Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство ХУШ века

Тема У

Скульптура эпохи Возрождения

 

Небывалый со времен античности расцвет скульптуры во всех формах (монументальной, станковой и декоративной, круглой и рельефа). Пластическое по характеру мышление Ренессанса.

 

Автономизация скульптурного объема и отделение его от архитектурного «тела» здания.

 

Появление особого пространства (оформленного в виде ниши на фасадной стене), предназначенного для размещения в ней скульптуры (статуи или статуарной группы).

 

Появление круглой статуи, предназначенной для осмотра и восприятия с разных сторон (в том числе и в движении вокруг нее).

 

Появление скульптурных монументов для оформления городских пространств (площадей).

 

Сохранение жанра скульптурного надгробия в церковном интерьере, а также превращение пристенного ярусного надгробия в отдельный пространственно-пластический ансамбль погребальной капеллы как воплощение синтеза скульптуры с архитектурой (гробница кардинала Португальского, капелла Медичи, гробница папы Иоанна ХШ).

Появление нового жанра скульптуры – портрета – в разнообразных формах (в виде бюста, рельефного профиля на медали и конной статуи).

Проторенессанс - синкретизм скульптуры с архитектурой:

1. Рельефы бронзовых дверей церквей и баптистериев (А. дела Роббиа, Л. Гиберти)

2. Оформление скульптурой (статуи и рельефы) церковных фасадов и входных пространств (порталов) – Я. Дела Кверча в Сьене, Дж. Пизано

3. Оформление рельефами и круглой скульптурой церковных кафедр – отец и сын Н. и Дж. Пизано в Пизанском соборе и в баптистерии.

Раннее возрождение – автономизация статуарного тела и завоевание скульптурой собственного пространства:


ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХУП-Х1Х вв.)

Лекция 9

Барокко и классицизм в европейском искусстве ХУП века

Искусство первой половины столетия.

Ареал распространения: Италия, Фландрия, Испания

Искусство Контрреформации и католической церкви

Идея глорификации, триумфа, величия

Художественные средства:

  • Контраст как основной художественный принцип
  • Тяготение к величию и монументальной форме
  • Необычные архитектурные планы (овал, многоугольник)
  • Использование кирпича вместо камня (Борромини)
  • Искривленная линия фасада
  • Ломаная линия фронтонов
  • Раскрепованные фронтоны
  • Наличие волют на фасаде
  • Активная пластика стены
  • Наличие сдвоенных колонн на фасаде
  • мощная экспрессия,
  • крупный масштаб,
  • использование разнофактурных материалов и цветовых контрастов
  • патетика
  • изобилие декоративности
  • эмоциональная взволнованность
  • активная динамика
  • центробежное построение композиции

Архитектурные ансамбли площадей Рима (Св. Петра, Навона, Дель Пополо)

Скульптурный убор интерьера собора в Ватикане

Монументально-декоративная скульптура фонтанов и гротов (на площадях, в садах и парках загородных резиденций)

Росписи плафонов церквей (Иль Джезу, Сант Андреа делла Валле), а также светских резиденций и вилл (палаццо Фарнезе и Барберини в Риме) – Андреа дель Поццо, Джованни Ланфранко, Пьетро да Кортона

Система жанров живописи и скульптуры (религиозная композиция, мифологическая сцена, портрет, батальный жанр, натюрморт)

Живописный алтарный образ (официальное католическое искусство) – сцены призвания, видения, апофеоза (триумфа), мученичества - Рубенс, Рибера

Мифологический жанр – Рубенс, Йорданс, Веласкес («Венера с зеркалом»)

Парадный портрет (в том числе и групповой корпоративный) – Бернини (конный, бюст), Рубенс, Ван Дейк, Шампень, Халс

Батальный жанр – Веласкес («Взятие Бреды»)

Натюрморт – Франс Снейдерс

Возвеличивание, идеализация реального героя

 

 

Классицизм ХУП века

Н. Пуссен, Клод Лоррен – создатели «героического» пейзажа.

Натурализм и истоки реализма ХУП века (внестилевая линия)

Начало Нового времени связывают с эпохой географических открытий, изобретением печатного станка и появлением новой религиозной доктрины христианства (протестантизм в различных модификациях от Кальвина до Лютера);

 

ХУП – начало ХХ вв.

 

Начальный период ХУП век – эпоха Контрреформации в Европе

 

В искусстве:

· Эпоха синтеза пространственных (пластических искусств),

· Создание крупнейших городских (Рим, Париж) и загородных ансамблей: папской (Рим) и королевской дворцовой резиденции (Версаль),

· Формирование развитых градостроительных структур (площади Св. Петра, дель Пополо в Риме, Вандомская в Париже),

· Скульптура – часть пространственного синтеза искусств (открытые пространства городские и загородные, монументальный размах, движение света или воды включает, аллегорические фигуры как олицетворение стихий),

· Скульптура как предмет коллекционирования, собирательства, реставрации (восстановления) античных памятников и создание новых работ на античные сюжеты,

· Расцвет квадратуры – монументально-декоративной живописи, религиозной и светской (Италия) – Пьетро да Кортона, Джованни Ланфранко, Андреа дель Поццо,

· «золотой век живописи»,

· величайший художественный и технический уровень живописи,

· время великих стилей (параллельно развивались несколько стилевых систем: барокко, классицизм и т.н. внестилевая линия (будущий реализм)),

· сложение жанровой системы светской живописи,

· сложение национальных школ искусства (Италия, Фландрия, Голландия, Франция, Испания),

· сложение системы официального искусства как отражение господства религиозной и государственной идеологии,

· официальные Королевские художественные Академии,

· разделение теории и практики искусства,

· система частного меценатства наряду с церковью – крупнейшим заказчиком искусства в католических странах,

· сложение художественного рынка в протестантской Голландии.

 

Хронология:

Первая половина ХУП в. – барокко в католических странах (Италия, Испания, Фландрия)

Вторая половина ХУП в. – классицизм во Франции,

В течение всего столетия – внестилевая линия (особенно в Голландии).

 

Караваджизм – крупнейшее течение в живописи первой половины ХУП в.

Натурализм и барочный пафос, драматизм

 

Караваджо:

 

Писал с натуры в мастерской «живую» мизансцену

Изображение людей в натуральную величину

Реальные типажи в религиозной сцене

Новое прочтение сюжета (сквозь призму театральности)

Направленный поток света (идея духовного)

Контраст освещения (погребное)

Кульминационный момент действия (духовное потрясение)

 

Скульптура барокко – Д.-Л. Бернини – мастер развитых ансамблевых структур (фонтаны для площадей Рима, церковная капелла, собор Св. Петра, коллекция собирателя искусства Боргезе).

 

Синтез искусств барокко предполагает включение живых стихий (света и воды) в художественный образ,

 

Тематика:

Морские мифические существа (тритоны, аллегории рек)

античные мифы (Давид, Похищение Прозерпины, Эней и Анхиз, Аполлон и Дафна), религиозное потрясение (Экстаз Св. Терезы),

надгробия,

реликварий гигантский над могилой Св. Петра,

кафедра Св. Петра,

статуи святых (Св. Лонгин),

портреты правителей, князей церкви и частных лиц (Сципион Боргезе, Людовик Х1У, Констанция).

 

Выразительные средства:

· Композиция построена на центробежных ритмах,

· мощная динамика (контропост фигур)

· эффект непосредственной наглядность реально явленного чуда («необыкновенно живые»)

· театральный эффект, повышенная эмоциональность образов, богатая мимика,

· богатая фактура

· сочетание различных (разного характера) материалов,

· сильный декоративный эффект.

 

Середина столетия (1640-60-е гг.) – расцвет искусства, творят самые великие: Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Вермер Делфтский, Халс, Пуссен.

 

Расцвет портрета:

1. парадный (в полный рост, официальный костюм, атрибутика символическая, в интерьере, пурпурный занавес, колонна, стол или кресло с парадными аксессуарами),

2. камерный (полуфигура, в домашней обстановке, «простом» платье),

 

Соединение мифологических и бытовых композиций для воплощения полноты и наглядности жизненного воплощения (Веласкес)

 

«Нравственные» биографии героев Рембрандта – одухотворяющая живопись,

Импрессионистические приемы в живописи – взаимодействие света, цвета и фактуры (Рубенс, Веласкес, Рембрандт), использование многослойных лессировок, эффект незаконченности (эскизности) – у Рембрандта, в частности.

Метод многослойной живописи (т.н. «старых мастеров»).

Расцвет бытового жанра, интерьера и натюрморта в Голландии,

Тематика крестьянской жизни (братья Ле Нэны)

 

Пуссен – мастер классицизма.

 

Француз, проживший почти что всю жизнь в Риме

Занимался теорией живописи (в письмах сохранились его мысли),

Писал для немногих избранных заказчиков (меценатов),

Последовательность и методичность в разработке сюжетного замысла,

Живопись – удовольствие для глаз и способ облагораживания чувств

Теория модусов, или живописных ладов (эмоционально-ритмический и цветовой строй живописи),

Идея соответствия сюжетного замысла выразительным средствам (инвенция): рисунок, цвет,

Определенный метод работы (ящик с прорезными стенками),

Серийность («Семь таинств»): один и тот же сюжет может писать несколько раз, добиваясь его различной эмоциональной окрашенности

Трансформация сюжета в живописную мизансцену с выразительными позами, жестами,

Литературный сюжет (из античного исторического или мифологического источника, библейского предания, литературного сочинения),

Идея благородства и величия человека – героический характер живописи, нравственного подвига, преодоления,

Героический пейзаж (панорама, пленэрные этюды, цветовая перспектива) – персонажи не только стаффаж, но включены в «переживание» природы,

Стилистическая эволюция живописи (от караваджизма и барочной патетики к строгой созерцательной живописи) – от рисовальной графической основы к колористической.

 

Разделение теории и художественной практики (Королевские Академии)

Религиозно-символический смысл натурализма в искусстве ХУП века (от готического натурализма и идеализма)

Караваджо – апостол натурализма (глубокий рельеф живописи) – магический реализм (завораживает- эффект «обманки»)

Новые темы: карточной игры (шулерство), концерт, сводня, гадания, трапезы в харчевне (бодегонес)

Новые жанры: пейзаж (А. Эльсгеймер) + бытовой жанр – потасовки в таверне («бомбоччанти»)

Художественные приемы:

  • Крупный масштаб (фигуры в натуральную величину)
  • Придвинуты к нижней кромке изображения
  • Контраст темного фона с ярким лучом (погребное освещение)
  • Динамичные позы, активные жесты
  • Драматические контрасты света и тени
  • Кульминационный характер сцен
  • Пишет с натуры
  • Техника масла
  • Бытовая трактовка мифологических образов (нарочито сниженный и бытовизированный тон)
  • Композиция – мизансцена театрального типа
  • Эффект непосредственно явленного чуда, житейски простого

Караваджизм – явление интернациональное, захватило всю первую половину столетия (последователи в Голландии, Франции, и т.д.)

Страны распространения реализма: Испания (Веласкес), Голландия (Халс, Рембрандт, Вермер Делфтский), Франция (Жорж де ля Тур, «крестьянский жанр» Ле Нэнов)

Жанры:

Бытовой портрет, интерьер, пейзаж, бытовой жанр

Смешение в художественной практике внестилевого направления с барочным

Низведение в жизнь героя мифологического (литературного) – подлинность чувств и переживаний

 


Лекция 10

Периодизация:

«Лицо» европейского искусства ХУШ века в основном определяют процессы, происходившие во Франции на протяжении столетия, также к концу столетия самостоятельный характер приобретает искусство Англии.

  1. До 1715 (смерить Луи Х1У) – завершение классицистической фазы «большого стиля»
  2. 1715 – 1750-е – стиль рококо
  3. 1750-1770-е – воплощение идей Просвещения
  4. 1770-1790-е – неоклассическая фаза в развитии европейского искусства.

Жан-Антуан Ватто – крупнейший художник Франции начала века. Жанр «галантных празднеств» - общество в парке на природе, музицирование, любовный флирт, театральные сценки. Тема жизни актеров итальянской Комедии дель Арте, портреты («Савояр», «Жиль»). Энциклопедия современной французской жизни в «Лавке Жерсена (вывеска из двух частей)».

 

Рококо сложился к 1720-м гг. и расцвел к середине столетия. Стиль жизни и быта аристократического сословия. Атмосфера игры, флирта, образ жизни как непрерывное театральное действо. Утонченный быт, изящество, фантазия, декоративный акцент, сложные орнаментальные формы. В орнаменте – тяготение к подчеркнуто женственным (округлым, плавным, изгибающимся) растительным формам. Увлечение китайским декоративным искусством («шинуазри»). Облегченный утонченные сочетания цветов, тональные построения колорита (на сближенных цветовых оттенках). Синтез искусств на основе архитектуры – основа стиля рококо.

 

Новые веяния в архитектуре: небольшой городской буржуазный (реже – аристократический) особняк на одну семью (отель); небольшого размера помещения с четко обозначенным практическим назначением; декоративный акцент на убранстве интерьера, торжество безордерных (орнаментальных) форм, живопись приобретает декоративный характер как часть убранства интерьера. Архитекторы: Ж.-Л. Оппенор, Ж. Бофран. П.-А. Деламер. Наиболее известны интерьеры Отеля Субиз в Париже.

 

Представители живописи рококо: Ф. Буше, О. Фрагонар (надолго пережил эпоху), портрет первой трети ХУШ века – от парадного в рост (Г. Риго, Н. Ларжильер) к камерному поясному или погрудному (Ж.-Б. Перроно, Ж.-М. Наттье, Морис Кантен Латур).

 

Крупнейший художник Франции середины века – Ж.-Б.-С. Шарден – натюрморт, портрет и автопортрет, а также бытовые сцены в интерьере. Одухотворенное видение обычных бытовых предметов как живых сущностей. Тонкий и богатый колорист. Мастер интимной лирической семейной сцены, отвечающей буржуазным ценностям.

 

Середина века насыщена идеями Просвещения и складывалась под влиянием его деятелей, философов, публицистов, писателей (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и др.).

В искусство приходят идеи о необходимости «нравственных» сюжетов и воспитательной функции искусства по отношению к зрителю.

 

Воплощение идей Просвещения – в живописи Ж. Б. Греза. Нравоучительные сюжеты, имеющие моральную (поучающую) сентенцию и снабженные текстовыми комментариями («Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания»; «Семейство Паралитика, или Плоды хорошего воспитания»; «Разбитый кувшин» и др.),

 

Скульптура: (Г. Кусту, Ж.-Б. Пигаль, Ж.-Б. Лемуан, Э.-М. Фальконе)

 

Рококо развивает декоративность в скульптурных формах – камерные украшения для камина, украшения интерьера («Мальчик с клеткой», «Любовное послание» Пигаля)

 

Наиболее перспективно развивается портрет в скульптуре, как и в живописи (Бюст Дидро Пигаля, Вольтер, сидящий в кресле), традиционное надгробие (Гробница маршала Мориса Саксонского Пигаля)

 

Э.-М. Фальконе – создатель одного из лучших монументальных произведений, памятника Петру 1 в Санкт-Петербурге («Медный всадник») 1765-70

 

!760-1770-е – сентиментализм в Европе, культ чувств, возвращение к простоте жизни и к природе под влиянием идей просветителя Ж.-Ж. Руссо. Особое значение придается сентиментальному стилю в изобразительном искусстве, аффектированному и дидактическому (обучение нравственности и добродетелям)

 

С середины ХУШ века – новый всплеск общеевропейского увлечения античной археологией и историей Древнего Рима под влиянием начавшихся раскопок древних городов Помпеи, Геркуланума и Стабий, разрушенных извержением вулкана в 79 г. н.э.

 

Археологическая античность позволила открыть заново подлинный мир древнеримской культуры. Воскрешение гражданских идеалов республиканского Рима, суровой мужественности и верности гражданскому долгу. Сильно идеализированный образ под влиянием идей сентиментализма и суровой антикизации.

 

Нарастает революционное брожение в среде французской буржуазии, оказавшейся к концу века главной политической силой во Франции. Непримиримость интересов аристократии и буржуа, нарастание революционных настроений.

 

Искусство эпохи Великой французской революции (1789 - 1795) представляет творчество Ж.-Л. Давида.

 

Первоначально – темы гражданских добродетелей древнеримских патрициев («Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»).

 

«Клятва Горациев» прозвучала как призыв к революции. Произведение искусства становится событием общественного значения.

 

Хроникер революции, оставил множество графических зарисовок портретов деятелей революции, осужденной на смерть королевы, героев, видных представителей революционного Конвента. «Смерть Марата» - живописный монумент мученику революции. «Портрет мадам Рекамье» – один из шедевром неоклассицистического стиля Давида.

Провозгласил призыв к забвению распрей и к примирению нации а своей картине «Сабинянки». Был придворным художником Наполеона («Наполеон в рабочем кабинете», «Коронация Жозефины» и др.)
Лекция 11

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура. Изучения античного теоретического наследия (витрувий) и сохранившихся античных памятников (фиксация | Искусство Х1Х века. Основная проблематика эпохи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.