Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности

Было бы ошибочным полагать, что жизнь людей в основном связана с политическими и государственными интересами. В действительности большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных интересов и потребностей, и прежде всего, индивидуальных. В них действия индивидов отражают стремление к автономии от коллективной жизни. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей индивидов требуют взаимного согласования для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие и взаимосвязь общественных, групповых, индивидуальных интересов осуществляет государство. Гражданское общество представляет собой сферу правовой свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур, политических партий и т. д. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство. Гражданское общество является опосредствующим звеном между свободным индивидом и государственной волей.

Понятие «гражданского общества» восходит своими корнями к идеям полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идеям естественного права. В тот период гражданское общество и государство рассматривались как взаимозаменяемые термины. Например, для греческого полиса было характерно слияние гражданского общества с государством. Гражданам государства была чужда идея неприкосновенности частной сферы. Общие интересы полиса сливались с частными интересами граждан, а в случае их столкновения приоритет, бесспорно, отдавался первым. Такой подход сохранился почти в неизменном виде вплоть до Нового времени.

Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и его отличием от государства. Основу этого процесса составил ряд факторов:

- формирование идеи личности с особыми неотъемлемыми правами и свободами;

- растущее осознание противоречий между государством и обществом;

- создание теорий о естественных правах, происхождении государства и т.д.;

- формирование свободной рыночной экономики с частной собственностью и т.д.

Так, согласно, Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует по природе. Государство представляет собой некое «новое тело», основной задачей которого – защита общества. Таким образом, формировалось убеждение, что чрезмерно разросшееся государство препятствует свободной жизни граждан. Как писал В. фон Гумбольд, «чем большее действие оказывает государство, тем более схожим становится … все находящееся под его воздействием. В таком государстве о людях забывают ради вещей и результатов их деятельности». Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал автор знаменитого памфлета «Права человека» Т. Пейн. Государство, он считает, необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Поэтому власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.

Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий в политике, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Локку, Гоббсу, Канту, Гегелю, Бердяеву, подводившие к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём.

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольные организации и ассоциации свободных граждан, огражденные соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.

Среди политологов Гоббс был первым, который употребил в политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды, он отождествлял гражданское общество и государство. В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства:

1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим.

2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим.

3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.

Таким образом, проблема взаимодействия государства и гражданского общества одна из самых важных в политическом процессе – от того, насколько эффективно оно решено, зависят общественное согласие, стабильность и порядок в обществе. Известный русский философ П. Новгородцев писал: «Нужно, чтобы все поняли, что не механические какие-то выборы и какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны, а лишь новый поворот общественного сознания… должен образоваться крепкий духовный стрежень жизни, на котором все будет держаться на органической своей основе»[30]. Речь идет о крупном духовном стержне гражданского общества.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Гражданское общество имеет достаточно сложную структуру: оно состоит из семьи, церкви, СМИ, общественных клубов, научных и культурных организаций, благотворительных фондов, профессиональных объединений и т. д. В свое время, А.Токвиль, в качестве одной из особенностей США отмечал наличие разветвленной системы институтов гражданского общества, ставшей гарантом стабильности американского общества. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и более 50% активно работают в деятельности 2 и более ассоциаций. К примеру, в работе 200 потребительских организаций участвует более 70 млн. граждан.

Основными функциями гражданского общества являются социально-компенсаторная и компенсаторно-регенерирующая (воспроизводства и воспитания), коммуникативная функции, непосредственное жизнеобеспечение, социализация, гражданский правопорядок, социальная защита и гарантия против произвола властей. Эти функции выполняются структурными элементами гражданского общества – самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях вызревает активная гражданская личность. Основа структуры гражданского общества – личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов, и наоборот.

Необходимо отметить, провозглашение равенства политических и иных прав автоматически не ведет к повышению их гражданской активности. Наоборот, сегодня очевидно: многие люди ценят свое право не участвовать в политических решениях не меньше, чем другие – право участвовать. Если в древнегреческих демократиях реализовывался прямой вид демократии, когда каждый гражданин участвовал в общественной жизни, то представительская демократия, в рамках которой мы сегодня живем, позволяет вести большинству частный, общественной пассивный образ жизни. Гражданин, в повседневности снимающий с себя заботы о гражданском долге, подрывает основы самой демократии как института. Не случайно настоящей политической проблемой стал низкий процент избирателей, приходящих на выборы.

В структурном отношении гражданское обществоможно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.

Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства. К числу экономических принципов гражданского общества относится многоукладная экономика, разнообразие форм собственности.

Политико-правовая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Политическую основу гражданского общества составляют разделение ветвей власти, децентрализация властных полномочий, политический плюрализм, верховенство закона.

Духовная сфера - это отражение процессов функционирования гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании. Это свобода совести, слова, самостоятельность творческих и других объединений. Показателем зрелости гражданского общества является не только наличие собственной структуры, но и обретение массового характера, стержнем гражданских отношений выступают персонифицированные отношения собственности. Чем большее число людей втянуто в эти отношения и являются собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. В развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего». Во Франции и Германии доля малого и среднего бизнеса в ВВП этих стран почти 50%; в Японии им создаётся почти 57% всей продукции в ведущей для страны обрабатывающей промышленности; в Италии на него приходится примерно 95% национального дохода.

Гражданское общество у различных народов может существенно различаться, поскольку основу его составляют культурные традиции и особенности религиозного мировоззрения. Одним словом, западная модель гражданского общества, основанная на индивидуализме и морали успеха, не может считаться единственно правильной. Основной принцип западного гражданского общества: «не человек для общества, а общество для человека» справедливо критикуется за агрессивный антропоцентризм, невнимание к коллективным ценностям, поскольку гражданское общество призвано не только защищать индивидуальные интересы, но и способствовать достижению единых коллективных целей, гармонизации интересов.

Гражданское общество предполагает создание защитных мер, цель которых материальная и социальная поддержка населения, обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.

Условия успешного функционирования гражданского общества:

1. Экономические - это наличие собственности. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок, конкуренция.

2. Политико-правовые - это юридическое равенство граждан, реальное обеспечение прав и свобод, политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления.

3. Культурные - повышение образовательного и культурного уровня, доступность информации, высокая правовая культура, развитие собственно знания, опора на традиции.

4. Социальные - это наличие класса среднего собственника.

Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В Казахстане нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является пренебрежительное отношение граждан к законам, низкий уровень гражданского правосознания, доминанта государственного начала над личностным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и основные принципы правового государства | Избирательные системы и выборы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.