КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое обеспечение
Тема 3 Комплексное обеспечение инновационной деятельности 1. Правовое обеспечение. 2. Нормативно-методическое обеспечение. 3. Финансовое и материальное обеспечение. 4. Информационное обеспечение и статистика инноваций. Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровнях. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.» Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям: ♦ правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.); ♦ законы и нормативные акты по системам: • стандартизации; • метрологии; • сертификации товаров и услуг; • защиты прав потребителей; • антимонопольной политики; • управления качеством товаров; • безопасности и охраны труда и др.; ♦ законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды; ♦ правовое регулирование формирования и функционирования фирмы. Без качественного правового обеспечения системы менеджмента компании по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить ее стабильное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня: региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня, будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой.
Однако Российская Федерация в настоящее время находится на стадии перехода к рынку как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие из перечисленных направлений правового обеспечения находятся на стадии обновления. Основное место в системе правового обеспечения инновационной деятельности и предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации. В ней впервые изложены принципы и условия развития законного предпринимательства, права граждан, занимающихся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, и даны гарантии этих прав. С 1 января 1995 г. первой частью Гражданского кодекса (ГК) РФ введены в действие основополагающие положения предпринимательской деятельности: равенство экономических отношений субъектов предпринимательской и инновационной деятельности; разделение и неприкосновенность собственности; обеспечение восстановления нарушенных прав; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; механизм создания, реорганизации и прекращения деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; имущественная ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей и т. п. — что позволило развивать предпринимательские начала в инновационной сфере. Кроме этого, в первой части ГК РФ сформулированы основные положения о регламентации заключения и исполнения сделок и общие положения о договорах, которые обстоятельно развиты во второй части кодекса.
Вторая часть ГКРФ, введенная в действие 1 марта 1996 г., отражает систему договорных отношений, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты (включая такие отношения, как выполнение НИОКР и технологических работ, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, финансовая аренда, сделки с недвижимостью; договоры подряда на выполнение проектных и изыскательских работ); а также особенности обязательств, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности между хозяйствующими субъектами. Таким образом, с введением второй части ГК РФ в России установлена система правовых гарантий субъектам предпринимательства, что является важным условием развития в стране предпринимательской деятельности. Третья часть ГК РФ введена в действие с 1 июля 2002 г. Постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» от 25 декабря 1993 г. № 1347 определены основные направления работы научных центров, по которым осуществляется целевое финансирование. К ним относятся: ♦ проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других НИР; ♦ поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, обновление основных производственных фондов, обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации действующей стендовой, метрологической и производственной баз центров; ♦ информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной, а также пользование электронными информационными сетями, в том числе международными; ♦ подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров; ♦ участие в международном научно-техническом развитии. Для развития инновационного предпринимательства большое значение имеет реализация Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). В законе определены научно-исследовательская и научно-техническая деятельность. Научно-исследовательская деятельность направлена на получение и применение новых знаний; научно-техническая — на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Важное значение имеет закрепление законом права субъектов научной и научно-технической деятельности на обоснованный риск в научной или научно-технической деятельности.
В упомянутом законе определен порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики России и т. п. В законе также определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации научно-технической политики; порядок организации и проведения экспертиз научной и научно-технической деятельности; порядок финансирования и другие вопросы, касающиеся государственной научно-технической политики. Важное значение в повышении эффективности инновационной деятельности имеет российское законодательство в области обеспечения и сертификации качества [16]. Рассмотрим основные законы. Ø 1992 г. Указом Президента РФ был принят Закон РФ «О защите прав потребителей». Приоритетным правом согласно данному закону является право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для его жизни и здоровья, получение информации о товарах и их изготовителях, государственную и общественную защиту его интересов. Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, которые не связаны с извлечением прибыли.
Безопасность товаров предусматривает безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя и окружающей среды. Изготовитель обеспечивает безопасность товара в течение установленного срока службы или годности. Если срок не указан, то в течение 10 лет. Защиту прав потребителей осуществляют федеральный антимонопольный орган и его территориальные структуры, федеральные органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, охране окружающей природной среды и др. Ø 2002 г. Президентом был принят Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». Закон регулирует отношения, возникающие при: ♦ разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; ♦ разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; ♦ оценке соответствия. Приведем другие понятия из федерального закона: ♦ аккредитация — официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия; ♦ безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; ♦ декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; ♦ знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту; ♦ идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам; ♦ контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки; ♦ международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией; ♦ национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации; ♦ оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; ♦ подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; ♦ продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях; ♦ риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда; ♦ сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; ♦ стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях.их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; ♦ технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: ♦ применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; ♦ соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; ♦ независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; ♦ единой системы и правил аккредитации; ♦ единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; ♦ единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; ♦ недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; ♦ недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; ♦ недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; ♦ недопустимости внебюджетного финансирования государствен-, ного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Технические регламенты принимаются в целях: ♦ защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; ♦ охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; ♦ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: ♦ безопасность излучений; ♦ биологическую безопасность; ♦ взрывобезопасность; ♦ механическую безопасность; ♦ пожарную безопасность; ♦ промышленную безопасность; ♦ термическую безопасность; ♦ химическую безопасность; ♦ электрическую безопасность; ♦ ядерную и радиационную безопасность; ♦ электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; ♦ единство измерений. ♦ повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, ♦ повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ♦ обеспечения научно-технического прогресса; ♦ повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; ♦ рационального использования ресурсов; ♦ технической и информационной совместимости; ♦ сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; ♦ взаимозаменяемости продукции. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: ♦ добровольного применения стандартов; ♦ максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; ♦ применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если это признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; ♦ недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; ♦ недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; ♦ обеспечения условий для единообразного применения стандартов. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: ♦ национальные стандарты; ♦ правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; ♦ применяемые в установленном порядке классификации общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; ♦ стандарты организаций. Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства [25]. Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива), выступающий в различных формах: ♦ научные открытия и изобретения; ♦ результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ; ♦ образцы новой продукции, новой техники и материалов, полученных в процессе НИОКР, а также оригинальные научно-производственные услуги; ♦ оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого характера, включая сферу маркетинга; ♦ новые технологии, патенты и т. Д. Смысл и предназначение правового регулирования интеллектуальной собственности в широком смысле заключается в охране и стимулировании развития интеллектуального потенциала страны. С учетом разнообразия объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, промышленная собственность, научная собственность и др. Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта. Оно предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, литературных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать, принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти. Авторское право распространяется на любые творческие результаты независимо от формы, назначения и достоинств интеллектуального продукта. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры, инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения и т. д., т. е. все то, что подлежит защите против возможного недобросовестного использования и конкуренции. Сюда относятся также авторские права создателей интеллектуального продукта, добровольно переданные ими предприятию (организации, учреждению, фирме и т. д.) для использования в полную собственность. Согласно авторскому праву объекты интеллектуальной собственности в различных формах (патентные права, ноу-хау, программная продукция и т. д.) являются предметом купли-продажи, а также могут служить паевым вкладом или частью уставного фонда предприятий (финансово-инвестиционных корпораций). Для целей правового регулирования в законодательстве выделяются виды и типы объектов интеллектуальной собственности, требующие правовой защиты и особых форм ее осуществления. Специфика отдельно взятого объекта интеллектуальной собственности и механизм ее правовой защиты в значительной мере определяются сущностью созданного интеллектуального продукта и фазой инновационного цикла (научные исследования — разработки — производство — сбыт — потребление), на которой этот продукт был получен. Так, интеллектуальная собственность на стадии фундаментальных и поисковых исследований выступает в форме новых научных знаний, теорий, научных открытий и т. п., объединенных понятием результата научной деятельности. Специфическими признаками научной деятельности являются: ♦ самостоятельность, предполагающая непосредственное участие субъекта этой деятельности в получении ее результата; ♦ творческий характер, обозначающий, что данная деятельность дает результат, не имеющий на данный момент аналогов. Например, теория как интеллектуальная собственность может быть представлена в виде системы новых идей в данной области знаний. Научное открытие — это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений в той или иной жизненно важной области деятельности. Прикладные исследования направлены на использование результатов фундаментальных исследований для решения практических задач. На этой стадии интеллектуальная собственность выступает в форме разнообразной научно-технической продукции Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст. 6, п. 4). Авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо объективной форме: ♦ письменной; ♦ устной; ♦ звуко- или видеозаписи; ♦ изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж и т. д.). На письменные произведения авторское право закрепляется указанием в них знака ©, после которого пишутся фамилия, инициалы или наименование юридического лица, год (годы) издания. Регистрации этого знака в Российском авторском обществе не требуется (ст. 9 упомянутого закона). Правовое обеспечение инновационной деятельности, в том числе защита интеллектуальной собственности, осуществляется следующими нормативными актами. 1. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. 2. Об авторском праве и смежных правах. Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1. 3. О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. 4. Устав Российского авторского общества (РАО). Принят 12 августа 1993 г. 5. Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г. 6. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1. 7. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1. 8. О правовой охране топологий интегральных микросхем. Закон РФ от 1992 г. № 3526-1. 9. О порядке использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых действующими на территории РФ авторскими свидетельствами на изобретение и свидетельствами на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 648. 10. О порядке применения на территории РФ некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах. Постановление Сов. Министров — Правит. РФ 11. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482. 12. Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров. Утверждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793. 13. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Принята в Париже 20 марта 1883 г., неоднократно пересматривалась, в последний раз — в Стокгольме 14 июля 1967 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 19 сентября 1968 г.' 14. Законодательное обеспечение научной деятельности в РФ: Сб. нормативных актов. — М.. 15. Правовое регулирование инновационной деятельности в высшей школе России: Методические рекомендации. — М.: НЦ Госкомвуза, 1995. 16. Проблемы творчества в сфере науки и научной деятельности. — М.: НЦ Госкомвуза, 1995. 17. Сборник нормативных актов (Рекомендации по применению порядка защиты авторских прав и прав собственности на научно-техническую продукцию в РФ при ее реализации). — Москва — Саратов: Росвузнаука, 1993. На первый взгляд количество нормативных актов по правовому обеспечению инновационной деятельности в России впечатляет. Однако при более глубоком изучении вопроса приходишь к следующим выводам. Во-первых, правовое обеспечение не подкреплено финансами, методиками, информацией. Научные работники, конструкторы, технологи и другие работники инновационного цикла в России получают зарплату в десятки раз меньше, чем работники тех же профессий в промышленно развитых странах. Во-вторых, в разработанных нормативных актах не видно применения системного подхода. На наш взгляд, следовало бы создать систему нормативных актов по инновационной деятельности на основе разработки необходимых классификаций, системы терминов и понятий, построения дерева нормативных актов и т. д. Правовые вопросы должны быть увязаны с экономическими, управленческими, экологическими, техническими и другими вопросами.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |