КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусство Возрождения
Искусство западноевропейского Средневековья
Общая хронология: с 476 г. – по начало ХУ в. - период средневековья на землях бывшей Западной римской империи, завоеванных варварскими племенами, и на территориях вновь образованных варварских государств.
Периоды: 1У – У1 вв. – «темные века» - эпоха «великого переселения народов». Кризис и закат античной художественной культуры, распад Западной Римской империи; УП - 1Х вв. – раннее средневековье. Формирование первых варварских государств. Держава Карла Великого; 1Х – Х1 вв. – романский период; ХП – ХУ вв. – готическая эпоха
АРХИТЕКТУРА: Формирование канонического типа храма католического мира:
Архитектура Равенны эпохи Теодориха (раннехристианские базилики, баптистерий (крещальня), усыпальница Теодориха) Апелла в Аахене времен Карла Великого.
Романская эпоха: начало каменного зодчества. Приходская церковь-базилика, замок, монастырь (аббатство), раннесредневековые города и сельская провинция.
Готическая эпоха: Формирование и расцвет городской культуры. Церковная официальная и светская (народная низовая) культура. Аббатство Клюни и аббат Сугерий – начало распространения готического стиля. Готическая архитектура Франции. Германии и Англии. Средневековая западновропейская скульптура – часть архитектурного комплекса собора Скульптурное украшение порталов: фигуративные и орнаментальные символико-геральдические изображения Статуи Мадонны и святых, «галереи королей». «Натурализм и идеализм» готической скульптуры (М. Дворжак). Романская и готическая миниатюры.
Тема 1У ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ (ХШ – ХУ1 вв.) Лекция 8
Возрождения – целая эпоха в европейском культурном и художественном процессе; период с конца ХШ – конец ХУ1 вв. Переходная по характеру от Средневековья к Новому времени (современности).
Хронология: а/В Италии: · Проторенессанс (Треченто) – 1260-е – 1320-е · Раннее Возрождение (Кватроченто) – ХУ век (с 1420-х) · Высокое (папский Рим) – 1500-1520/1527 · Позднее(Чинквеченто) – с 1520/1527 – конец ХУ1 в. б/ на «Севере»: · ars nova (Новое искусство Севера) – ХУ в. · собственно Возрождение (интернациональный характер, взаимное влияние из Италии и обратно) – ХУ1 в.
Европейский историко-художественный феномен: Два самостоятельных центра развития искусства (Италия и «Север» - Нидерланды, герцогство Бургундское); Идеи: В Италии: возрождение античных художественных традиций (ордер, статуя); На Севере: новая религиозность.
Развитие наряду с религиозной светской культуры;
Основа культуры – гуманизм (образованность, благородство духа, светская культура), идея божественной природы человека-творца;
Грандиозный размах творений (особенно в папском Риме);
Архитектура: 1. Соборные комплексы (Орвьето, Пиза, Сьена, Флоренция, Венеция, Рим) 2. Появление светского (общественного и частного) здания: коммунальный дворец, библиотека, колледжо, городское жилье (палаццо); 3. Формирование первых ансамблевых градостроительных структур (площадь, улица)
Скульптура: 1. Освобождение от власти архитектуры (отделение от стены собора), наличие собственного пространства (статуя в нише, в интерьере, во дворике); 2. Появление свободностоящей круглой статуи и скульптурной группы; 3. Монумент общественного значения (памятник).
Живопись (монументальная и станковая): 1. Монументальные фресковые циклы росписей церквей (Мазаччо, Пьеро делла Франческо, Микельанджело, Корреджо) 2. Появление станковой картины в раме (религиозные и светские сюжеты); 3. Усовершенствование техники масляной живописи и ее распространение (Ян Ван Эйк на Севере); 4. Появление первых жанров в светской живописи (портрет, мифологический жанр, пейзаж); 5. Открытие прямой (линейной перспективы) перспективы; 6. Формирование местных школ живописи (Флоренция, Умбрия, Венеция, Мантуя, Феррара и др.)
Появление нового типа художника (индивидуума, артиста, интеллектуала);
Власть средневекового изобразительного канона сменяется стилевой парадигмой развития искусства (стиль Возрождения);
Универсализм художественного творчества (синтез науки и искусства для открытия законов природы и познания мира – «открытие мира и человека»);
Начало нового образовательного процесса (художественные Академии);
Начало эпохи репродукционного искусства (печатная графика).
Ареал: Италия – Север (заальпийские земли), территория великого герцогства Бургундского, франция, Германия, Нидерланды, а также Чехия, Польша и др. Центры – королевские и княжеские дворы (Неаполь, Париж, Милан, Мантуя, Дижон, Брюссель), морские республики (Венеция, Пиза), торговые города (в Италии – свободные города-коммуны): Флоренция, Сьена, Лукка, Орвьето, Сполето, Брюгге, Гент и др. Хронология (различается для Италии и Севера): Италия: 1. Проторенессанс – сер. ХШ (с 1260)– конец Х1У вв.
Северное Возрождение: 1. ХУ век – ars nova («новое искусство Севера») –термин из истории нидерландской музыки ввел Э. Панофски применительно к начальной поре северного Возрождения
Идейно-мировоззренческая основа Возрождения в Италии и на Севере различна: В Италии – обращение к собственному классическому наследию (античному, языческому в своей основе) древнего Рима; На Севере – отражение религиозно-нравственных исканий и движения за духовное обновление - «devozio moderno» (новое благочестие). Т.о. итальянское возрождение «питается» собственными классическими корнями и античной культурой, северное – наследием средневековой культуры (готики), религиозной в своей основе. Девиз итальянского Ренессанса – возрождение античности, общая программа – «открытие мира и человека» Основа идейная – гуманизм и гуманистически образованная личность, воспитанная на идеях религиозного обновления, античных литературных источниках, идеях антропоцентризма и философии неоплатонизма. В центре ренессансной «картины мира» - новый (идеальный человек, герой, просвещенный правитель, гуманист) человек, наделенный едва ли не божественной силой, волей и жаждой преобразовательной деятельности. Новое представление о художника как артисте, демиурге, интеллектуале, творящем из ничего и тем самым почти богоподобному. Огромное значение и власть знаний о мире, природе, красоте (исследовательский дух, дерзкий пытливый ум, изучение законов природы и стремление применить их к устройству общества и человеческой жизни). Представление о единых законах устроения мира. Основа представлений о мире – гармонический миропорядок, божественный в своей красоте, идеальный. Синкретизм и универсализм знаний – слитность науки, искусства, веры, образно-символическое восприятие мира, толкований законов природы. Формирование идеальной картины мира на основе идей антропоцентризма, религиозного обновления и исследования законов природы. Герои – как христианские святые, персонажи библейской и евангельской истории, так и герои античных мифов. Формирование на основе гуманизма индивидуалистического сознания (буржуазного, аристократического). Рождение светского образования: · теоретические интеллектуальные штудии, · изучение античных источников, · коллекционирование (книженых собраний, античных памятников искусства, нумизматики), · наполнение жизни произведениями искусства, поэзией, философией и окружением в лице гуманистически образованных людей. Огромный толчок в развитии пластических искусств (архитектуры, скульптуры, живописи) и художественной культуры. Данные в эту эпоху мощные импульсы будут развиваться в искусстве на протяжении нескольких веков (ХУП-Х1Х вв.), которые и составят классический период в художественной культуре Европы Нового времени. Главные художественные завоевания: · Формирование единой, оптически и пластически убедительной и целостной художественной модели мира через учение о перспективе (линейной, свето-воздушной) и объемно-пластическую моделировку пространсвенных тел; · Создание наглядной зрительной модели идеального мира (утопической по сути), как бы увиденного непосредственно живым человеческим глазом – «картина как вид из окна», иллюзионистической «картины мира»; · Появление светской (буржуазной, придворной) культуры и гуманистического мировоззрения; · Идеальные представления о человеке (богоравный, святой, мученик, герой); · Универсализм творчества (исследовательский дух, научное и художественно-образное мышлений) – титаны Возрождения (Леонардо, Микельанджело, Рафаэль) – архитекторы, живописцы, скульпторы, поэты, исследователи, археологи; · Разнообразие локальных «оттенков» Возрождения – появление местных художественных школ (Венеции, Умбрии, Флоренции, Сьены, Феррары, Неаполя и др.); · Появление архитектурных ансамблей оформления городской площади; · Появление проектов «идеальных городов»; · Автономизация скульптуры от архитектуры, появление круглой статуи; · Появление монументальной скульптуры в городском пространстве (конный памятник); · Возрождение традиций загородного жилища – виллы и садово-паркового ансамбля; · Возрождение и расцвет портрета, живописного и скульптурного; · Появление новой формы в живописи – станковой картины в раме; · Рождение светских жанров в живописи (портрет, пейзаж, мифологическая композиция – флорентийская и венецианская школы),
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |