Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чингиз торекулович

АЙТМАТОВ

(1928 - 2008)

 

Говоря об Айтматове, хочется вспомнить кыргызский афоризм: «Каждая эпоха посылает на скачки своего всадника». Таким всадником эпохи ХХ в. был Чингиз Айтматов, который неустанно размышлял о насущных проблемах времени, он является писателем всемирного масштаба, его творчество несет в себе ту истину, что литература должна быть не только человековедением, но и человечествоведением. Книги писателя во всем мире нашли горячее признание. Книги Айтматова изданы тиражом более 80 млн. экземпляров на 176 языках. Он лауреат многих премий, награжден 102 орденами и золотыми медалями 63 государств.

Родился Ч.Айтматов 12 декабря 1928 г. в Кыргызстане, в кишлаке Шекер, что в Таласской долине. Отец Айтматова был яркой личностью, занимал должность секретаря Кыргызского обкома партии, получил образование в Москве. В 1937 г. он был незаконно репрессирован. Мать писателя одна вырастила четырех детей. Чтобы помочь семье, Чингиз с десяти лет работал в поле, во время войны в возрасте четырнадцати лет стал секретарем аилсовета, решал разные вопросы, связанные с жизнью села.

Наряду с писательской деятельностью Айтматов много лет возглавлял Союз кинематографистов Кыргызстана. Многие произведения писателя экранизированы по его же сценариям. Почти два последних десятилетия своей жизни Айтматов занимался также дипломатической деятельностью.

По окончании Джамбульского зооветтехникума поступил в Кыргызский сельскохозяйственный институт и окончил его в 1953 г. В период учебы Айтматов начинает сотрудничать в республиканской печати, пишет очерки и корреспонденции. По окончании института будущий писатель три года работал в опытном животноводческом хозяйстве. Затем Айтматов, поняв, что его призвание литература, отправляется в Москву, где поступает на двухгодичные литературные курсы.

После их окончания Айтматов работал журналистом в республиканской печати, а затем, в течение пяти лет, собственным корреспондентом газеты «Правда» в Кыргызстане. К этому времени Айтматов уже в совершенстве владеет наряду с родными русским языком, который хорошо знал с детства, знакомится с богатым наследием русской и мировой литературы. Но, конечно, в первую очередь в становлении его как писателя большую роль сыграло приобщение к родному фольклору, знаменитому эпосу «Манас», имеющему 1000-летнюю историю. Немалую роль сыграла в этом бабушка по отцу, которая была поистине «кладом сказок, старинных песен, былей и небылиц».

Вхождение Айтматова в литературу ознаменовано выходом в свет повести «Лицом к лицу» (1957). Но всесоюзную и мировую известность принесла Айтматову повесть «Джамиля», опубликованная в 1958 г. в журнале «Новый мир». Очень высоко отозвался о ней французский поэт Луи Арагон: «Для меня это самая прекрасная на свете повесть о любви». Повесть «Джамиля» была сразу переведена на многие европейские языки, позднее она вошла в книгу «Повести гор и степей», которая в 1963 г. получила Ленинскую премию.

В этой повести очень поэтично описано за - рождение и торжество любви в сердцах одинокого и искалеченного войной Данияра и Джамили. Драматизм ситуации в том, что муж Джамили, который тоже воевал и был ранен, вот-вот должен вернуться домой после госпиталя. Сила любви, вспыхнувшая в сердцах Данияра и Джамили, помогает им преодолеть установившиеся обычаи и условности и уйти из аила.

Другим произведением, привлекшим к себе внимание читателя, явилась повесть «Материнское поле» (1963). Это горькая исповедь женщины-матери Толгонай, потерявшей на войне троих сыновей. Великая труженица, взвалившая на свои плечи во время войны все тяготы бригадирских забот, Толгонай сохраняет в своем сердце большой резерв душевной щедрости и оптимизма.

Заметным явлением в литературе стала повесть Ч.Айтматова «Прощай, Гульсары!» (1967). Это первое произведение Айтматова, написанное на русском языке, с этого времени он становится русскоязычным писателем. Повесть рассказывает о тяжелой драме Танабая Бакасова, верного коммуниста, одного из организаторов колхозов, но именно в силу своей честности и принципиальности оказавшего не у дел. Грустная история коня Гульсары, грубым вмешательством председателя лишенного своей удали и красоты, оттеняет судьбу Танабая. «Прощай, Гульсары!», звучит как «прощай, красота». Это приговор писателя колхозному укладу жизни деревни.

Новым этапом в творчестве Айтматова и в литературе 70-х гг. в целом стала повесть «Белый пароход» (1970). Именно в связи с ее появлением критика впервые заговорила об обращенности к мифу как тенденции современного литературного процесса. Легенда о Рогатой матери-оленихе, рассказанная в «Белом пароходе», прозвучала как напоминание об ответственности человека перед природой. Цена ее велика, ибо в этом и последующих произведениях Айтматова показано, что пренебрежение природой, жестокость по отношение к ней оборачиваются детоубийством. Главный конфликт повести – конфликт между добром и злом, воплощенный в противостоянии деда Момуна и злого его зятя, объездчика Орозкула. В атмосфере вседозволенности и приспособленчества он любой ценой пытается сделать карьеру, пренебрегая всем святым. А дед Момун, будучи честным, небогатым, не имеющим власти и к тому же физически слабым, не может противостоять Орозкулу. Конфликт развивается до парадокса: действия Момуна фактически становятся причиной гибели его любимого внука. Добро, лишенное опоры в обществе, становится орудием зла, предупреждает писатель. Повести «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход» удостоены Государственной премии СССР (1968 и 1977 гг.).

Повесть «Пегий пес, бегущий краем моря», написана Айтматовым по мотивам мифа, услышанного им от зачинателя нивхской литературы Владимира Санги. Повесть рассказывает о том, как трое опытных нивхов забирают с собой в плавание одиннадцати летнего Кириска, ибо пришла пора, как это надлежит настоящему мужчине, встретиться с морем, научиться охоте, чтобы суметь стать кормильцем семьи. Но во время плавания все более уменьшается запас воды и один за другим самовольно уходят в морскую пучину старейшина рода Орган, отец Кириска Эмрайин и дядя Мылган, чтобы дать возможность выжить и продолжить род самому младшему – Кириску. Эту «поэму о самопожертвовании» (В.Санги) Айтматов использовал для того, чтобы напомнить о долге каждого – заботиться о сохранении во вселенной человеческого бытия.

Очень актуально прозвучал вышедший в свет в 1981 г. первый роман Ч.Айтматова «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). В нем синтезированы ведущие темы творчества писателя, его стилевые находки.

Действие романа разворачивается в крохотном поселке Боранлы-Буранном, затерянном в сарозекских степях. Но это островок доброты и единства людей; главные герои романа, работники железной дороги Едигей и Казанчап, – это люди трудолюбивой души.

В своем исследовании жизни Айтматов опирается на емкую категорию Памяти как нравственную и социальную одновременно. Это эквивалент человечности, общественной, коллективной сущности человека и в то же время это эквивалент Истории, Времени.

Все события в романе происходят в течение одного дня. Но этот день вмещает себя и всю жизнь Едигея (через воспоминания), и мудрость веков, запечатленную в легендах, и опыт истории страны, пропущенные через его сердце. И опыт этого «дня» - духовный капитал будущих веков. Отсюда и название романа: «И дольше века длится день». Тема памяти в прямом и философском смысле является основной в сюжете о «манкурте» (рабе). Она же является опорной в развитии фантастического сюжета.

«Фантастическое, - говорил Айтматов, - это метафора жизни, позволяющая увидеть ее под новым, неожиданным углом зрения». И иначе, космическая история понадобилась ему для того, чтобы в парадоксальной, гиперболизированной форме напомнить о той опасности для человечества, которой чревато современное состояние мира.

В 1986 г., в преддверии перестроечных процессов, вышел в свет роман Ч.Айтматова «Плаха». Ценно то, что он обращен к проблемам современности: впервые в литературе писатель заявляет об угрозе наркомании, обнажает острый социальный и нравственный кризис на всем советском пространстве. Айтматов творчески развивает композиционный прием Булгакова в «Мастере и Маргарите» - два романа в одном. В обоих романах «Плахи» параллельные сюжетные линии двух героев Авдия и Бостона, как бы подтверждая и усиливая друг друга, развиваются до логического конца, обнаруживая жестокий парадокс – самые лучшие приходят к плахе.

В 1994 г. вышел в свет роман Айтматова «Тавро Кассандры», а в 2008 – «Когда падают горы (Вечная невеста)». В этих романах поднимаются актуальные проблемы ответственности науки перед обществом, защиты природного мира, необходимости братского единения людей земли.

Рассмотрение в совокупности произведений Айтматова позволяет говорить о своеобразии стиля писателя. Его отличают острое внимание к жизненным реалиям и одновременно широта философских обобщений, соединенные с яркой образностью, метафоричностью, тонкой психологической разработкой характеров. Произведения писателя отличаются мастерским построением сюжета, нередко в нем наблюдается развитие двух и более параллельных сюжетных линий, усиливающих и как бы подсвечивающих друг друга, развитие конфликта до парадокса, остро обнажающего мысль писателя, обращение к фантастике, мифам и легендам. Романы Айтматова, нам кажется, являют собой перспективное направление в развитии этого жанра в литературном процессе XXI века.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.