Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Возрождения




Искусство западноевропейского Средневековья

 

Общая хронология:

с 476 г. – по начало ХУ в. - период средневековья на землях бывшей Западной римской империи, завоеванных варварскими племенами, и на территориях вновь образованных варварских государств.

 

Периоды:

1У – У1 вв. – «темные века» - эпоха «великого переселения народов». Кризис и закат античной художественной культуры, распад Западной Римской империи;

УП - 1Х вв. – раннее средневековье. Формирование первых варварских государств. Держава Карла Великого;

1Х – Х1 вв. – романский период;

ХП – ХУ вв. – готическая эпоха

  • ХУ век – позднеготический период, т.н. «пламенеющая готика».

 

АРХИТЕКТУРА:

Формирование канонического типа храма католического мира:

 

  • раннехристианская базилика римского типа с трансептом в форме латинского креста, двумя башнями на западном фасаде, куполом на средокрестье
  • мавзолей - церковь-усыпальница;

 

Архитектура Равенны эпохи Теодориха (раннехристианские базилики, баптистерий (крещальня), усыпальница Теодориха)

Апелла в Аахене времен Карла Великого.

 

Романская эпоха:

начало каменного зодчества.

Приходская церковь-базилика, замок, монастырь (аббатство), раннесредневековые города и сельская провинция.

 

Готическая эпоха:

Формирование и расцвет городской культуры.

Церковная официальная и светская (народная низовая) культура.

Аббатство Клюни и аббат Сугерий – начало распространения готического стиля.

Готическая архитектура Франции. Германии и Англии.

Средневековая западновропейская скульптура – часть архитектурного комплекса собора

Скульптурное украшение порталов: фигуративные и орнаментальные символико-геральдические изображения

Статуи Мадонны и святых, «галереи королей».

«Натурализм и идеализм» готической скульптуры (М. Дворжак).

Романская и готическая миниатюры.

 


Тема 1У

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ (ХШ – ХУ1 вв.)

Лекция 8

 

Возрождения – целая эпоха в европейском культурном и художественном процессе; период с конца ХШ – конец ХУ1 вв. Переходная по характеру от Средневековья к Новому времени (современности).

 

Хронология:

а/В Италии:

· Проторенессанс (Треченто) – 1260-е – 1320-е

· Раннее Возрождение (Кватроченто) – ХУ век (с 1420-х)

· Высокое (папский Рим) – 1500-1520/1527

· Позднее(Чинквеченто) – с 1520/1527 – конец ХУ1 в.

б/ на «Севере»:

· ars nova (Новое искусство Севера) – ХУ в.

· собственно Возрождение (интернациональный характер, взаимное влияние из Италии и обратно) – ХУ1 в.

 

Европейский историко-художественный феномен:

Два самостоятельных центра развития искусства (Италия и «Север» - Нидерланды, герцогство Бургундское);

Идеи:

В Италии: возрождение античных художественных традиций (ордер, статуя);

На Севере: новая религиозность.

 

Развитие наряду с религиозной светской культуры;

 

Основа культуры – гуманизм (образованность, благородство духа, светская культура), идея божественной природы человека-творца;

 

Грандиозный размах творений (особенно в папском Риме);

 

Архитектура:

1. Соборные комплексы (Орвьето, Пиза, Сьена, Флоренция, Венеция, Рим)

2. Появление светского (общественного и частного) здания: коммунальный дворец, библиотека, колледжо, городское жилье (палаццо);

3. Формирование первых ансамблевых градостроительных структур (площадь, улица)

 

Скульптура:

1. Освобождение от власти архитектуры (отделение от стены собора), наличие собственного пространства (статуя в нише, в интерьере, во дворике);

2. Появление свободностоящей круглой статуи и скульптурной группы;

3. Монумент общественного значения (памятник).

 

Живопись (монументальная и станковая):

1. Монументальные фресковые циклы росписей церквей (Мазаччо, Пьеро делла Франческо, Микельанджело, Корреджо)

2. Появление станковой картины в раме (религиозные и светские сюжеты);

3. Усовершенствование техники масляной живописи и ее распространение (Ян Ван Эйк на Севере);

4. Появление первых жанров в светской живописи (портрет, мифологический жанр, пейзаж);

5. Открытие прямой (линейной перспективы) перспективы;

6. Формирование местных школ живописи (Флоренция, Умбрия, Венеция, Мантуя, Феррара и др.)

 

Появление нового типа художника (индивидуума, артиста, интеллектуала);

 

Власть средневекового изобразительного канона сменяется стилевой парадигмой развития искусства (стиль Возрождения);

 

Универсализм художественного творчества (синтез науки и искусства для открытия законов природы и познания мира – «открытие мира и человека»);

 

Начало нового образовательного процесса (художественные Академии);

 

Начало эпохи репродукционного искусства (печатная графика).

 

Ареал: Италия – Север (заальпийские земли), территория великого герцогства Бургундского, франция, Германия, Нидерланды, а также Чехия, Польша и др.

Центры – королевские и княжеские дворы (Неаполь, Париж, Милан, Мантуя, Дижон, Брюссель), морские республики (Венеция, Пиза), торговые города (в Италии – свободные города-коммуны): Флоренция, Сьена, Лукка, Орвьето, Сполето, Брюгге, Гент и др.

Хронология (различается для Италии и Севера):

Италия:

1. Проторенессанс – сер. ХШ (с 1260)– конец Х1У вв.

  • Дученто (ducento - “200)- 1260-1300
  • Треченто (trecento - “300) – 1348 - 1400
  1. Раннее возрождение (quattrocento) – 1400/1426 – 1500
  2. Высокое Возрождение:
  • папский Рим (Ватикан)- 1500-1520/1527
  • Венеция – 1520-1540-е гг.
  1. Позднее Возрождение (маньеризм) – 1520/1527 – 1600 (в Венеции – с 1540-х гг.)
  • Ранний маньеризм – 1520-е – 1540-е гг.
  • Высокий маньеризм - 1540-е – 1560-е гг.
  • Поздний маньеризм – 1560-е – 1580-е гг.

Северное Возрождение:

1. ХУ век – ars nova («новое искусство Севера») –термин из истории нидерландской музыки ввел Э. Панофски применительно к начальной поре северного Возрождения

  1. ХУ1 век – интернациональное движение Возрождения в Европе, обусловленное деятельностью и влиянием итальянских художников за пределами Италии.

Идейно-мировоззренческая основа Возрождения в Италии и на Севере различна:

В Италии – обращение к собственному классическому наследию (античному, языческому в своей основе) древнего Рима;

На Севере – отражение религиозно-нравственных исканий и движения за духовное обновление - «devozio moderno» (новое благочестие).

Т.о. итальянское возрождение «питается» собственными классическими корнями и античной культурой, северное – наследием средневековой культуры (готики), религиозной в своей основе.

Девиз итальянского Ренессанса – возрождение античности, общая программа – «открытие мира и человека»

Основа идейная – гуманизм и гуманистически образованная личность, воспитанная на идеях религиозного обновления, античных литературных источниках, идеях антропоцентризма и философии неоплатонизма.

В центре ренессансной «картины мира» - новый (идеальный человек, герой, просвещенный правитель, гуманист) человек, наделенный едва ли не божественной силой, волей и жаждой преобразовательной деятельности.

Новое представление о художника как артисте, демиурге, интеллектуале, творящем из ничего и тем самым почти богоподобному.

Огромное значение и власть знаний о мире, природе, красоте (исследовательский дух, дерзкий пытливый ум, изучение законов природы и стремление применить их к устройству общества и человеческой жизни). Представление о единых законах устроения мира. Основа представлений о мире – гармонический миропорядок, божественный в своей красоте, идеальный.

Синкретизм и универсализм знаний – слитность науки, искусства, веры, образно-символическое восприятие мира, толкований законов природы.

Формирование идеальной картины мира на основе идей антропоцентризма, религиозного обновления и исследования законов природы.

Герои – как христианские святые, персонажи библейской и евангельской истории, так и герои античных мифов.

Формирование на основе гуманизма индивидуалистического сознания (буржуазного, аристократического).

Рождение светского образования:

· теоретические интеллектуальные штудии,

· изучение античных источников,

· коллекционирование (книженых собраний, античных памятников искусства, нумизматики),

· наполнение жизни произведениями искусства, поэзией, философией и окружением в лице гуманистически образованных людей.

Огромный толчок в развитии пластических искусств (архитектуры, скульптуры, живописи) и художественной культуры. Данные в эту эпоху мощные импульсы будут развиваться в искусстве на протяжении нескольких веков (ХУП-Х1Х вв.), которые и составят классический период в художественной культуре Европы Нового времени.

Главные художественные завоевания:

· Формирование единой, оптически и пластически убедительной и целостной художественной модели мира через учение о перспективе (линейной, свето-воздушной) и объемно-пластическую моделировку пространсвенных тел;

· Создание наглядной зрительной модели идеального мира (утопической по сути), как бы увиденного непосредственно живым человеческим глазом – «картина как вид из окна», иллюзионистической «картины мира»;

· Появление светской (буржуазной, придворной) культуры и гуманистического мировоззрения;

· Идеальные представления о человеке (богоравный, святой, мученик, герой);

· Универсализм творчества (исследовательский дух, научное и художественно-образное мышлений) – титаны Возрождения (Леонардо, Микельанджело, Рафаэль) – архитекторы, живописцы, скульпторы, поэты, исследователи, археологи;

· Разнообразие локальных «оттенков» Возрождения – появление местных художественных школ (Венеции, Умбрии, Флоренции, Сьены, Феррары, Неаполя и др.);

· Появление архитектурных ансамблей оформления городской площади;

· Появление проектов «идеальных городов»;

· Автономизация скульптуры от архитектуры, появление круглой статуи;

· Появление монументальной скульптуры в городском пространстве (конный памятник);

· Возрождение традиций загородного жилища – виллы и садово-паркового ансамбля;

· Возрождение и расцвет портрета, живописного и скульптурного;

· Появление новой формы в живописи – станковой картины в раме;

· Рождение светских жанров в живописи (портрет, пейзаж, мифологическая композиция – флорентийская и венецианская школы),

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.