КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие и понимание речи на слух как вид речевой деятельности
Термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно и противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке, и поэтому нельзя недооценивать роль аудирования в процессе обучения иностранному языку. Овладение аудированием предполагает понимание учащимися иноязычной речи, построенной на программном языковом материале, предъявляемой в нормальном темпе учителем или в звукозаписи. Восприятие и понимание речи на слух – это рецептивный вид речевой деятельности, содержание и цель которого составляет понимание речи на слух в момент ее порождения. Восприятие и понимание речи на слух – это мыслительно-мнемическая деятельность, которая осуществляется на основе анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, конкретизации и абстрагирования. (Восприятие и понимание речи на слухпредставляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность: перцептивную, т.к. осуществляется восприятие, рецепция, перцепция; мыслительную — потому что ее выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую — потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти). Психофизиологическими механизмами восприятия и понимания речи на слух являются: · речевой слух (восприятие) Он обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи. · антиципация · распознавание, узнавание · внутреннее проговаривание · понимание, осмысление · слуховая память. В психологии выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную. Последняя удерживает воспринятое в течение 10 секунд. За это время происходит отбор того, что существенно для человека в данный момент. Кроме того, при обучении восприятию и пониманию речи на слухдолжен формироваться еще один вид памяти – о перативная память — это кратковременная память, которая способна удерживать информацию значительно дольше, чем в течение 10 секунд. Оперативная память работает наиболее эффективно при наличии установки на запоминание. · вероятностное прогнозирование – это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В методике выделяют структурное и смысловое прогнозирование. Структурное прогнозирование предполагает, что слова существуют в нашей памяти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений. Именно эти отношения и определяют характер прогнозирования. Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а соответственно и возможных ситуаций, которые, в свою очередь, предполагают использование определенных структур, клише, речевых формул и т. д. Восприятие и понимание речи на слух составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. При этом процесс восприятия проходит в определенном нормальном темпе, свойственном для конкретного иностранного языка, из разных источников, при естественных помехах речевого и неречевого характера (не расслышал слово, у кого-то что-то упало, со двора послышался шум и т. П.). Восприятие и понимание речи на слухкак любой вид речевой деятельности имеет свою структуру, где выделяются 3 этапа (фазы): – мотивационно-побудительный этап – реализуется в сложном взаимодействии потребностей, мотивов и целей слушающего; он воспринимает сообщение с тем, чтобы на него реагировать (получить информацию, высказать мнение, принять к сведению, расширить кругозор – цели). При наличии положительного отношения и интереса к содержанию сообщения у слушающего создается установка на прием определенного вида информации, возникает успешное предугадывание хода и смысла сообщения (антиципация, вероятностное прогнозирование). – аналитико-синтетический этап, в ходе которого осуществляется узнавание, осознание значений известных языковых средств, развивается языковая догадка, умозаключение как продукт понимания. Здесь полно представлены действия информативного анализа и завершающего синтеза. Этот этап является ведущим, поскольку на нем происходят основные операции по приему и переработке речевой информации. – контролирующий (исполнительский) этап выражается в принятии решения на основе информативного анализа и синтеза, обеспечивающих полноту понимания прослушанного. На данном этапе используются контролирующие упражнения. Овладение восприятием и пониманием речи на слухдает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающее в то же время и развивающее воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, и прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета. Восприятие и понимание речи на слухвносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая учащимся возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа, в данном случае на немецком и английском языках. Восприятие и понимание речи на слух служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом: если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, то есть перекодировать то, что он видит, на то, как это должно звучать. При обучении восприятию и пониманию речи на слух как виду речевой деятельности учащиеся испытывают ряд трудностей, которые связаны со следующими причинами: 1) направленность внимания на общее содержание текста; 2) переключение внимания с основной формы на содержание; 3) аудирование различных источников происходит по-разному; 4) темп, тембр голоса; 5) длительность звучания; 6) знание контекста, предмета речи; 7) наличие незнакомых слов; 8) фонетические, лексические и грамматические трудности; 9) смысловая организация текста. Успешность обучения восприятию и пониманию речи на слух определяется как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие. Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем его подготовки. При отборе текста для восприятия и понимания речи на слух учитываются его языковые особенности, содержательная характеристика и композиционные особенности. При оценке психических особенностей обучаемого прежде всего учитываются его речевой слух, внимание и память, способность к речевой догадке и вероятностному прогнозированию, уровень развития внутренней речи. Важным условием при формировании навыков и умений восприятия и понимания речи на слух является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов. Для создания мотивации к изучению иностранного языка и, в частности, потребности в восприятии и понимании речи на слухкак познании нового о языке и мире, как активном участии в общении, важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиотексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, не говоря уже о том, что она не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку. Безусловно, важен правильный выбор темы аудиотекста с точки зрения интересов школьников той или иной возрастной группы. Для школьников младших классов доступными и интересными являются тексты, основанные на сказочных сюжетах, занимательные истории о животных. Старшеклассников интересуют тексты, связанные с политикой, техникой, детективы. С большим интересом они слушают аудиотексты о любви и дружбе, о жизни народов других стран, о природе. Учащиеся выпускных классов проявляют интерес к текстам, связанным с выбором профессии. Здесь необходимо учитывать требования к отбору аудиотекстов: – тексты должны обладать смысловой завершенностью; – они должны содержать определенную проблему; – иметь ясное, простое изложение; – быть написанными не от первого лица; – располагать избыточными элементами информации; – представлять разные формы речи; – соответствовать возрастным особенностям детей. Тексты из художественной литературы не подходят для обучения восприятию и пониманию речи на слух, т.к. они написаны по законам письменной речи и сложны для слухового восприятия; лексическое наполнение текстов не типично для естественного устного общения. В последнее время в методике говорят о том, что при обучении иностранному языку важно опираться на страноведческий аспект. Если тексты для восприятия и понимания речи на слухвключают сведения о стране изучаемого языка, о жизни и обычаях ее народа, о праздниках и традициях, то они развивают кругозор учащихся, воспитывают чувство симпатии к другим народам. Одним из эффективных средств создания мотивации к изучению иностранного языка являются тексты, посвященные молодежным проблемам. Эффективным стимулом успешного аудирования является внесение в аудиотексты элементов юмора. Юмор способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации. Психологическая разрядка, возникающая благодаря юмористическим средствам, определенным образом нейтрализует напряжение, связанное с декодированием трудных моментов. Требования на различных этапах обучения отличаются по: а) объему текстов; б) степени трудности языкового материала. Первые 2 года восприятие и понимание речи на слухцелесообразно проводить на изученном материале. Нужно учить учащихся восполнять пропуски при восприятии аудиотекста. Цели и задачи отличаются в зависимости от уровня обученности учащихся и от класса. Но всякий, даже самый минимальный уровень овладения восприятием и пониманием речи на слухна иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности: 1) опознание звукового потока; 2) восприятие значения аудируемых единиц; 3) выявление значимой информации в аудируемом тексте (И. А. Зимняя). Н.В. Елухина придерживается точки зрения, что система обучения восприятию и пониманию речи на слухдолжна состоять из 3 этапов: 1. Элементарный этап. Основная задача данного этапа – формирование перцептивной базы аудирования, т.е. развитие его основных механизмов, а в конечном итоге – формирование рецептивных навыков. Навык восприятия и понимания речи на слух – доведенное до автоматизма действие по восприятию, узнаванию, прогнозированию языковых средств звучащей иноязычной речи, которое обеспечивает ее понимание. 2. Продвинутый этап, содержание которого направлено на формирование способности воспринимать и понимать устные иноязычные тексты (совершенствование навыков восприятия и понимания речи на слух), на развитие восприятия и понимания речи на слух как вида речевой деятельности, т.е. на развитие основных умений восприятия и понимания речи на слух: · умение выделять смысловые вехи в тексте, учить определять смысл центральной фразы; · умение отделять основную информацию от второстепенной и удерживать в памяти основное из предложения, смыслового куска текста; · умение определять тему высказывания, сообщения; · умение делить текст на смысловые куски; · умение устанавливать факты в сообщении; · умение устанавливать логические связи между фактами; · умение выделять главную мысль; · умение определять замысел автора и отношение автора к излагаемым фактам, действующим лицам, т.е. проникать в подтекст. · умение воспринимать сообщение в нормальном темпе (длительностью до 5 минут) до конца и без потерь информации; · умение восполнить пропуски в приеме сообщения с помощью логической догадки с опорой на контекст. 3. Завершающий этап, направленный понимание содержания и смысла иноязычного высказывания с первого предъявления в условиях реального общения, на овладение устным общением, в ходе которого учащиеся выступают в роли слушающего, чередуя ее с ролью говорящего (развитие умений). Умение восприятия и понимания речи на слух – понимание содержания и смысла иноязычного высказывания с первого предъявления в условиях реального общения. В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различаются два вида аудирования: аудирование с полным пониманием и аудирование с пониманием основного содержания текста (И. Л. Бим). Тексты для аудирования с полным пониманием не включают незнакомой лексики и выражений, которые могли бы явиться помехой при восприятии. Отдельные новые слова, если они встречаются в тексте, должны легко пониматься учащимися. К ним относятся интернационализмы, слова, состоящие из известных элементов, или слова, значение которых легко выводится из контекста. При аудировании текста с пониманием основного содержания учащийся должен стремиться понимать текст в целом даже в том случае, если он содержит определенный процент незнакомых слов и выражений. Эти незнакомые элементы не должны, однако, быть ключевыми в тексте, с тем, чтобы слушающий мог воспринимать основную информацию, не фиксируя свое внимание на подробностях Восприятие и понимание речи на слух тесно связано с другими видами речевой деятельности. Понимание речи на слух тесно связано с говорением — выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и восприятие и понимание речи на слух — две взаимосвязанные стороны устной речи. Фазы слушания и говорения в общении перемежаются. Восприятие и понимание речи на слух представляет собой не только прием сообщения, но и подготовку во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Восприятие и понимание речи на слух подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух. Восприятие и понимание речи на слух связано и с чтением: их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие — понимание — активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений — при аудировании через слуховой канал, при чтении — через зрительный канал. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая — вслух или про себя,— человек как бы слышит воспринимаемый текст. Самым тесным образом восприятие и понимание речи на слух связано и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет. Таким образом, будучи тесно связано с другими видами речевой деятельности, восприятие и понимание речи на слух играет важную роль в изучении иностранного языка, и особенно при коммуникативно-направленном обучении. Следует подчеркнуть, что восприятие и понимание речи на слух является в средней школе и целью и средством обучения. В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь — одна из важнейших целей обучения. С восприятием и пониманием речи на слух как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности мы сталкиваемся, когда мы слушаем: • различные объявления, • новости радио и телевидения, • различные инструкции и поручения, • лекции, • рассказы собеседников, • выступления актеров, • собеседника по телефонному разговору и т. Д. Часто, помимо восприятия речи со слуха, мы выполняем и другие действия: наблюдаем, говорим, пишем и т. д., но в большинстве своем, для того чтобы адекватно функционировать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь. На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы одновременно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае восприятие и понимание речи на слух является средством обучения. Провести четкую грань здесь непросто. Даже термин «устная речь» изначально предполагает как навыки аудирования, так и навыки говорения. Диалог как форма устноречевого общения невозможен без хорошо сформированных навыков аудирования и говорения. Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что восприятие и понимание речи на слух является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью предъявления. Следовательно, надо учиться понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую просто исключены. Во-вторых, мы не в состоянии что-либо изменить, не можем приспособить речь говорящего к своему уровню понимания. У каждого человека есть свой стиль, иногда он слишком научный, а иногда чересчур эмоциональный, насыщенный идиомами и образными выражениями, далеко не всем понятными. В-третьих, существует целый ряд объективных сложностей, препятствующих пониманию речи с первого раза.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 36776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |