КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы государственного правления
Форма правления определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления зависит от организации верховной государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, или она осуществляется при помощи различных демократических институтов. Принято различать две основные формы правления: республику и монархию. Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие органы государства и каково их строение; - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан. Термин «форма правления» содержится во многих основных законах государств мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия). Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, формальные черты монархии. Монархияпредставляет форму правления, при которой верховная власть принадлежит юридически одному лицу, занимающему свою должность в порядке престолонаследия. В переводе с греческого «монархия» означает единовластие. Основными признаками классической монархии являются: - существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; - наследственный порядок преемственности верховной власти; - представительство государства монарха по своему усмотрению; - юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Хотя из истории известно, что монархами становились феодалы и добывали трон для себя в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения. Различают монархию абсолютную, конституционную, теократическую. Конституционная монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентская монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция). Парламентской монархии характерны следующие признаки: - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, получившей наибольшее число депутатских мест, становится главой правительства; - в законодательной, судебной и исполнительной сферах власть монарха практически отсутствует, она является символической. Остаются значимыми функции в области внешней политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики: окончательное утверждение законов, назначение и смещение чиновников, объявление войны, заключение мира. Однако монарх может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом; - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. Правительство, согласно Конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию, Нидерланды, Норвегию, Швецию, Испанию, Андорру, Японию, Камбоджу, Таиланд, Бутан, Лесото, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Папуа - Новая Гвинея, Тонга, Соломоновы Острова, Гренаду, Ямайку, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Марокко, Иорданию. Монархическая форма правления в Великобритании - наиболее типичный пример парламентской монархии. С формальной точки зрения высшим органом исполнительной власти является монарх, при котором действует тайный совет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет свое право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты подготавливаются правительством и скрепляются либо его главой, либо соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым правительство берет на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть не прав»). Главный отличительный признак парламентской монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (палатой общин) за свою деятельность. Если парламент выразит недоверие правительству, правительство должно уйти в отставку. Однако это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил сам народ. Таким образом, при парламентской монархии одним из главных моментов государственного управления является сотрудничество между парламентом и правительством. Именно поэтому главой правительства монарх назначает, как правило, лидера партии, располагающей большинством мест в парламенте. Парламентская форма правления на примере Японии. В Японии формой правления является парламентская монархия, которая была оформлена, вместо дуалистической, конституцией 1947 года. Полномочия императора были низведены до чисто номинального уровня, император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все действия императора могут производиться с согласия Кабинета и он же несет за них ответственность. По представлению парламента император назначает премьер-министра, по представлению кабинета назначает главного судью Верховного суда. Императорский трон передается в порядке престолонаследия, предпочтение отдается старшему сыну. Лица женского пола наследовать трон не могут. Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Парламент состоит из двух палат. Правительство обладает довольно большими полномочиями. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом. По конституции не менее 50% министров должны быть членами парламента. Фактически в правительство очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами. Правительство формируется парламентом. Вначале из своих членов палаты избирают премьер-министра, который формирует правительство из своих сторонников. В итоге правительство состоит фактически из лидеров партии, располагающей большинством в парламенте, что ведет к системе называемой министериализмом, то есть фактическому главенствованию правительства на политической арене. В современном мире существуют смешанные формы правления, в которых объединяются монархические и республиканские элементы правления. Например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ, а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты в Заире, Тунисе, Уганде, Экваториальная Гвинея и др.) Республика представляет собой форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма правления существовала еще в рабовладельческом государстве, но наибольшее развитие получила в современных обществах. Различают две основные формы республиканского правления: президентскую и парламентскую. Президентская форма правления характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер – министра. Основные черты: 1. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; 2. отсутствие у правительства института парламентской ответственности; 3. отсутствие у президента права роспуска парламента. Президентская республика (с латинского – сидящий впереди) строится по принципу жесткого разделения властей и принципа сдержек и противовесов, закрепленного в Конституции. Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. В президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать. Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в отлагательном вето, налагаемом президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов обеих палат парламента. С другой стороны, депутаты могут объявить импичмент президенту, судебный контроль за его деятельностью. Этот тип республики был впервые введен в США на основе Конституции 1787 года. Широко распространена данная форма в странах латинской Америки. Президентская форма правления в США. Согласно Конституции, президент - глава государства и исполнительной власти. Это единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми гражданами косвенным путем сроком на 4 года и может быть переизбрано только один раз. Президент избирается косвенным голосованием коллегией выборщиков от каждого штата. Причем выборщики рассматриваются не как делегаты от народа, а как агенты от партии, то есть, обязаны голосовать за кандидата от той партии, от которой он избран. Таким образом, когда известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. Полномочия президента: 1. решающая роль в определении программы правительственной деятельности и права принятия окончательных решений; 2. руководство административным аппаратом, вооруженными силами, государственным аппаратом, назначение федеральных судей и др. Формально президент не должен вмешиваться в деятельность парламента, но на практике сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент. Одно из них – право вето на законопроекты, вотированные парламентом. Для преодоления вето необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством (2\3 голосов) в обеих палатах конгресса (палата представителей и сенат). В то же самое время в Конституции предусмотрены средства контроля со стороны парламента за исполнительной деятельностью президента. Одно из них – голосование бюджета обеими палатами. Решая вопрос о доходах и расходах государства, палаты могут существенно ограничивать главу государства. В области внешней политики Конституция возложила на сенат ратификацию международных договоров (2\3 голосов), а на конгресс - полномочия разрешать президенту объявлять войну. Право объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, по Конституции закреплено за Конгрессом. Однако президенты многократно (порядка 200 раз) использовали вооруженные силы за рубежом без объявления конгрессом войны. Законодательную функцию конгресс осуществляет при сильном влиянии президента и верховного суда посредством различных методов: посланий, поддержанием контактов с влиятельными членами парламента и другие. В президентском аппарате имеется специальная группа помощников по связям с конгрессом, одна из задач которой состоит в ежедневном контроле за прохождением через конгресс приоритетных для администрации законопроектов. И когда судьба значимого законопроекта находится под вопросом, то президент подключает все необходимые рычаги власти. При президентской форме наиболее важно взаимодействие президента и конгресса, поэтому постоянной задачей президента становится поиск поддержки большинства в парламенте. Отсутствие поддержки может выразиться при чрезвычайной ситуации в привлечении президента к ответственности при помощи процедуры импичмента. Парламентская республика В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики. Для парламентской республики характерен большой разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти: - провозглашается верховенство парламента, фактически он работает под жестким контролем правительства; - устанавливается ответственность правительства перед парламентом, фактически парламент всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие; - президент наделен обширными полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством. Парламентская форма правления действует в Германии, Италии, Ирландии, Швейцарии, Турции и др. Парламентская форма правления в Германии. Главой государства является федеральный президент, избираемый специально созываемым федеральным собранием сроком на 5 лет. Для большинства актов президента нужна контрасигнация актов федеральным канцлером или соответствующим министром. Но у президента достаточно полномочий,чтобы активно влиять на политику: - участвовать в заседаниях парламента; - по предложению канцлера распустить нижнюю палату парламента (бундестаг); - по предложению правительства и согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Вместе с тем, президент не несет политической ответственности за свои действия. Главное место в системе центральных органов занимает федеральное правительство, состоящее из канцлера и министров. Кандидатура канцлера предлагается президентом и избирается большинством голосов бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, причем их число не лимитировано конституцией. Правительство ответственно только перед нижней палатой. По конституции бундестаг может выразить недоверие канцлеру лишь при условии, что большинством голосов ему изберут преемника. В то же время в качестве ответной меры правительство может обратиться к президенту с просьбой о досрочном роспуске Бундестага. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту с 4–летним сроком полномочий, избираемому по весьма сложной системе. В статье «Опасности президентства» американский политолог Х. Линц отмечает, что в современном мире подавляющее большинство устойчивых демократий представляют собой парламентские республики, в то время как среди президентских к этой категории относятся только США. В период 1979-1989 гг. в мире существовало 43 консолидированные демократии. Из них 34 были парламентарными, 2 - полупрезидентскими и 5 - президентскими (плюс 2 «гибрида» - Швейцария и Финляндия). Х. Линц полагает, что это не случайно. Система правления, опирающаяся на большинство в высшем представительном органе страны, более пригодна для утверждения демократии, особенно в глубоко расколотых обществах с множеством партий. Система президентского правления придает занимающему должность Президента «церемониальные» функции главы государства наряду с функциями «действительного» главы правительства, создавая, таким образом, ауру, «имидж», порождающие в народе особые надежды. Таких векселей лишен даже самый популярный премьер-министр в парламентских республиках. Анализируя опыт перехода к демократии в Испании и странах Латинской Америки, Линц выделяет следующие недостатки президентской системы правления: - достаточно четко определенный срок президентских полномочий. Весь политический процесс при этом автоматически распадается на жестко разграниченные периоды, что практически не оставляет возможности для проведения преемственной политики тактических корректировок. Если Президент совершает грубые политические просчеты или теряет доверие народа, то нет формальных средств заставить такого Президента уйти в отставку, действуя в рамках Конституции. И то, что при парламентарной системе вылилось бы в очередной правительственный кризис, при президентской свободно может переродиться во всеобщий кризис режима;- мажоритарная избирательная система, при которой «победитель получает все». Обычно на весь период президентского мандата четко определяются победители и побежденные, что неизбежно ведет к обострению отношений в обществе и его дальнейшей поляризации. К тому же Президент не всегда представляет большинство избирателей. Бывают президенты, которые приходят к власти, получив столько же голосов, сколько иные премьеры правительств меньшинства (С. Альенде стал Президентом Чили в 1970 году, имея 36,2% голосов, а А. Суарес в Испании в 1971 году стал Премьер-министром, получив 35,1% голосов). При этом Премьер вынужден сотрудничать с другими партиями для обеспечения поддержки курса Правительства, а Президент в аналогичной ситуации может быть убежден в обладании независимой власти и поддержке народа;- президентская система побуждает кандидатов давать неисполнимые обещания и может даже породить у избирателей опасную склонность видеть в политическом лидере спасителя.Однако, как считает С. Холмс, страны, сталкивающиеся с жестоким экономическим кризисом государства, ищут в первую очередь сильного руководителя, в то время как страны, чьи проблемы решаются легче, обычно обращаются к парламентской власти. Так что не слишком благоприятный опыт президентского правления за пределами США может объясняться не самими по себе институциональными недостатками президентского режима в условиях разделения властей, а глубинными социальными проблемами. По мнению М. Липсета, который придерживается несколько иной позиции, можно указать на крах парламентской формы правления в период между двумя мировыми войнами в Испании, Португалии, Греции, Италии, Австрии, Германии и большей части Восточной Европы. И, наоборот, следует отметить такие примеры стабильного и демократического президентского правления, как Чили (до С. Альенде), Коста-Рика и Уругвай (в течение большей части ХХ столетия).Как отмечает В. Чиркин, основным достоинством президентской республики, безусловно, является гарантированная стабильность исполнительной власти по сравнению с парламентарной, где нередко разражаются министерские кризисы, происходит частая смена правительств (Италия). Главным недостатком президентской системы, особенно в условиях неразвитости демократических институтов, является ее склонность к авторитаризму (страны Латинской Америки), тогда как в парламентарной такая возможность фактически исключена.В последнее время наибольшее распространение получила полупрезидентская смешанная система, которая стремится создать сильную, стабильную исполнительную власть, но в то же время политически ответственную перед законодательным собранием. Основные признаки: - избрание президента всеобщим голосованием; - собственные прерогативы президента, позволяющие ему действовать независимо от правительства; - наличие премьер – министра и министров, образующих правительство, ответственное перед парламентом; - право роспуска парламента. Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Литва, Словакия, Россия, Украина, Финляндия, Киргизская Республика (с июля 2010 года). Полупрезидентская республика во Франции. В структуре исполнительной власти наряду с президентом действует премьер-министр и правительство, пользующееся определенной автономией. Это освобождает президента от текущих дел. Президент Франции избирается на 5 лет, не несет политической ответственности за свои действия ни перед каким органом и никем не контролируется. Принцип неответственности президента предполагает контрасигнацию его актов (визирование премьер-министром или министрами, несущими ответственность). В тоже время Конституция перечисляет акты президента, свободные от контрасигнации – назначение премьер-министра, вынесение вопроса на референдум, роспуск национального собрания, чрезвычайные меры, послание президента парламенту, обращение в конституционный совет, назначение части членов конституционного совета (трех из девяти). Традиционными прерогативами президента: - представительство в отношениях с зарубежными странами и международными организациями; - аккредитование и прием послов; - объявление войны с согласия парламента; - ратификация международных договоров; - право вето на законопроекты, если они не соответствуют конституции; - созыв чрезвычайной сессии парламента; - в сложных критических ситуациях президент может взять всю полноту власти, консультируясь с премьер – министром, конституционным советом, председателями обеих палат, но их мнение его не связывает. Таким образом, исполнительная власть распределяется между двумя конституционными институтами - Президентом и правительством. Их соотношение структурируется таким образом, что, с одной стороны, Президент, будучи политически неответственным, через влияние на правительство, курирование ряда областей в сфере собственно исполнительной власти (внешняя политика, оборона, безопасность) и противодействие парламенту (законодательная инициатива, право вето, роспуск парламента) ограждает правительство от исходящей от парламента нестабильности.С другой стороны, парламент, влияя на Президента и правительство (участие в формировании и отставке правительства, контроль за его деятельностью, законодательная политика, преодоление вето), не позволяет Президенту бесконтрольно руководить правительством, превращая его в свой административный аппарат. Такая конструкция государственной власти предполагает дистанцирование института президентства от исполнительной власти при сохранении определенного влияния на последнюю.Тенденция отделения Президента от исполнительной власти привела к формированию института президентской власти. Хотя формулировка об особой президентской власти еще нигде не получила в конституциях своего формального выражения, но уже есть нормы, отражающие эту тенденцию. Конституция Франции 1958 года, откуда берет начало данная тенденция, установила, что Президент является арбитром над всеми ветвями власти, поскольку обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование и равновесие публичных властей. Эта формулировка оказала огромное влияние на постсоциалистические страны (в том числе на Беларусь, Казахстан, Россию), в большинстве из которых Президент призван в рамках своих задач объединять все ветви власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию. Президентская власть не вписывается в классическую триаду властей и не включена каким-либо образом в структуру одной из них, а выделена в отдельную главу. В этом заключается главная отличительная черта президентской власти, своеобразие концепции разделения властей, характерное для полупрезидентских республик. На этом основании в научной литературе получило определенное признание представление о президентской власти в контексте полупрезидентской республики как о новой, четвертой власти.Родоначальником конституирования четвертой ветви власти является французский политический деятель Б.Констан (1767-1830), разработавший учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции сводится к тому, что три классические ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную) следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей. Четвертую власть он считал необходимым предоставить монарху для того, чтобы устранять конфликты и сглаживать столкновения между тремя другими властями. Поэтому он назвал ее умиряющей или уравнивающей властью.Нынешнее представление об институте президентства как о новой ветви власти - по сути, вариация констановского учения о четырех властях, модифицированная к республиканской форме правления. Своеобразная модель республиканского правления построена в Казахстане. Во-первых, Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность правительства. Соответственно правительство в своей деятельности больше зависит от Президента, чем от парламента. Выражение вотума недоверия правительству не приводит к его немедленной отставке, как во Франции. Последнее слово остается за Президентом, который обладает правом роспуска парламента. В Казахстане роспуск парламента осуществляется после консультаций Президента с председателями Палат Парламента и Премьер-министром. Такую систему правления можно охарактеризовать как президентскую смешанную систему, или как смешанную систему с сильным Президентом.Таким образом, полупрезидентская республика, с одной стороны, утверждает принцип верховенства президентской власти, который выражается в развитии и расширении президентских полномочий во всех сферах государственного управления и вынесении Президента за рамки привычной «триады». С другой стороны, создается возможность для авторитарных тенденций президентской власти, поскольку в смешанных республиках содержится много общих положений, указывающих на функции, цели президентской деятельности, которые могут быть легко использованы для обоснования действий, выходящих за пределы непосредственно правового статуса главы государства. Однако, как показывает практика, концентрация значительных полномочий у главы государства дает возможность формирования стабильной и сильной власти, что обосновывается объективной необходимостью переходного периода политической системы, становления гражданского общества.На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что споры о том, какая из систем республиканского правления является лучшей, носят полемический характер, поскольку не существует универсальной системы правления. Сам тип республиканского правления, утвержденный в той или иной стране, равно как и национальная форма его воплощения зависят от особенностей исторического развития, культуры, геополитического положения и прочих факторов, формирующих политическое бытие общества. Каждой «чистой» системе присущи свои достоинства и недостатки.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что означает принцип системности в политике? 2. Из каких подсистем состоит политическая система общества? 3. Какие типологии политических систем вы знаете? 4. В чем специфика определения политического режима? 5. В чем отличие принципов правления тоталитарного и авторитарного режимов? 6. Основные признаки демократического государства. 7. Определение разновидности монархий в современном мире. 8. В чем различие между президентской и смешанной полупрезидентской республикой? 9. Определите основные черты парламентской республики. 10. Выделите черты сходства и различия между парламентской монархией и парламентской республикой. 11. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
12. Используя Конституцию Казахстана, назовите основные элементы политической системы Республики Казахстан. 13. Сравните политические режимы (тоталитаризм, демократия, авторитаризм) по следующим критериям: - степень политической свободы; - роль государства; - степень принуждения и насилия; - отношения между государством и обществом; - зрелость гражданского общества; - партийная система; - наличие оппозиции, инакомыслия, степень идеологизированности. 14. Заполните таблицу:
15. Составить структуру (схему) политической власти в Казахстане: Президент – правительство – парламент – акиматы – маслихаты – Верховный суд –Конституционный Совет.
16. Кто первым ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»? (Маркс, Сталин, Муссолини, Черчилль) 17. Выделите признак, присущий авторитаризму (всеобщий полицейский контроль и надзор, разделение ветвей власти, централизованный контроль над экономикой, многопартийность). 18. Кто автор слов: «Демократия – это правление народа, избранное народам и для народа» (Линкольн, Вашингтон, Мэдисон, Черчилль). 19. Какие идеи Нового времени оказали решающее влияние на современные представления о демократии? (теория «общей воли» Руссо, теория о влиянии климата на формы правления, концепция естественного права, свободы и автономии личности) 20. Какому типу политического режима соответствует следующая формулировка: «Неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах»? (авторитаризм, демократия, тоталитаризм) 21. Что из следующего является главным и необходимым условием для существования демократии (наличие многопартийности, ограниченный по времени мандат на пребывание у власти, выборность органов местного самоуправления, выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди кандидатов). 22. Укажите черту, общую для всех определений политической системы (адаптация к условиям окружающей среды, применение узаконенного принуждения в обществе, уравнительное распределение материальных благ, авторитарные методы правления). 23. Для какого политического режима характерно проникновение государства во все сферы общественной жизни? (правового, авторитарного, тоталитарного, теократического) 24. Какое юридическое лицо обладает правом контрасигнатуры? (монарх при парламентской монархии, премьер-министр при парламентской монархии, канцлер при парламентской республике, президент при президентской республике) 25. Выделите правильное суждение: «Для авторитаризма характерна… (намеренная деполитизация масс, абсолютная степень регламентации различных аспектов общественной жизни, партия является центром власти, систематический террор, граждане подвергаются репрессиям). 26. Для какого режима характерны господство единой идеологии, недопущение оппозиционных партий? (Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, военная диктатура, олигархический авторитаризм) 27. «Разрешено все, что не запрещено» является принципом какого политического режима? (демократии, авторитаризма, социализма, коммунизма) 28. Выделите черты, присущие парламентской республике (население избирает парламент, который назначает правительство и может его отозвать; в стране происходят отдельные выборы президента и парламента; парламент не имеет право распускать правительство; президент имеет право распустить парламент). 29. Господствующая роль вертикальных связей между институтами государства, особая роль армии, некоторая степень независимости личности характерны: (авторитаризму, тоталитаризму, султаническому режиму, демократии, клерикальным политическим режимам). 30. Какому политическому режиму соответствует принцип: «Разрешено все, кроме политики» (авторитаризм, демократия, тоталитаризм, фашизм). 31. Политическая идеология, построенная на идее исключительности и превосходстве этнической группы и опирающаяся на террор и агрессию (фашизм, расизм, суфражизм, национализм). 32. Что является основанием классификации политических режимов? (Наличие законодательства; наличие парламента; соотношение методов диктатуры и демократии; принцип разделения властей) 33. Главный недостаток президентско-парламентской республики: (опасность авторитаризма; принадлежность президента и премьера к различным партиям; частые правительственные кризисы; разделение властей). 34. Форма правления – это: (административно-территориальное деление; организация и устройство государственной власти; национально-территориальное устройство власти; государственный строй). 35. Выделите принцип демократического режима: (разрешено все, что не запрещено; разрешено все, кроме политики; все разрешено; разрешено все, кроме оппозиционных партий; запрещено все, что не разрешено) 36. Укажите признак, присущий авторитарному политическому режиму: (запрет оппозиции; наличие многопартийной системы; тотальный контроль государства над жизнью общества; полное слияние государственного и партийного аппаратов; запрет на частную собственность) 37. Государств с какой формой государственного устройства подавляющее большинство? (унитарных; республик; монархий; конфедеративных; федеративных) 38. Непротиворечивость элементов политической системы – это: (принцип ее функционирования; структурный элемент; критерий типологизации; особенности функционирования) 39. Принцип контрасигнатуры при парламентской монархии предполагает: (визирование актов монарха премьер-министром или министром соответствующей отрасли; отстранение монарха от фактического управления государством; выражение вотума недоверия правительству; выборы премьер-министра по особой партийной системе; обязательного получение согласия монарха на отставку правительства) 40. Выделите черты, формально присущие только президентской форме республиканского правления: (отсутствие должности премьер-министра; формирование двухпартийного правительства; отстранение президента от должности парламентским большинством; президент формально является только главой государства; выборы президента парламентским путем). 41. Эффективность и осязаемость политики обусловлены наличием такого ее элемента, как: (политические институты; политическая элита; политическая культура; политические режимы; национальное самосознание). 42. Какой фактор способствовал становлению демократии? (развитие технологий; отмена сословных привилегий; доступ к образованию; возникновение городов; возникновение государства) 43. При каком политическом режиме отношения между государством и личностью больше построены на принуждении, чем на убеждении? (авторитаризме; демократии; либерализме; меритократии) 44. Выделите отличие авторитарного политического режима в сравнении с тоталитарным: (не уничтожает гражданское общество, а использует его слабость и неразвитость; полный запрет инакомыслия; ликвидирует частную собственность; опору имеет в единой обязательной идеологии и политической партии; в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы управления) 45. Какому политическому режиму присуще «дозированное инакомыслие»? (авторитаризм; монархия; республика; тоталитаризм; деспотия) 46. Принципу какого политического режима соответствует изречение видного политического деятеля: «Все внутри государства, ничего вне государства, ничего против государства»? (монархии; тоталитаризму; авторитаризму; деспотии; тирании) 47. Какой политический режим Н. Бердяев называл «обратной теократией»? (тоталитаризм; авторитаризм; деспотию; тиранию; монархию) 48. Принципу какого политического режима соответствует изречение видного политического деятеля: «Партия есть моя частица, а я – часть партии»? (монархии; авторитаризму; тоталитаризму; деспотии; тирании) 49. Социальной базой тоталитаризма, обеспечивающей ей продвижение навязанной обществу идеологии являются? (рабочий класс, пролетариат, крестьянство, фермерство; интеллигенция и образованные слои населения; маргинальные слои общества, псевдоколлективистское деструктуризированное общество; революционно настроенная молодежь; аристократические слои общества) 50. Какой политический режим ставит перед собой цель создание нового типа личности, полной трансформации человека путем стандартизации, унификации индивидуального начала, сведение всех индивидов к некоему среднестатистическому образу? (тоталитаризм; авторитаризм; демократия; тирания; меритократия) 51. В чем сходство парламентской монархии и парламентской республики? (правительство формируется партиями, одержавшими победу на выборах в парламент; правительство избирается народом; правительство не может выразить вотум недоверия парламенту; правительство подотчетно только главе государства и не несет политической ответственности перед парламентом; парламент не принимает участия в формировании правительства и соответственно не может выразить вотум недоверия правительству) 52. В президентской республике правительство несет политическую ответственность: (перед народом; перед парламентом; перед судом и парламентом; перед президентом и парламентом; перед президентом) 53. Для какого политического режима наиболее характерен абсентеизм? (авторитаризм; демократия; тоталитаризм; парламентаризм; конституционная монархия) 54. Какие слои общества составляют социальную базу левого тоталитаризма? (пролетариат; нация; раса; буржуа; средний класс)
Глава 7
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |