Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство второй половины ХХ века




Искусство авангарда и раннего модернизма.

ИСКУССТВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Тема У1

 

Лекция 12

Искусство ХХ века -Постклассический период в развитии искусства – с конца Х1Х в (с 1890-х гг.).

Авангард в искусстве начала ХХ века

Модернизм и постмодернизм второй половины ХХ века

Абстракционизм в искусстве

Сюрреализм в искусстве ХХ века

 

Модернизм – первая половина ХХ века

  • Ранний (авангард начала ХХ века)
  • Поздний (включая поп-арт (Э. Уорхолл,))- после Второй мировой войны (конец 1940-х-1950-е –конец 1960-х)

Постмодернизм – со второй половины 1970-х

 

Главная идея модернизма:

отказ от следования традиции (миметичности, правдоподобия), эксперимент, разрыв и противопоставление себя классическому наследию, эстетика парадокса. Обращение к воображению, творческой фантазии, подсознанию.

 

Начало века:

  • Модерн 1890-1910 гг.- (ар нуво, сецессион, югенд-штиль - Франция, Австрия, Бельгия, Польша)
  • Парижская школа – первые два десятилетия ХХ века, после Второй мировой войны центром мирового искусства становится Нью-Йорк, а с конца ХХ в. – Лондон.
  • Символизм (группа Наби, фовисты, А. Матисс)
  • Постимпрессионизм (Сезанн, Ван Гог, Гоген)

 

Авангард (1906-1914/1918- 1920) – период революционного становления новейшего искусства ХХ века:

  • эксперименты кубизма П. Пикассо, Ж. Брака (аналитический, синтетический)) - 1906-1910 - до начала Первой мировой войны (1914); после окончания войны (1918):
  • Экспрессионизм (Норвегия: Э. Мунк; Германия: Шмитт-Ротлуф, Кирхнер, Э.Нольде)
  • Футуризм (У. Боччони, Италия)
  • Дада (Швейцария)
  • метафизическая живопись (Дж. де Кирико, К. Кара, А. Савиньо, Дж. Моранди, Л. де Пизис - Италия)

 

Общие черты творческой программы различных группировок авангарда:

 

  1. Принцип протеста, «перманентного бунта» по отношению к традиционной (консервативной) культуре – антитрадиционализм;
  2. Отказ от классических норм изобразительности, красоты и гармонии; обращение к дисгармонии, визуальному шоку и эстетике парадокса;
  3. Преимущественная ориентация на небывалую формальную новизну, примитивные (низовые) формы, самодеятельное искусство;
  4. Экспрессивная деформация или аналитическое расчленение изображения, игровые преобразования вплоть до чисто формального построения;
  5. Исчезновение изобразительного начала. Произведение искусства – не иллюзия реальности, но самоценный объект реальности, «другой объект» внешнего мира;
  6. Тенденция к размыванию границ между искусством и реальностью в новых художественных практиках авангардного искусства;
  7. Идеал – открытое произведение искусства, непосредственно включенное в материальную среду, окружающую человека;
  8. Отвергают замкнутые в себе, законченные, самодостаточные формы; стремятся открыть их с помощью реальной динамики, движения, или мысленной трансформации, происходящей в сознании (воображении) зрителя;
  9. Отказ от завершенности творческого процесса; культивируют приему спонтанности, случайности, творческой «непреднамеренности», как бы автоматически порождающих форму (акционизм и кинетическое искусство в 1960-е гг.);
  10. Художественное произведение предполагает множество различных, зачастую расходящихся интерпретаций – открыто в смысловом истолковании; предполагает также встречную активность зрителя-соучастника в процессе становления художественного смысла;
  11. Вовлекают публику в прямые действия как соучастников творческого акта (хэппенинг, кинетическое искусство);
  12. Интерес к синтетическим формам творчества (монументальная живопись и скульптура, керамика и ковроделие, садово-парковые композиции, сценография, витраж, оформительское искусство, дизайн).

 

Основные направления модернизма (взаимно переплетались):

  • Примитивизм (М. Шагал)
  • Абстракционизм: геометрический, лирический (В. Кандинский, П. Клее)
  • Сюрреализм (С Дали, Р. Магритт, П. Дельво, И. Танги)

Общие черты сюрреалистического искусства:

· Освобождение подсознательных импульсов творчества,

· Фантастика абсурда,

· Алогизм, парадоксальные сочетания форм,

· Зрительная неустойчивость восприятия (визуальные метаморфозы),

· Изменчивость образов,

· Экспериментальные техники т.н. «автоматического письма»: фюмаж, фроттаж, декалькомания.

 

Новые художественные практики (основываются на принципе игры):

  • Коллаж (в традиционной живописи)
  • Инсталляция (предметные)
  • Рейди-мейд (готовое изделие) – М. Дюшан
  • Энвайронмент (пространственно-ландшафтные)
  • Боди-арт (телесные)
  • Перформанс, акция, хэппенинг (поведенческие)
  • Видеоарт (техницизированные)
  • Медиоарт (цифровое (виртуальное) пространство)
  • Дизайн (создание гармонической предметно-пространственной среды, окружающей человека) – Баухауз – техническая школа в Веймаре – В. Гропиус, Мис Ван де Рое

 

Рождение концептуального искусства (главенство и самодостаточность оригинальной творческой идеи, «концептуальный жест»)

 

Основной метод – эклектика, смешение художественных языков классического и постклассического.

 

В постмодернизме – возврат к классике, метод цитирования ее фрагментов и их смешения по принципу коллажа (калейдоскопа) и в зависимости от индивидуального вкуса

 

Искусство становится индустрией производства, а произведение искусства - товаром – мировой художественный рынок. Основной критерий качества – востребованность на художественном рынке.

 

Художественная критика – конвенциональный характер (что считать искусством определяется узкими рамками договоренностей внутри определенной группировки)

Утопический характер искусства (идея преобразования мира на началах искусства) – реализуется в творческом манифесте группы или автора

 

Предмет искусства расплывчат и сливается с самой жизнью, а жизнь стремится превратиться в спектакль (индустрия моды, кино, шоу-бизнес)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.