Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей эффективности инновационной деятельности




При рассмотрении классификации инноваций было отмечено, что новшества могут быть покупными и собственной разработки, а инно­вации как результат внедрения новшеств могут осуществляться толь­ко в самой организации.

Инновации не могут продаваться, продаются новшества для превра­щения их в инновации в сфере потребления.

Жизненный путь новшеств может развиваться по одному из трех путей:

♦ накопление в инновационной организации (ИО);

♦ превращение в ИО в инновацию;

♦ продажа как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через эко­номические и финансовые показатели. В условиях рыночных отноше­ний не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенно­стей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов. Подробнее этот вопрос излагается в учебных курсах «Экономика предприятия», «Финансовый менедж­мент» и др. Ниже излагаются предложения автора, не претендующие на их полноту.

К системе показателей предъявляются следующие требования:

♦ показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жиз­ненного цикла товара;

♦ показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности орга­низации;

♦ показатели должны опираться на данные по конкурентоспособ­ности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

♦ важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);

♦ показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;

♦ показатели должны отражать все аспекты финансовой деятель­ности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);

♦ проектирование окончательных показателей должно осуществ­ляться на основе многовариантных расчетов с определением сте­пени риска и устойчивости финансовой деятельности, с исполь­зованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты работы организации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта (рис. 14.2):

♦ экономический;

♦ научно-технический;

♦ социальный;

♦ экологический.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли И О осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния со­трудников.

Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономиче­ский эффект. Например, разработанное ИО изобретение как новшество высшего уровня может дать экономический эффект либо после его продажи, либо после реализации товара ИО, разработанного на осно­ве изобретения. Или повышение степени удовлетворения физиологических потребностей сотрудников ИО и их семей сократит потери рабочего времени по болезням, повысит производительность труда, ка­чество воспроизводства трудовых ресурсов и т. д., что не посчитаешь сразу в форме экономического эффекта. Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду сохраняет экосистему, увели­чивает продолжительность жизни человека и т. д. Этот эффект невоз­можно сразу перевести в прибыль.

Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: эко­номический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в ин­новацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, со­циальный и экологический эффект может иметь форму только потен­циального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимост­ном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопре­деленности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации). В курсе «Управленческие решения» отмечается, что альтернативные варианты решений должны приводиться в сопоста­вимый вид по 8 факторам:

♦ фактору времени;

♦ фактору качества;

♦ фактору масштаба;

♦ фактору освоенности объекта в производстве;

♦ методу получения информации;

♦ условиям применения объекта;

♦ фактору инфляции;

♦ фактору риска (прежде всего технологического и коммерческо­го) и неопределенности.

При проведении анализа эффективности инновационной деятель­ности организации следует учитывать перечисленные факторы сопо­ставимости вариантов анализа и оценки.

Критерием принятия управленческого решения является экономи­ческий эффект. В настоящее время в соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показа­тели оценки

где R. — суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве; Q — фактические затраты на НИОКР за j'-й год; N — число лет анали­зируемого периода; Н — незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении; Н2 то же на конец анализируемого периода. К этим параметрам следует добавить еще показатель срока окупае­мости инвестиций в инновационный проект (То):

T0 = jp (14.7)

где Пч — чистая годовая прибыль, получаемая в результате функцио­нирования объекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.