Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №19. Правовая культура и правовое сознание

 

Вид занятия: лекция (по характеру изложения лекция-дискуссия)

Время: 2 часа (90 мин)

Место проведения: учебная аудитория

Категории обучающихся: курсанты 1 курса (очная форма обучения), слушатели 1 курса (заочная форма обучения)

 

Воронеж - 2012

Цели занятия:

а) образовательная (рассмотреть понятие, структуру и виды правосознания, охарактеризовать типы правосознания и правовую культуру, правовое воспитание и правовое обучение).

б) развивающая (определить современное состояние правового сознания и правовой культуры российского общества, проанализировать специфику различных типов правосознания);

в) воспитательная (сформировать у обучающихся понимание необходимости наличия высокой правовой культуры у правоприменителей, продемонстрировать важную роль правового воспитания и правого обучения в процессе работы с осужденными)

 

Учебно-материальное обеспечение:

дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме: (учебники, словари, схемы, мультимедийные презентации)

технические средства обучения: (мультимедийный проектор, компьютер)

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический).

 

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть  
1. Понятие, структура и виды правосознания  
2. Типы правосознания  
3. Правовая культура  
4. Правовое воспитание и правовое обучение  
Заключительная часть  

Основные понятия: правовая психология, правовая идеология, правовой нигилизм, правовой идеализм, деформация правового сознания, правовая культура, правовое воспитание, правовое обучение.

Межпредметные связи: Философия, Социология, Психология, Конституционное право России, История государства и права России, История государства и права зарубежных стран, История правовых учений.

Литература:

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

 

Дополнительная литература:

Байниязов Р.С. Абстрактное правосознание и правовой менталитет // Право и политика. 2003. N° 4.

Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы // Правоведение. 2001. N° 5.

Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: социальная обусловленность проблемы, ее содержание и логический анализ // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991.

Гранат Н.Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности ОВД. - М., 1984.

Малахов В. П. Правосознание: природа, содержание, логика. - М., 2001.

Попов В.В. Некоторые формы правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2002. N° 1.

Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. - М., 1987.

Щегорцов В.А. Социология правосознания. - М., 1981.

Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социальные исследования. 2002. N° 1.

Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб., 1909. Т. 1.

Сальников В.П. Правовая культура общества: понятие и структура // Вопросы теории государства и права. - Саратов, 1986.

Сауляк О.П. Правовая культура правоприменителя как фактор укрепления законности // Следователь. 2002. N° 9.

Смоленский В.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2003. N° 1.

Татаринцева Е. В. Правовое воспитание. - М., 1990.

Щенников Л.В. Культура и право. - М., 1992.

 

Вводная часть: рапорт командира, проверка наличия личного состава, проверка готовности обучающихся к занятию; мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности (установка на участие в работе; актуализация проблемы (знаний). Определение порядка работы на занятии и др. 5 мин.
Основная часть: Сообщение новых знаний преподавателем и усвоение их обучаемыми: 1) с использованием объяснительно-иллюстративного метода устанавливаются структурные элементы и виды правового сознания, определяются основные показатели правовой культуры российского общества; 2) при помощи эвристического метода устанавливается роль правовой психологии и правовой идеологии в процессе реализации права участниками правоотношений; 3) с помощью метода проблемного изложения определяются способы формирования правового сознания и повышения правовой культуры российского общества. 70 мин.
3. Подведение итогов проведенного занятия, ответы на вопросы и оценка работы обучающихся. 5 мин.
4. Формирование домашнего задания: постановка вопросов для самопроверки и перечня заданий из учебника. Цели домашних заданий: чтение учебной литературы (основной, дополнительной и справочной), подготовка реферата, доклада, подготовка к деловой игре. 5 мин.
5. Организационное завершение занятия (сбор раздаточного дидактического материала, рапорт командира группы) 5 мин.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производственная санитария и техника безопасности | Вопрос 1. Понятие, структура и виды правосознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.