Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. Булгаков

«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

 

В середине 20-х гг. Булгаков обращается к сатирическому жанру. В 1923 г. он пишет повесть «Дьяволиада», в 1924 г. – «Роковые яйца», а в 1925 г. – «Собачье сердце». Первые две были опубликованы, а «Собачье сердце» увидела свет лишь в 1987 г. Отношение писателя к действительности нашло выражение в выборе жанра, по его определению, «фантастического реализма». В известном письме к Правительству от 28 марта 1930 г. Булгаков, представляя себя, говорил, что он безусловный сторонник свободы творчества и «Великой Эволюции», что лучшим слоем в стране считает интеллигенцию. Вторжение в естественный процесс исторического развития, коим писатель считал революцию, вызвало к жизни уродливых мутантов. Чтобы обнажить сатирический ракурс своего видения действительности, Булгаков соотносит социальный эксперимент с медицинским. Реальную основу тому дали получившие в 20- гг. известность медицинские опыты по омолаживанию. Профессор Преображенский замахивается на более смелый эксперимент – он пытается путем пересадки яичников и гипофиза от человека к собаке превратить собаку в человека. Однако созданное Преображенским «лабораторное существо» Полиграф Полиграфович Шариков, хоть и сбросил шерсть, и ходит на двух ногах, но не стал явлением нового человека, а, как и его донор, люмпен, пьяница и рецидивист Чугункин, - агрессивный грубиян, невежда с плебейским нахрапом. Он настроен не исполнять гражданские обязанности, не создавать, а лишь требовать, использовать, спекулируя на своем пролетарском происхождении. Дело доходит до того, что он поднимает пистолет на профессора Преображенского, давшего ему жизнь. И лишь вмешательство помощника Борменталя спасает профессору жизнь. Таким образом, не только беду, но и реальную угрозу воинствующего хамства в отношении к современному обществу и культуре увидел Булгаков в расплодившихся широко Шариковых.

Политическую остроту повести подчеркивают фигуры Швондера и Борменталя. Именно Швондер, хоть и мелкий, но все-таки проводник новой власти, просвещает Шарикова о его пролетарских правах, дает ему читать переписку Энгельса с Каутским, обеспечивает Полиграфа Полиграфовича документами, внушает ему право на «уплотнение жилплощади» Преображенского. Швондеру и Шарикову активно противостоит в повести в первую очередь интеллигент Борменталь. Преображенский сначала склонен проявлять щепетильность в отношении судьбы Шарикова. Но Борменталь решительно настаивает на том, чтобы провести операцию по возвращению Шарикову облика собаки и тем самым обезопасить от него себя и общество.

Конец повести оттеняет всю остроту ее социальной проблематики. Если медицинский эксперимент всего лишь эксперимент и находится во власти ученого, то роковой общественный «эксперимент» влечет за собой трагические последствия.

О том, что Булгаков в свое время был точен в своих наблюдениях и опасениях, подтверждает сатирическая пьеса Маяковского «Клоп» (1929 г.), в которой родственный Шарикову персонаж, рабочий-перерожденец Присыпкин, будучи перенесенным из 1929 в 1979 г., обращается в зал: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке?..». Смысл этой сцены в том, что многие, сидящие в зале родственные Присыпкину хамы и мещане 1979 г., уже не имеют симптомов «обывателиуса вульгариса»: не требуют выпить, не ругаются и не плюются на пол, но по своей сути те же, что и Присыпкин.

Повесть «Собачье сердце» - блестящее продолжение традиций Гоголя и Салтыкова-Щедрина, принципам которых Булгаков следовал всю свою творческую жизнь.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Андрей Платонович
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.