Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранний период (1914-1917 годы)




Творчество Сергея Александровича Есенина

(1895-1925)

 

1) Ранний период: 1914-1917 годы;

2) Идея «мужицкого рая» в «маленьких поэмах» С. Есенина;

3) Конфликт «живого» и «железного» в лирике 1920х годов;

4) Поэтические циклы «Москва кабацкая», «Персидские мотивы» как отражение духовного кризиса поэта и выхода из него;

5) Жанр поэмы как итоговое завершение творческого пути С. Есенина;

6) Своеобразие поэтической системы С. Есенина. Лирическая образность.

 

Современное литературоведение рассматривает творчество Есенина как единый роман-исповедь. Обращается внимание на исповедальность Есенина, на поэтические имиджи, которые меняются: от Леля, Пастушка до образа денди, «двойника Пушкина».

Особая авторская концепция мира и человека, выражающаяся в особой органики всего живого, слиянности человека, природы, животного мира. Более философская основа — единство земли и неба как некоего целостного мира. Лирика проникновенна и органична, потому что особенность поэтического видения Есенина, в слиянности этих начал, в умении видеть поэтическое в будничном (например: Осень — рыжая кобыла — чешет гриву; Ягнёночек кудрявый — месяц / Гуляет в голубой траве; На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла).

Поэзия Есенина уходит корнями в фольклорные истоки. С другой стороны — верность классическим канонам, пушкинскому слову. Основное — это образ России. Нет стихов о любви, осталась единственная любовь — к России.

Пытались объяснить уход Есенина из жизни. М. Горький: «Драма глиняного горшка, столкнувшегося с чугунным, драма человека деревни, который насмерть разбился о город». З. Гиппиус: «Пил, скандалил, заскучал — повесился».

Песенная культура — с детства. Религиозные мотивы, библейская образность. Есенин их преломлял, насыщал особым органическим содержанием. Обращение к родной природе, к пейзажной лирике.

Есенин по настоянию отца уехал в город, в Москву, устроился в лавку купца Крылова, потом ушёл в типографию. Учился на историко-философском факультете народного университета.

Первые стихи 1910-1912 годов — подражательные (в духе Некрасова, Кольцова). Романтическая традиция поэта — народного страдальца. Уже в эти годы — образ Руси, крестьянского быта, а также библейские образы. Образ Христа, божьих странников, Николая Угодника, Миколы, мотив покровительства, мотивы перезвона в рощах и дубравах, праздник Спаса и др.

1915 г. — в Петербург. Знакомится с Фёдором Сологубом, Рюриком Ивневым, Николаем Клюевым и др. Поначалу воспринимали в образе Леля-пастушка. Выступал в крестьянской рубашке. В. Маяковский следил за творчеством Есенина.

1916 г. — сборник «Радуница». Центральная тема — тема Руси. Русь — это не только картины родной природы и крестьянского быта, это раздумья об историческом пути России, мотив пути, дороги, раздумья о судьбе человека. Русь предстаёт в веселье, в печали, Русь кроткая и Русь буйственная, стремящаяся к разгулу, удали. Поэтому Есенин сам признавал, что уже в детстве он метался от молитвенной смиренности к озорству. В ранней лирике тоже звучит бунтарская тема. «Наша вера не погасла» (1915). Разбойничьи песни, образы вора, бродяги, путника, странника. Образ ножа за голенищем. Начинает нарастать тема диссонанса, раздвоенности в представлении Руси. Особенно эти мотивы нарастают в период Первой мировой войны. Кризисные настроения, революционные всплески влияют на поэтическое сознание поэта.

Холодной скорби не измерить, / Ты на туманном берегу. / Но не любить тебя, не верить — / Я научиться не могу.

 

2. Идея «мужицкого рая» в «маленьких поэмах» С. Есенина

Поэт пытается соединить два взгляда: историю и современность. Обращается к жанру маленькой поэмы. Пишет целый цикл с 1914 до 1917 года Поэма «Товарищ»: появляется образ Богородицы с Христом на руках. Поэма начата в 1914 году, напечатана — только в 1917м. Бедная семья, отец Мартина работает, чтобы прокормить сына. Дома — кошка, глухая, не могла ловить мышей. Единственная еда — чёрствая горбушка. Демонстрация. Иисус гибнет вместе с Мартином. Романтизирует библейские сюжеты.

«Марфа Посадница», «Ус», «Русь». Особое место занимают поэмы о новом Назарете, передающие утопию мужицкого рая. «Певущий зов», «Октоих», «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Иорданская голубица». Автор развивает идею мужицкой свободы. Революция — некая утопия. Все равны, все братья, все народы и племена садятся за один стол. «Микола».

Отталкиваясь от исторической достоверности, автор проецирует её на современность. «Марфа Посадница» — вдова новгородского посадника, который возглавил оппозицию бояр против московского князя Ивана III. Новгородское ополчение боролось за свою свободу, но потерпело поражение.

«Ус» — донской казак Василий Ус, предшественник Степана Разина.

«Инония» — иная страна. Отказ от привычной религии. Новый мир, новый человек, новый Спас, Спас не против человека, а вместе с людьми. Рай — где нет податей за пашни. Мотив пророчества, где вместо пророка Иеремии выступает Сергей Есенин.

«Преображение»: попытки увидеть нового Христа.

 

3. Конфликт «живого» и «железного» в лирике С. Есенина 1920х годов

Конфликт «живого» и «железного» — с 1917-1918 годов, когда страна вверглась в хаос, когда поэт понял: «Идёт совсем не тот коммунизм, о котором я думал». Эпоха умерщвления живого. «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху, когда идёт умерщвление личности как живого» (1920).

Деревня доживает последние дни, находится в агонии. Проехал с друзьями-имажинистами по стране — это убедило Есенина в таком мнении. В Туркестане — наоборот. У родителей сгорел дом — они доживали в амбаре. Когда вернулся в Константиново, не узнал село. У односельчан нет ситца, керосина.

Поэма «Сорокоуст» — поэма об уходящем прошлом России.

Начинает нарастать протест. Поэту тоже не остаётся места. Жеребёнок, который пытается обогнать железный паровоз.

Бунтарь, который начинает метаться, уходит на дно кабацкое, которому ближе низовая, отверженная стихия. Отсюда складывается цикл «Москва кабацкая».

«Пугачёв». Пугачёв трагичен: он жесток, но эта жестокость оправдана самим временем. Представляет обобщённый взгляд: судьба Пугачёва — судьба народа.

 

4. Поэтические циклы «Москва кабацкая», «Персидские мотивы» как отражение духовного кризиса поэта и выхода из него

Лирический герой цикла «Москва кабацкая» переполнен тоской, ужасом перед тупиком жизни, в котором он оказался. Он мечется, растрачивает себя на потребу публики. Сложное отношение к России, потому что она повернулась теперь азиатским ликом. Чёрные, мрачные краски. Нет поклонения женщине, женщина — «паршивая сука». Так он выражает муку отказа от прежних идеалов. Разобщённость с окружающим миром.

Эмиграция: думал, что за границей найдётся место имажинизму. Когда вернулся, уже перерос имажинизм. Происходит переоценка: пытается взглянуть на советскую Россию новыми глазами, смотрит на неё по контрасту с зарубежными странами. За границей чувствовал себя плохо, считает зарубежную действительность несвободной, мёртвой. Письма Сахарову, Мариенгофу: он устал, на искусство всем наплевать. «Северянинщина».

Считает теперь, что у России новые исторические возможности.

1924-1925 годы — самые плодотворные годы. Поездка на Кавказ (Баку, Тифлис, Батуми). Циклы «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная» (все 1924 года). Обращается к жизни советской деревни. Мотив раздвоенности в душе лирического героя, потому что, с одной стороны, поэт радуется тем переменам, которые он увидел (по контрасту с зарубежным миром, плюс крестьяне уже встали на ноги), а с другой — поэт в этой жизни не находит места для себя. Отсюда опять мотивы лирической грусти, ностальгии. «Здесь жизнь сестёр — сестёр, а не моя».

«Возвращение на родину». Пушкинский, байронический мотив. «По-байроновски лает собачонка, меня встречая снова у ворот». Мотив изгнанничества, разъединённости от родной почвы.

«Приемлю всё… но только лиры милой не отдам».

«Русь бесприютная» — порождение новой власти. Мотив беспризорничества. «В душе заныла прежняя боль, и снова захотелось мне скандалить». Русь, потерявшая свои исторические ориентиры. Поэт чувствует себя бродягой в этом мире.

Поэма «Гуляй-поле»: мотив вольницы, несущейся в никуда. Что дальше?

Выход из творческого кризиса. «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы» (писались на Кавказе) — контрастные циклы. В этих стихах начинается выход из кризиса. Стихи «Любовь хулигана» (маленький цикл): «Любовь хулигана», «Ты такая же, как прежде», «Заметался пожар голубой». Маска хулигана, изгоя ещё есть, но «первый раз отрекаюсь скандалить». Роман с Августой Миклошевской. Ноты счастья, духовного обновления, появляется интерес к жизни. Мотивы возрождения. Особенно они развернулись в цикле «Персидские мотивы». «Любовь хулигана» посвящена Чагину.

В цикл «Персидские мотивы» входят 15 стихотворений, хотел написать 20. Вместо вина теперь пьёт ароматный чёрный чай. Лирический герой — поэт, который прибыл лечить свои раны. Соединение 3х мотивов: любви к женщине, к родине и к поэзии. Судьба поэта, его предназначение — главная цель духовных поисков.

Тема любви к женщине. Три линии: Лала (Лола), Гелия, Шаганэ. Шаганэ изменила, поэт прощает её. Для него Шаганэ — это не просто любимая женщина, но и духовная суть Персии, её лик. С ней он ведёт постоянный диалог, и в этом смысле «Персидские мотивы» имеют мощную драматургическую основу. Сопоставление европейской и восточной цивилизаций.

Любовь к родине. Элемент тоски, ностальгии. Этот мотив нарастает, и лирический герой, исцелившись, понял, что пришло время расстаться с Персией и вернуться на родину.

Мотив поисков поэзии, предназначения поэта — центральный. Использует форму стилизации под восточную поэзию, рубаи. Соловей, поющий песню розе. Поэт постоянно вспоминает Шираз («Если ты не из Шираза, значит, ты не поэт»). Пытается вникнуть в поэтическую культуру Востока. П. Тартаковский: это не подражание, а диалог с восточной поэзией — поэт утверждается в собственном поэтическом голосе. Параллели с Омаром Хайямом. Поэтические традиции Востока: поэт — это безумный странник, ищущий смысл жизни. Может быть, параллель с «Мцыри» Лермонтова. Назад, в забытьё, или вперёд, к тревогам жизни. Поэт, укрепившись в том, что у него есть собственный голос, покидает Персию. Этому предшествует любовная драма. 11е стихотворение: поэтическая позиция.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.