеж XIX-XX вв. прошел в борьбе двух основных художественных тенденций — натуралистической и символистской. В 1910-е гг., накануне Первой мировой войны, появляется множество новаторских художественных направлений. Наиболее яркие из них — футуризм, экспрессионизм, дада — предпринимают активные попытки создать свои театры. Итальянские и русские футуристы, осваивающие пространство театра в 1910-1920-е гг., впервые ориентировались на абстрактное искусство, не вызывающее никаких ассоциации с жиэнелодобными ситуациями. Впервые театр стал мыслиться помимо актера, первостепенная роль принадлежала художнику. Анализ спектаклей и замыслов итальянских художников -футуристов, а также петербургского Первого в мире футуристов театра показывает, что в игровой многоуровневой структуре футуристического спектакля актером становится зритель. Спектакль провоцирует его, и он не просто сопереживает действию, з играет установленную роль.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |