Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о политической культуре




ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки, - даже самые нелепые

и унизительные, – спасают человека … от самого страшного – изоляции.

Э. Фромм

Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Считается, что понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в работе американского политолога X. Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Верба, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала необходимость выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем после распада колониальной системы. Политологи считают, что политическая культура – это система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура выполняет в обществе целый ряд функций: когнитивную (накапливает политические знания), эмоциональную (формирует политические чувства), оценочную (политические оценки отражают общераспространенную точку зрения), регулятивную (регулирует политическое поведение), коммуникативную (культура лежит в основе общения), интегративную (объединяет людей через систему ценностей).

Специфическими функциями политической культуры можно назвать:

- интеграция политической сферы иных сфер общества: духовной, социальной и т.д.;

- сохранение и развитие традиций политической деятельности;

- проверка истинности официальной идеологии;

- проявление, предупреждение и разрешение латентных конфликтов;

- апробация и верификация политических кадров; синтез способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков, невыгодных, ухудшающих условия деятельности субъектов власти. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политические институты есть отражение политической культуры общества. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократических реформ в постсоветских государствах, в странах Африки и Латинской Америки.

Одной из сложных проблем представляет собой задача систематизации различных моделей политических культур. Алмонд и Верба выделили четыре основных типа политической культуры:

1. гомогенная (англо-американская) - политическая культура, характеризующаяся:

- восприятием политики как соперничества групповых интересов, при отсутствии столкновения идеалов;

- общенациональным консенсусом в понимании базовых ценностей - права и свободы личности, рыночная экономика, правовое государство;

- центризмом, исключающим левый и правый экстремизм;

- отсутствие региональных и социально-групповых контрастов в массовой политической психологии;

- светский, прагматический характер, рациональный расчет при принятии решений, индивидуализм, экспериментаторство.

Англо-американская политическая культура отражает ведущие установки массового сознания стран Северной Америки и Великобритании.

2. Конец формыфрагментированная (континентально-европейская). Для нее характерно:

- среди различных группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих политических принципов. Общество разделено, фрагментировано на множество субкультур со своими ценностями, часто не совместимыми друг с другом;

- свободная соревновательность политических платформ перед лицом избирателей;

- поляризованный политический спектр, цикличный, прерывистый характер политического времени, политическая нестабильность.

В качестве характерного примера Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой Республики, Италию.

3. доиндустриальный, смешанный (авторитарно-патриархальный) характеризуется сосуществованием традиционных и вестернизированных институтов. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, которые в той или иной модифицированной форме наложены на традиционалистские реалии соответствующих стран. Она часто формируется в условиях эрозии традиционных норм, роста чувства неустойчивости. В результате в поисках защиты люди обращают свой взор на заимствованные ценности, харизматического лидера. Соответственно в таких обществах нет специализированных политических позиций: происходит наложение традиционных и рационально-правовых ролей (глава государства одновременно воспринимается как «отец»). Помимо этого в силу сильного социального расслоения различные группы имеют совершенно различное представление о стоящих перед обществом проблемах. В итоге непредсказуемость и нестабильность. Она господствует в модернизирующихся развивающихся странах. Основные черты:

- в политике воспроизводится патриархальный архетип «большой семьи» во главе с царем-батюшкой, патерналистская ориентация;

- высокотрадиционный характер, сосуществование традиционных и вестернизированных институтов;

- нестабильность политической системы.

4. тоталитарная. Внешне она по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь гомогенность, единство политических ценностей искусственное. Отсутствуют добровольные организации и ассоциации, политическая коммуникация контролируется центром. Основные черты:

- полный политический контроль над всеми сторонами жизни;

- использование насилия и единая идеология в качестве инструмента политического регулирования.

Существует также иной подход к типологии политических культур Г. Алмонда и С. Вербы, которые различали три вида политической культуры:

- приходская культура;

- зависимая культура;

- политическая культура участия.

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах». Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей. И, наконец, культура участия характеризуется активностью. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления.

Г. Алмонд и С. Верба считают, что в чистом виде отдельные типы культур не существуют, это идеальные типы. В современном мире политическая культура представляет собой комбинации этих типов. В развитых демократических государствах, таких как США, Великобритания, политическая культура соответствует понятию гражданской культуры. Гражданская культура — это смешанная политическая культура, в ее границах многие граждане могут быть активными в политической жизни, равно как и многие другие играют пассивную роль подданных. Даже у тех, кто активно участвует в политике, традиционалистские, подданнические качества полностью не вытеснены. Г. Алмонд и С. Верба подчеркивают, что эти типы политической культуры не только сохраняются, но составляют важную часть гражданской культуры. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, иногда не самую важную; существование других интересов ограничивает включенность индивида в политику, что само по себе делает общество менее конфликтным.

В современной политологии придерживаются мысли о неиерархичности политических культур, признание самоценности каждой политической культуры.

Современный опыт развития Японии, Китая, Южной Кореи и других стран АТР, а также особенности развития стран Магриба свидетельствует о том, что принципы демократической политической культуры – индивидуализм, введение светского образования, признание особой роли средних классов, защита прав человека и другие – не являются результатом только западного пути развития.

В различных политических культурах сходные результаты могут достигаться разными способами. В связи с этим в современной политологии утвердилась классификация политических культур по цивилизационному признаку. Выделяют пять типов политических культур – конфуцианско-буддийская, индо-буддийская, исламская, западная, православно-славянская. В рамках новой версии цивилизационного подхода современный мир интерпретируется как многозначный, как «встреча цивилизаций», диалог на базе всеобщих символических форм. В свое время П.Сорокин обратил внимание на то, что цивилизации различаются между собой, прежде всего «доминантными формами интеграции». Поэтому цивилизационный подход может быть ориентирован на поиск «доминантной формы» социальной интеграции, то есть того, что объединяет локально-исторический ареал в одно целое и делает его уникальным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.