КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и структура оплаты труда
Ценообразование в образовательном учреждении Цена – сумма денег, которую уплачивает покупатель за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или услуги. Ценообразование –процесс установления величины цены. Существуют две цены на продукцию предприятия. Первая, называется ценой спроса, - это та максимальная цена, которую согласились бы заплатить покупатели за тот объём продукции, который предложит предприятие –производитель. Вторая – цена предложения – это та минимальная цена, за которую согласился бы продать свою продукцию производитель. В рыночной экономике цена выражает главный и непосредственный интерес наёмных работников, работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов этого трёхстороннего партнёрства – одно из главных условий развития производства и составляет предмет государственного управления ценообразованием. Проведенные исследования рынка образования России показывают, что в области ценообразования образовательных услуг "царят разгул анархии и стихии либерального рынка". Так, годичная стоимость очного обучения по программе высшего образования в престижном столичном университете может составлять от 60 до 150 тыс. руб., а в региональном классическом университете в радиусе 1000 км от Москвы - от 12 до 30 тыс. руб.. В это же время филиалы негосударственных столичных университетов на периферии готовы обучать студента за 8-12 тыс. руб. в год! Такой же значительный разброс цен имеется на рынке краткосрочных программ, где за недельный семинар большая часть институтов взимает 1-2 тыс. руб., но некоторые элитные школы бизнеса предлагают обучение за 30 тыс. руб., объясняя это уникальностью программы и технологий обучения! Сейчас в области цен на образовательные услуги отсутствует экономическая обоснованность. Здесь можно наблюдать все: демпинговые цены, обман потребителей услуг, завышенные затраты, сверхприбыльность отдельных программ, убытки слабых учебных заведений, значительную дифференциацию качества обучения при одинаковой стоимости, "снятие сливок" и перекачку денег из филиалов в столичные вузы, финансовые пирамиды, дилетантство директоров образовательных учреждений в отношении себестоимости обучения и т.п. Поэтому в данном разделе мы ставим задачу экономически обосновать следующие вопросы ценообразования: 1. Процедуры формирования рыночной цены в сфере образования. 2. Ценовые стратегии образовательного учреждения в зависимости от конъюнктуры рынка. 3. Методика расчета базовой цены образовательной услуги. 4. Зависимость экономического результата (выручки, прибыли) от цены и себе В сфере образования цена (Ц) является денежным выражением стоимости образовательной услуги, отражающей величину общественно необходимых затрат на ее создание. Цена образовательной услуги (Ц) должна не только покрыть издержки (С - себестоимость), но и обеспечить получение прибыли (П): Ц = С + П. Между ценой и себестоимостью возможны три соотношения в рыночной экономике: Ц = С - образовательное учреждение только возместит свои затраты и не получит прибыль; Ц < С - прибыли нет и образовательное учреждение понесет убытки; Ц > С - образовательное учреждение получает прибыль. В табл. 18.1 приведен порядок расчета цены образовательной услуги. 1. Выбор цели ценообразования. Существуют три основные стратегии ценовой политики: 1. обеспечение выживаемости; 2. максимизация прибыли; 3. удержание рынка. Для образовательного учреждения в соответствии с его миссией приемлемы первая и третья цели ценовой политики. Обеспечение выживаемости - главная стратегия образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Для достижения поставленной цели используются заниженные цены - цены проникновения, они предназначены для захвата определенной доли рынка и способствуют увеличению объема проданных образовательных услуг и как следствие - увеличению совокупной прибыли, получаемой образовательным учреждением. Ценовая стратегия, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении образовательным учреждением существующего положения на рынке образовательных услуг. С этой целью принимаются все возможные меры для предотвращения спада реализации образовательных услуг. Таблица 18.1 Порядок расчета цены образовательной услуги
2. Определение спроса на образовательные услуги. Следующим этапом установления цены является определение спроса. Нельзя обоснованно рассчитать цену, не изучив спрос на образовательные услуги. Как правило, в условиях жесткой конкуренции на образовательные услуги чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях потребитель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения услуг с высокой ценой, если ему будет предложен выбор альтернативных услуг такого же качества, но по более низкой цене. Часто российский потребитель не особенно задумывается о качестве услуг. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о реализации престижных образовательных услуг. Потребители престижных образовательных услуг считают, что высокая цена обусловлена улучшением качества услуг. Основным инструментом исследования и установления цены на образовательные услуги является анализ зависимостей (кривых) спроса и предложения. Кривая спроса определяется зависимостью спроса на услугу от цены реализации. Соответственно кривая предложения показывает зависимость цены на услугу от предложения ее на рынке. В точке пересечения этих кривых наступает равновесие, т.е. спрос равен предложению, и цена, соответствующая этому, является равновесной, т.е. удовлетворяет и учебное заведение, и гражданина. Равновесная цена вполне успешно служит для регулирования образовательного процесса. Таблица 18.3 Затраты на обучение в вузе, которые может позволить семья
Нижняя граница стоимости платного обучения значительно выше. На затраты, совпадающие с низкими ценами образования (до 5000 руб. в год) большинство семей (37%) фактически готовы. При этом стоимость обучения от 5 тыс. до 15 тыс. руб. в год по карману очень ограниченному количеству семей (17%), оплачивать рыночные стоимости очного обучения, сложившиеся во многих вузах (от15 до 20 тыс. руб.) готовы лишь 1,8% опрошенных семей. Впрочем, остается определенный резерв из числа тех, кто не знает о доходах своей семьи или затрудняется с определением возможной суммы оплаты (43,3%). 3. Расчет издержек (себестоимости) обучения Спрос на образовательные услуги ограничивает верхний уровень цены, которую может установить образовательное учреждение. Себестоимость (издержки производства) услуг определяет минимальную ее величину. При снижении цены на образовательные услуги ниже их себестоимости, производители образовательных услуг несут убытки. Подобную политику могут позволить себе крупные образовательные учреждения только в короткий период проникновения на рынок образовательных услуг. Напомним, что расчет себестоимости (С) осуществляется по формуле: С=М+А=З+О+Н где М - стоимость материалов, сырья и полуфабрикатов; А - амортизационные отчисления; 3 - заработная плата (основная и дополнительная); О - обязательные начисления на заработную плату; Н - накладные расходы. Эти данные имеются в бухгалтерском балансе и могут использоваться, с поправкой на плановый коэффициент инфляции, для расчета издержек (себестоимости). 4. Анализ услуг и цен конкурентов Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их услуги. Опираясь на данные об издержках, ценах и возможных ценовых реакциях конкурентов, образовательное учреждение устанавливает значение цены в диапазоне возможных цен, определяемом рыночным спросом и издержками. Для того чтобы оценить конкурентные преимущества, необходимо сопоставить свои затраты с издержками конкурентов. Если образовательная услуга аналогична услугам других образовательных учреждений, то необходимо держать цену, близкую к цене конкурентов, иначе количество абитуриентов снизится. Установить более высокую цену учебное заведение может, когда предоставляемая им образовательная услуга значительно превосходит конкурентов по качеству. Например, качество экономического образования, предоставляемого профессорско-преподавательским составом Вашего вуза превосходит качество аналогичных образовательных услуг, оказываемых другими вузами, и это подтверждается независимыми рейтингами (журнал "Карьера" и др.). Необходимо учитывать, что конкуренты могут изменять цены на образовательные услуги в процессе приема абитуриентов. 5. Выбор метода ценообразования Методы установления цены образовательных услуг должны обеспечить их реализацию и достижение определенных целевых установок образовательного учреждения. Приведем классификацию методов установления цены на услуги (табл. 18.4). 6. Расчет базовой цены Пройдя все описанные этапы установления цены, проанализировав спрос на услуги, рассчитав их себестоимость, зная цены конкурентов, можно приступить к определению цены на образовательные услуги. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки организации по оказанию услуг, а также обеспечить получение определенной прибыли. Таблица 18.4 Классификация методов определения цены на услуги
Ключевым фактором установления цены на основе изучения мнения покупателей является восприятие потребителем ценности услуги, а не издержек. Является ли цена правильной, решает потребитель. Установление цены начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует при поиске образовательной услуги. Руководствуясь такими ценами, потребитель путем сравнения потребительских свойств и цен однотипных образовательных услуг, предлагаемых на рынке образовательных услуг, делает свой выбор. Производители и посредники, предлагающие образовательные услуги, могут активно воздействовать на формирование справочных цен. В основе применения данного метода лежит опыт, интуиция, хорошее знание психологии потребителей, результаты тестирования рынка. Существуют приемы психологического ценообразования: - демонстрация относительно низких цен на некоторые образовательные услуги в соседстве с высокими ценами на другие образовательные услуги; - привязка базовой цены к определенному числу минимальных размеров оплаты труда государственных служащих (МРОТ); - привязка базовой цены к курсу доллара (у.е.). В периферийных образовательных учреждениях отказались от этого приема после финансового кризиса 1998 г.; - обещание неизменности цен в течение всего срока обучения; - всевозможные скидки (оплата за год со скидкой 10%, скидки на повторное - применение неокругленных цен (например, 10999 руб.). Раньше государство в лице органов управления имело исключительную монополию на продажу и покупку образовательных услуг (ОУ), что исключало возможность образовательного учреждения самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. Теперь же цены на ОУ формируются под воздействием активности конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса, с учетом соотношения величин прогнозируемого спроса на услуги и дополнительных затрат граждан на ОУ. 7. Учет дополнительных соображений После расчета базовой цены образовательной услуги имеется следующий набор цен: расчетная базовая цена, цена спроса, цена предложения, цены конкурентов, цена предыдущего года. Дополнительно следует учесть: > прогнозируемый уровень инфляции в стране и регионе; > прогнозируемый рост реальных доходов населения в регионе; > процент теневой экономики от объема валового регионального продукта (20-50%); > планируемый экономический рост в регионе по отраслям материального производства; > уровень занятости населения и уровень безработицы (от 5 до 15%); > прогнозируемый рост обучаемых по уровням (видам) профессионального образования; > уровень смертности и рождаемости населения и их соотношение (+, -); > результаты социологических опросов населения и заключения экспертов. Ученого (Педагогического, Методического или Попечительского) Совета под руководством ректора (директора) образовательного учреждения. 8. Установление окончательной цены (прайс-лист) Если известны три основных фактора ценообразования: потребительский спрос, издержки, цены конкурентов - образовательное учреждение готово к выбору цены. Цена будет располагаться где-то в промежутке между слишком низким уровнем, не позволяющим получать прибыль, и слишком высоким, ограничивающим спрос. На рис. 18.3 обобщенно представлены четыре фактора, оказывающие влияние на уровень цены услуги. Минимально возможная цена определяется себестоимостью. Цены конкурентов на аналогичные услуги задают примерное значение, на которое следует ориентироваться при установке цены. Мнение граждан об особенностях предлагаемой образовательной услуги, влияющее на спрос, задает потолок цены. Факторы, влияющие на установление окончательной цены
18.4. Пример расчёта базовой цены агрегатным методом Таблица 18.6 Структура затрат (расходов) института
Таблица 18.9 Расчёт себестоимости обучения 1 студента очного обучения
Резюме 1. Цена - сумма денег, которую уплачивает покупатель за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или услуги. Цена является денежным выражением стоимости образовательной услуги, а стоимость отражает величину 2. Ценообразование - процесс установления величины цены. При данном 3. Порядок расчета цены образовательной услуги включает следующие эта 4. Себестоимость обучения - текущие издержки производства и реализации образовательных услуг, исчисленные в денежном выражении. Себестоимость обучения определяет минимальную величину цены на образовательную услугу и включает стоимость материалов, сырья и полуфабрикатов, амортизационные отчисления; заработную лату (основную и дополнительную), обязательные начисления на заработную плату, накладные расходы, непосредственно связанные, обусловленные производством и реализацией данного вида и объема образовательных услуг. 5. Ценовая стратегия - выбор организацией возможной динамики изменения цены продукции в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели рганизации. Контрольные вопросы 1. Какие методы ценообразования Вам известны? 2. Какие соотношения между ценой и стоимостью возможны в рыночной экономике? 3. Какие факторы влияют на уровень эластичности спроса? 4. Охарактеризуйте основные этапы установления цен на образовательные услуги. 5. Какие типовые стратегии ценообразования приемлемы для образовательных учреждений? 6. Назовите методы определения цены на образовательные услуги. 7. В каких случаях следует пересматривать цену на образовательную услугу? 8. Какие варианты ответных мер на снижение цен на рынке образования Вам известны?
Глава 4. Организация и оплата труда педагогических работников Проявлять скупость при оплате труда – значит проявлять мелочность. Конфуций Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи. Заработная плата и начисления на нее являются важными элементами себестоимости и цены товаров (услуг). В рыночной экономике заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, а также работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдение интересов указанного трехстороннего партнерства является одним из основных условий развития производства. Структура оплаты труда позволяет определить, какие составляющие элементы входят в оплату труда работника, в каких статьях себестоимости и прибыли они отражаются, каков удельный вес конкретного элемента в общей величине заработной платы. Структура оплаты труда в процентном отношении весьма специфична для различных регионов России, отраслей народного хозяйства и конкретных типов предприятий и организаций. В общем виде структура оплаты труда работника предприятия, организации или учреждения представлена на рис. 19.1.
Рис. 19.1. Структура оплаты труда Различают основную и дополнительную оплату труда. Основная - оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих. Дополнительная - выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении. Вознаграждение за конечный результат выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенных результатов деятельности предприятия (организации), а также отдельных структурных подразделений. На практике вознаграждения выплачиваются за: увеличение объема продукции, работ и услуг, рост производительности труда (выработки); повышение качества продукции, работ и услуг, экономию ресурсов (материальных, технических, финансовых, энергетических) и другие виды достигнутых результатов. Премия за основные результаты так же, как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов предприятия или структурного подразделения. Материальная помощь выплачивается работнику с целью обеспечения социальных гарантий и, как правило, является компенсационной выплатой в чрезвычайных или экстремальных ситуациях. Материальная помощь выплачивается из фонда материального поощрения за счет прибыли и имеет целью обеспечение социальных гарантий и благ для работников за счет предприятия в случаях: - смерти сотрудника или его близких родственников; - при несчастных случаях (авария, травма), в случаях пожара, гибели имущества и т.д.; - для приобретения лекарств либо платного лечения сотрудника или членов его семьи. Коллективным договором или локальными нормативными актами учреждения может быть предусмотрена выплата материальной помощи к отпуску всем работникам учреждения (такая форма используется, например, при оплате труда государственных и муниципальных служащих). Материальная помощь выплачивается по личному заявлению сотрудника, по распоряжению руководителя образовательного учреждения и является эпизодической формой оплаты труда. В основе оплаты труда лежат принципы, которые зависят от преобладающей формы собственности в общественном производстве, политики государства в обеспечении минимальной заработной платы, уровня развития национальной экономики, национального богатства страны и др. Основные принципы оплаты труда для отдельной организации: - определение размера средней оплаты труда работников выше минимальной оплаты труда, установленной государством; - максимальная самостоятельность учреждения в вопросах организации и оплаты труда; - опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы; - оплата по конечным результатам производства и в соответствии с количеством затраченного труда; - поощрение высокого качества продукции, работ и услуг; - материальная заинтересованность работников в росте производительности труда; - обеспечение рациональных соотношений в оплате сложного и простого, умственного и физического труда; - обеспечение соотношений в оплате труда отдельных профессий, категорий и групп; - индексация заработной платы в соответствии с темпами роста инфляции; - обеспечение оптимального удельного веса заработной платы в себестоимости продукции; - анализ средней заработной платы по аналогичным организациям и планирование ее повышения; - анализ средней заработной платы одного работника в регионе (районе) и планирование ее повышения; - выбор рациональной системы оплаты труда (сдельной, повременной) для отдельных категорий работников; - обеспечение социальной защищенности работников организации с помощью государственных и внутрифирменных гарантий труда; - анализ динамики роста заработной платы и отдельных ее компонентов (оклады, тарифные ставки, вознаграждения, премии).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |