КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и функции крестьянских писем
Польский крестьянин, как показывают собранные материалы, пишет длинные письма и делает это часто. Факт тем более удивительный, что само написание и прочтение писем является для крестьянина сложным занятием. Оно требует не только мыслительных усилий, но и времени. Написание писем представляет собой социальную обязанность церемониального характера, а традиционная, устоявшаяся форма крестьянского письма носит характер социальной функции. Все крестьянские письма могут рассматриваться как вариации одного основного вида, который является результатом своей функции и в корне своем остается неизменным. Мы называем этот тип «письма-поклон» (bowing letter). Письма-поклоны пишутся к или от временно отсутствующего члена семьи. Их функция заключается в проявлении семейной солидарности, сохраняющейся даже на расстоянии. Такое выражение этой функции необходимо только в случае отъезда из родных мест; если семьи живут в одной общине, то тем самым солидарность подразумевается. Группа в целом проявляет свое единство по особым поводам, но отдельные члены группы не обязаны выражать свои семейные чувства, кроме нестандартных ситуаций, например, в случае свадьбы. Индивид уехавший из своей общины находится как раз в такой нестандартной ситуации и письма-поклоны являются ее результатом. В них нет личностных, непосредственно семейных отношений. В соответствии со своей функцией письма-поклоны имеют строго определенную структуру. Они начинаются с религиозного приветствия «Слава Иисусу Христу» на которое читающий предположительно отвечает «и во веки веков, аминь». Такое приветствие имеет как магическое, так и моральное значение. На магическом уровне оно отгоняет злых духов, а на моральном показывает, что написавший письмо и его читатель принадлежат к одной религиозной общине. Религиозные высказывания могут встречаться в любой части письма, но приведенное приветствие является наиболее важным и неотъемлемым. После приветствия следует информация о том, что пишущий (с Божьей помощью) здоров и дела его в порядке, и того же самого он желает адресату и всей остальной семье. Мы знаем, что здоровье (борьба со смертью) и жизнедеятельность являются причиной природной и человеческой солидарности (только духовная солидарность нацелена на власть). В конце письма передаются приветы, поклоны всем членам семьи или от всех членов семьи, если письмо написано отсутствующему родственнику. Перечисление имен должно быть полным или хотя бы включать тех, кто живет в одной местности, так как теперь все больше семей дробиться. Эти элементы присущи каждому письму, даже в случае когда функция письма усложнена; другими словами, каждое письмо, в независимости от своей функции, представляет собой письмо-поклон, то есть проявление солидарности. Некоторые составляющие могут изменяться; слова «поклон всему семейству» могут, например, заменяться длинным перечислением имен, но во всех семейных письмах принцип не меняется. Письма-поклоны представлят собой единственный тип письем, имеющих явную функцию. Функции всех остальных писем являются косвенными; письмо заменяет собой личное, непосредственное общение. Эти скрытые функции писем проявляются тогда, когда отсутствие члена семьи затягивается. На основе этих различных функций мы можем выделить пять видов семейных писем, каждый из которых в основе своей является письмом-поклоном. 1. Церемониальные письма. Отсылаются по поводу семейных событий, требующих личного присутствия всех членов семьи (свадьбы, крестины, похороны, именины, Рождество, Новый год, Пасха). Эти письма заменяют церемониальные речи. Отсутсвующий член семьи посылает речь в письменном виде, так как не может произнести ее сам. Функция такого письма такая же как и функция торжественных встречи и речи, а именно проявление семейных чувств по поводу конкретного события, затрагивающего всю семейную группу. 2. Информационные письма. Письма-поклоны не содержат детального описания жизни отсутсвующего члена семьи, откладывая этот рассказ до личной встречи. Но если личная встреча в ближайшее времени не предвидется, то письмо должно отражать эту функцию косвенно. Таким образом, общность семейных интересов сохраняется, вне зависимости от продолжительности расставания. 3. Сентиментальные письма. В результате разделения членов семьи их первичная, полуинстинктивная солидарность может ослабнуть. Задача сентиментальных писем заключается в возрождении чувств, независимо от формального повода. 4. Литературные письма. Мы наблюдали, что во время как неформальных, так и церемониальных встреч эстетические интересы крестьян обычно выражаются в музыкальной форме, песнях, а также в публичном чтении стихов. Если член семьи не может принять участия в празднике своей группы по причине своего отсутсвия, то он отправляет письмо в стихах, на которое нередко получает стихотворный ответ. Это своего рода развлечение имеет элемент тщеславия, так как письмо читается на публике. Литературные письма играют важную роль в эволюции эстетических потребностей крестьян. Она начинается с примитивного уровня собраний первичной группы и развивается до уровня литературных потребностей, удовлетворяемых в некоторых случаях в печатном виде. 5. Деловые письма. Косвенная функция этих писем понятна из самого названия. Крестьяне стараются решать деловые вопросы лично, но если нет такой возможности, они прибегают к переписке. До сих пор мы говорили о семейных письмах, чьей функцией является поддержание контактов между членами семьи. Письма к незнакомым людям могут иметь весь набор функций, выполняемых семейными письмами, но основная функция поддержания солидарности в них присутствует только когда предполагается эта солидарность. Переписка с незнакомыми людьми может установить связи, не существовавшие до этого; такая функция встречается в семейных письмах только в случае пополнения семьи, например, после свадьбы, когда чужой человек входит в новую семью. Следует также затронуть проблему соотношения мысли и формы ее выражения в крестьянских письмах. Язык крестьян, что можно увидеть даже в переводном тексте, обладает устойчивыми традиционными выражениями, которые используются в определенных ситуациях для определенных целей. В отличие от пословиц, которые представляют собой общую рефлексию о жизни, эти выражения являются социально устоявшимися способами разговора или письма. Крестьяне используют их не только по привычке, но в некоторой степени и для выражения отношений, которые расходятся с традицией, если это отклонение не требует образования нового выражения. Конечно, крестьнину трудно подобрать новые слова и выражения, если он отступает от привыычной формы выражения, особенно при использовании литературного языка. Иногда крестьянин использует высокие слова для выражения низменных чувств, или, более распространенный случай, он описывает глубокие и сильные чувства фразами, которые образованному читателю представляются слабыми и избитыми, но самому пишущему – сильными и адекватными, так как последний ммало знаком с ними. Но если крестьянин не пытается имитировать литературный язык, а находит новые слова для новых отношений в своем филологическом запаснике, такой стиль нередко поражает своей новизной и точностью, не поддающейся переводу. Общество имеет тенденцию стандартизировать до определенной степени социальные взаимоотношнния, и любое изменение привычки влечет за собой серьезные нарушения системы. Например, мы стандартизировали беседу о погоде в отношениях ограниченного социального взаимодействия, и если человек говорит в такой ситуации «прекрасные деревья» вместо «прекрасная погода», то это может привести к слухам о его слабом психическом здоровье. Пример типичного письма-поклона: «В первых строках своего письма, дорогие родители, мы приветствуем Вас словами Бога «Слава Иисусу Христу» и мы надеемся, что Вы ответите «И во веки веков. Аминь». А теперь я расскажу Вам о своем здоровье и успехах, которые благодаря Господу идут хорошо, чего и Вам желаем. Мы желаем Вам это, дорогие родители, от всего сердца. Хотим сообщить Вам что мы получили Ваше пиьмо и оно застало нас в полном здравии, чего и Вам желаем. А теперь мы спрашиваем Вас как там погода в родных краях, потому что у нас такая жара, что солнце тепло на 110 градусов и много людей падают замертво от солнца в лето этого года. Теперь, дорогой отец и дорогая мать, я целую Ваши руки и ноги. Я заканчиваю свой разговор с Вами. Храни Вас Господь. Пусть Господь дарует Вам хорошего здоровья и нашу встречу, дорогие родители. Затем я кланяюсь тебе, дорогая сестра, и тебе, дорогой шурин, и я желаю Вам счастья и здоровья и хороших успехов – все чего Вы сами себе желаете от Господа того же желаю и я Вам со своим мужем. Я кланяюсь тете Дорите и брату Александру, и Жозефу, и тебе, моя бабушка, и я желаю Вам здоровья и хороших успехов; что Вы желаете себе от Бога того же жалаю и я Вам, дорогая бабушка, и тебе, дорогая сестра, а также тебе, дорогой брат. Теперь я кланяюсь шурину Мосченски и сестре Аделе и мы желаем им успехов во всем; чего они сами себе желают от Господа того же желаем и мы им. Нижайший поклон Доборкоцким, деверю и сестре и их детям, и желаем счастья, здоровья, хороших успехов. Что они сами себе хотят от Господа того же желаем и мы. До свидания. Теперь я, Станислав Пьянцковски, передаю поклон моим родителям [родителям жены] и сообщаю Вам, дорогие родители, о моем здоровье и что я, слава Богу, здоров, чего и Вам желаю, дорогие родители, и я спрашиваю Вас, дорогие родители, почему Вы не написали письма, потому что я послал письмо Новицким неделю назад, и они получили его, и я больше не могу ждать получения письма. Поэтому я прошу Вас, дорогие родители, написать мне письмо поскорее».
Лекция 4. Джордж Герберт Мид и методология "понимающего" исследования Темы: · Джордж Герберт Мид (1863—1931). Идейная близость Мида к У.Джемсу и Дж.Дьюи—крупнейшим американским прагматистам. Понятие социального "акта"—исходной посылки воссоздания реальности субъектом. Четыре стадии социального акта: импульс, перцепция, манипуляция, консуммация. Соотношение между индивидом как чисто субъективным Я и индивидом как социальным Я. · Индивидуальные перспективы восприятия социальных объектов и их взаимодействие с субъективным Я. Перспектива и социальный символ. Множественность взаимодействующих «перспектив» Я и их символическое значение. Межиндивидуальные общения как основа социально-психологической концепции Мида. Роль взаимодействия в формировании общества, сознания и личности. · Два уровня взаимодействия: символическое и несимволическое. Значение индивидуального социального действия. Слой значений и роль обобщенного другого. Подсистемы в структуре Я. " I "—автономное социализированное сознание человека, спонтанность, иррациональность. "Me"—совокупность внешних общественных требований и ожиданий, касающихся индивида. Баланс и дисбаланс между этими двумя подсистемами. · Процесс формирования Я: стадии социализации. Игра (play) и игра (game). Литература Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Ионии Л.Г. Понимающая социология. М., 1979. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. Кон И.С., Шалин Д.Н. Дж.Г.Мид и проблема человеческого Я // Вопросы философии. 1969. № 12. Мид Дж.Г. Аз и Я // Американская социологическая мысль. М., 1994. Мид Дж.Г. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1994. Мид Дж.Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М„ 1994. Мид Дж.Г. Психология пунитивного правосудия // Американская социологическая мысль. М., 1994. Очерки по истории теоретической социологии XX века. М., 1994. Рабочие тетради по теории и истории социологии. М., 1992. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. G.H. Mead Mind, Self and Society. Chicago, 1934. G.H. Mead The Philosophy of the Present. Chicago, 1939.
Мид (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) — американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Его идеи, получившие развитие в работах его последователей, легли в основу символического интеракционизма в социологии и социальной психологии. При жизни Мид не публиковал крупных сочинений. Его основные работы — «Философия настоящего» (1932), «Разум, Я и общество» (1934), «Течения мысли в XIX веке» (1936), «Философия акта» (1938) — были подготовлены к печати (на основе его личных набросков, а также стенограмм и записей его лекций) и опубликованы его учениками. Публикуемые фрагменты взяты из книги «Разум, Я и общество» и посвящены важной для Мида теме человеческого Я, его социальной природы и внутренней динамики.
Джордж Герберт МИД РАЗУМ, Я И ОБЩЕСТВО*
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |